Современные представления о транспортировке грузов в России
смещаются от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным
отраслям, через поиск наиболее эффективного варианта доставки грузов, в
сторону диапазона сферы услуг – транспортного сервиса. <...> Данный диапазон
определяет способность перевозчика справляться с множеством вопросов
процесса логистики, включая транспортировку, складирование, управление
запасом и отношения отправителя с перевозчиком. <...> Астраханский транспортный узел (АТУ) – прежде всего, комплекс
объектов,
постоянных
железнодорожного,
устройств
автомобильного,
внешнего
(негородского)
воздушного
транспорта,
водного,
а также
городского транспорта, при этом ключевые объекты расположены на
территории г. Астрахани. <...> Так, для железнодорожного транспорта ключевыми
объектами являются сортировочная и пассажирская станция, расположенные на
территории города, и обеспечивающие работу железнодорожного узла,
элементы которого находятся в границах АТУ. <...> Морской порт Астрахань
включает в себя портовые комплексы в п. <...> Оля, в составе АТУ - портовые
комплексы в п. <...> За
многие
инфраструктура
десятилетия
обеспечения
в
Астрахани
сформировалась
функционирования
и
развития
развитая
водного
транспорта: это не только портовые мощности, но и судостроительные и
судоремонтные заводы, учебные и научные учреждения, бассейновый
радиоцентр и подразделения для метеорологического и гидрографического
обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарнокарантинного, пограничного и таможенного контроля, учреждения морского
регистра. <...> Астраханский транспортный узел можно классифицировать как:
-
мультифункциональный,
обеспечивающий
переработку
и
транспортировку всех видов грузов во всех видах сообщений, обслуживание
пассажиров в городском, пригородном, местном, дальнем и международном
сообщениях,
- мультимодальный, поскольку в узле производится перевалка грузов
между водным <...>
Состояние_и_развитие_консолидированного_порта_«Астрахань»_(1).pdf
«Состояние и развитие консолидированного порта «Астрахань»»
к.э.н., доц. Щербакова М.В., ст.пр. Елифиренко В.В.
Современные экономические условия, характеризующиеся глобализацией
рынков и углублением мировых хозяйственных связей, требуют от российских
транспортных
предприятий постоянного повышения уровня
конкурентоспособности и увеличения инвестиционной привлекательности.
Современные представления о транспортировке грузов в России
смещаются от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным
отраслям, через поиск наиболее эффективного варианта доставки грузов, в
сторону диапазона сферы услуг – транспортного сервиса. Данный диапазон
определяет способность перевозчика справляться с множеством вопросов
процесса логистики, включая транспортировку, складирование, управление
запасом и отношения отправителя с перевозчиком.
Однако клиента транспортной компании становится всё труднее удивить
ассортиментом и ценой предлагаемых услуг, он все чаще обращает внимание
на такие критерии, как сроки доставки, информационное сопровождение
процесса перевозки, сохранность груза. Поэтому потребители транспортных
услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые
обеспечивают желаемый уровень и наилучшее качество обслуживания.
Астраханский транспортный узел (АТУ) – прежде всего, комплекс
объектов, постоянных устройств внешнего (негородского) водного,
железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, а также
городского транспорта, при этом ключевые объекты расположены на
территории г. Астрахани. Так, для железнодорожного транспорта ключевыми
объектами являются сортировочная и пассажирская станция, расположенные на
территории города, и обеспечивающие работу железнодорожного узла,
элементы которого находятся в границах АТУ. Морской порт Астрахань
включает в себя портовые комплексы в п. Оля, в составе АТУ - портовые
комплексы в п. Бузан и г. Нариманов. В Астрахани находится подразделение
1
Стр.1
Волжского государственного бассейнового управления водных путей и
судоходства "Астраханский район гидротехнических сооружений и
судоходства" [2].
За многие десятилетия в Астрахани сформировалась развитая
инфраструктура обеспечения функционирования и развития водного
транспорта: это не только портовые мощности, но и судостроительные и
судоремонтные заводы, учебные и научные учреждения, бассейновый
радиоцентр и подразделения для метеорологического и гидрографического
обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарнокарантинного,
пограничного и таможенного контроля, учреждения морского
регистра.
Астраханский транспортный узел можно классифицировать как:
-
мультифункциональный, обеспечивающий переработку и
транспортировку всех видов грузов во всех видах сообщений, обслуживание
пассажиров в городском, пригородном, местном, дальнем и международном
сообщениях,
- мультимодальный, поскольку в узле производится перевалка грузов
между водным, железнодорожным и автомобильным транспортом,
- интермодальный, поскольку в узле производится перевалка грузов с
использованием интермодальных (бесперегрузочных) технологий.
