Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы гуманитарных наук

Вопросы гуманитарных наук №4 2012 (180,00 руб.)

0   0
Страниц94
ID197537
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: исторические науки, экономические науки, филологические науки, юридические науки, педагогические науки, искусствоведение, архитектура, психологические науки, социологические науки, политические науки, культурология.
Вопросы гуманитарных наук .— Москва : Спутник+ .— 2012 .— №4 .— 94 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197537 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы гуманитарных наук, № 4, 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ Отечественная история Васькин А.А.,1 член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов Москвы МОСКОВСКИЕ АДРЕСА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. <...> У него с 1825 по 1832 гг. нанимал квартиру художник Василий Андреевич Тропинин. <...> В своей мастерской Тропинин создал известнейший портрет Александра Сергеевича Пушкина. <...> О своих встречах с поэтом на Волхонке в январе – феврале 1827 г. Тропинин вспоминал уже через много лет, когда после долгой безвестности обнаружился написанный им пушкинский портрет: «И тут-то я в первый раз увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи и увидел его не без сильного волнения в разных отношениях: он напомнил мне часы, которые я провел глаз на глаз с великим нашим поэтом, напомнил мне мое молодое время, а между тем я чуть не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром чулане или сарае» (из воспоминаний Тропинина в записи скульптора Н.А. Рамазанова). <...> Однако до 1827 г. Александра Сергеевича рисовали всего несколько раз, и тогда, как писал Соболевский Погодину, «портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке…». <...> Правда, сам Тропинин много лет спустя рассказывал Н.В. Бергу, что Соболевский лично заказал ему портрет друга. <...> Автор книг «Спасти Пушкинскую площадь», «Я не люблю московской жизни», или Что осталось от пушкинской Москвы», «От Волхонки до Знаменки», «От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа», «Монастыри Москвы», «Московский университет на Моховой» и других, а также более ста публикаций, исследований, очерков на тему исторического прошлого российской столицы. <...> Вернувшись через пять лет в Москву, Соболевский, к неописуемому своему огорчению, обнаружил, что вместо пушкинского портрета в раму вставлена довольно искусная подделка. <...> Лишь через много лет директор Московского архива <...>
Вопросы_гуманитарных_наук_№4_2012.pdf
Вопросы гуманитарных наук, № 4, 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ Отечественная история Васькин А.А.,1 член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов Москвы МОСКОВСКИЕ АДРЕСА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. «Я УВИДЕЛ… ПОРТРЕТ ПУШКИНА» (ВОЛХОНКА УЛ., 11) В начале XVIII в. владение принадлежало родственникам гетмана Петра Дорошенко, казненного при Петре I. Дорошенко – «один из героев древней Малороссии, непримиримый враг русского владычества», – писал Пушкин в примечаниях к поэме «Полтава». Затем участок на Волхонке перешел к Нарышкиным, выстроившим здесь в конце XVIII в. усадьбу. В начале XIX в. особняком владел Алексей Федорович Грибоедов, дядя Александра Сергеевича Грибоедова. Племянник послужил дяде одним из прототипов Фамусова в «Горе от ума». В 1806 г. дом приобрел купец А.М. Зимулин. У него с 1825 по 1832 гг. нанимал квартиру художник Василий Андреевич Тропинин. В своей мастерской Тропинин создал известнейший портрет Александра Сергеевича Пушкина. О своих встречах с поэтом на Волхонке в январе – феврале 1827 г. Тропинин вспоминал уже через много лет, когда после долгой безвестности обнаружился написанный им пушкинский портрет: «И тут-то я в первый раз увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи и увидел его не без сильного волнения в разных отношениях: он напомнил мне часы, которые я провел глаз на глаз с великим нашим поэтом, напомнил мне мое молодое время, а между тем я чуть не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром чулане или сарае» (из воспоминаний Тропинина в записи скульптора Н.А. Рамазанова). История знакомства Тропинина и Пушкина, в результате которого в мастерской на Волхонке был написан один из лучших портретов поэта, связана с Сергеем Соболевским, ставшим, как писал К.А. Полевой, «путеводителем Пушкина по Москве». Зимою и весной 1827 г. Пушкин жил на квартире Соболевского на Собачьей площадке. Узнав, что Сергей Александрович собирается за границу, Пушкин решил подарить ему свой портрет. Однако до 1827 г. Александра Сергеевича рисовали всего несколько раз, и тогда, как писал Соболевский Погодину, «портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке…». Правда, сам Тропинин много лет спустя рассказывал Н.В. Бергу, что Соболевский лично заказал ему портрет друга. Соболевский был недоволен «приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он попросил Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце. 1 Васькин Александр Анатольевич – историк Москвы, писатель, журналист, лауреат Горьковской литературной премии 2008 г. в номинации «По Руси» (краеведение). Автор книг «Спасти Пушкинскую площадь», «Я не люблю московской жизни», или Что осталось от пушкинской Москвы», «От Волхонки до Знаменки», «От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа», «Монастыри Москвы», «Московский университет на Моховой» и других, а также более ста публикаций, исследований, очерков на тему исторического прошлого российской столицы. 9
Стр.1