- пограничный, в связи с его расположением на южной границе
Российской Федерации [2].
Астраханский транспортный узел рассматривается как ключевой элемент
международных транспортных коридоров "Север - Юг" (NS) и "Запад -
Восток".
В международном транспортном коридоре (МТК) "Север - Юг"
Астраханский транспортный узел связан: на севере с Волгоградским
транспортным узлом (410 км по сети автодорог и 450 по железной дороге), на
юге - с транспортными узлами, находящимися на побережье Каспийского моря
на территории Дагестана, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркменистана.
2
Стр.2
Основные пути сообщения в составе МТК "Север - Юг" - водные, а также
железнодорожные и автомобильные с перевалкой на водный транспорт.
МТК «Север-Юг» был задуман как магистраль для осуществления
интермодальных перевозок из Индии до Финляндии и других стран Европы и
обратно транзитом через Иран и Россию [7].
Весной 2000 года совместная российско-иранская компания ИРСОТР
осуществила прогон пробной партии пяти сорокафутовых контейнеров от
Бомбея до Москвы. Пробный прогон партии контейнеров показал главное
преимущество коридора «Север - Юг» по сравнению с традиционным морским
путем через Суэцкий канал - это сокращение времени перевозки грузов с 35
суток до 21 [5].
Однако ряд возникших организационно-технических трудностей и, в
частности, отсутствие в тот период, на всём протяжении маршрута
транспортной инфраструктуры, обладающей достаточным уровнем сервиса и
пропускной способностью, не позволило организовать постоянную рабочую
линию.
На сегодняшний день ситуация изменилась. Прикаспийские государства
ускоренными темпами осуществляют строительство и модернизацию
транспортно-логистической инфраструктуры, а также наращивают портовые
мощности [5].
В целом транспортную сеть Астраханской области составляют 574
километра железнодорожных путей, 2855 километров автомобильных дорог,
1120 километров внутренних судоходных путей. На водных просторах в
навигацию работают около 1000 судов, в том числе на Каспии - более 250 [11].
Суммарная пропускная способность иностранных портов Каспийского
моря в настоящее время составляет порядка 60 млн. тонн. При этом в разной
стадии реализации находятся инфраструктурные проекты позволяющие
увеличить суммарную пропускную способность иностранных портов до 90
млн. тонн к 2020 году [3].
Оценочно грузооборот портов Каспийского бассейна в 2009 году составил
3
Стр.3
около 54 млн. тонн. Из них переработано российскими портами (Астрахань,
Оля и Махачкала) порядка 11 млн. тонн, что составляет лишь 20% от общего
грузооборота [7].
Астраханский воднотранспортный узел (АВТУ) является обустроенным
пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков.
АВТУ включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. Всего в
Астраханской области на территории этих портов работают 20 стивидорных
компаний, из них 18 специализируются на перевалке сухих грузов и 2 - на
наливных грузах. Модернизируются железнодорожные станции Аксарайская-1
и Аксарайская-2, через которые к тому же идет постоянно растущий поток
грузов на Казахстан.
Но будучи весьма перспективным в силу особенностей географического
положения для развития транспорта (пассажирский транспорт - 1,9% ВРП,
грузовой - 12,1%), Астраханский регион так и не стал территорией размещения
крупного мультимодального транспортного узла. Более того, конкуренция в
сфере перевозок по направлению МТК "Север-Юг" постоянно возрастает.
Растет объем морских перевозок традиционными путями (через Суэц) и по
новому транспортному коридору TRACECA, поддерживаемому ЕС. В целом,
рост объемов транспортных перевозок в области до сих пор является
неустойчивым [1].
На сегодняшний день усилия государства, Правительства Астраханской
области и частных инвесторов сосредоточены на завершении работ по
строительству первого грузового района порта Оля, суммарная мощность
которого согласно генеральной схеме составляет 7,7 млн. тонн в год при
условии завершения строительства 14 причалов.
Общий объем государственных инвестиций составляет 1,7 млрд. рублей, в
том числе профинансировано 1,6 млрд. рублей.
Общий объем частных инвестиций составляет 12,7 млрд. рублей. На
1.06.2010 освоено 4,7 млрд [8].
В настоящее время в порту Оля работают три причала максимальной
4
Стр.4