Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Состояние и развитие консолидированного порта «Астрахань» (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЩербакова Маргарита Владимировна
АвторыЕлифиренко Виктория Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц30
ID197459
АннотацияВ данной статье рассмотрены проблемы функционирования рынка портовых услуг на примере консолидированного порта «Астрахань», грузопотока и обслуживание потребителей транспортных услуг. Проанализированы особенности современного состояния и факторов развития Астраханского Морского транспортного узла. Приведены статистические данные объемов перевалки грузов через российские порты каспийского бассейна. Выявлены и обобщены позитивные и негативные тенденции перспективы развития рынка портовых услуг. В статье обоснована необходимость выработки практических рекомендаций по формированию скоординированных действий участников транспортного процесса и со стороны государства, и со стороны субъектов портового бизнеса.
УДК338.45:656.625
ББК65.374.6
Щербакова, М.В. Состояние и развитие консолидированного порта «Астрахань» / В.В. Елифиренко; М.В. Щербакова .— : [Б.и.], 2012 .— 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197459 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные представления о транспортировке грузов в России смещаются от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным отраслям, через поиск наиболее эффективного варианта доставки грузов, в сторону диапазона сферы услуг – транспортного сервиса. <...> Данный диапазон определяет способность перевозчика справляться с множеством вопросов процесса логистики, включая транспортировку, складирование, управление запасом и отношения отправителя с перевозчиком. <...> Астраханский транспортный узел (АТУ) – прежде всего, комплекс объектов, постоянных железнодорожного, устройств автомобильного, внешнего (негородского) воздушного транспорта, водного, а также городского транспорта, при этом ключевые объекты расположены на территории г. Астрахани. <...> Так, для железнодорожного транспорта ключевыми объектами являются сортировочная и пассажирская станция, расположенные на территории города, и обеспечивающие работу железнодорожного узла, элементы которого находятся в границах АТУ. <...> Морской порт Астрахань включает в себя портовые комплексы в п. <...> Оля, в составе АТУ - портовые комплексы в п. <...> За многие инфраструктура десятилетия обеспечения в Астрахани сформировалась функционирования и развития развитая водного транспорта: это не только портовые мощности, но и судостроительные и судоремонтные заводы, учебные и научные учреждения, бассейновый радиоцентр и подразделения для метеорологического и гидрографического обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарнокарантинного, пограничного и таможенного контроля, учреждения морского регистра. <...> Астраханский транспортный узел можно классифицировать как: - мультифункциональный, обеспечивающий переработку и транспортировку всех видов грузов во всех видах сообщений, обслуживание пассажиров в городском, пригородном, местном, дальнем и международном сообщениях, - мультимодальный, поскольку в узле производится перевалка грузов между водным <...>
Состояние_и_развитие_консолидированного_порта_«Астрахань»_(1).pdf
«Состояние и развитие консолидированного порта «Астрахань»» к.э.н., доц. Щербакова М.В., ст.пр. Елифиренко В.В. Современные экономические условия, характеризующиеся глобализацией рынков и углублением мировых хозяйственных связей, требуют от российских транспортных предприятий постоянного повышения уровня конкурентоспособности и увеличения инвестиционной привлекательности. Современные представления о транспортировке грузов в России смещаются от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным отраслям, через поиск наиболее эффективного варианта доставки грузов, в сторону диапазона сферы услуг – транспортного сервиса. Данный диапазон определяет способность перевозчика справляться с множеством вопросов процесса логистики, включая транспортировку, складирование, управление запасом и отношения отправителя с перевозчиком. Однако клиента транспортной компании становится всё труднее удивить ассортиментом и ценой предлагаемых услуг, он все чаще обращает внимание на такие критерии, как сроки доставки, информационное сопровождение процесса перевозки, сохранность груза. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивают желаемый уровень и наилучшее качество обслуживания. Астраханский транспортный узел (АТУ) – прежде всего, комплекс объектов, постоянных устройств внешнего (негородского) водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, а также городского транспорта, при этом ключевые объекты расположены на территории г. Астрахани. Так, для железнодорожного транспорта ключевыми объектами являются сортировочная и пассажирская станция, расположенные на территории города, и обеспечивающие работу железнодорожного узла, элементы которого находятся в границах АТУ. Морской порт Астрахань включает в себя портовые комплексы в п. Оля, в составе АТУ - портовые комплексы в п. Бузан и г. Нариманов. В Астрахани находится подразделение 1
Стр.1
Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства "Астраханский район гидротехнических сооружений и судоходства" [2]. За многие десятилетия в Астрахани сформировалась развитая инфраструктура обеспечения функционирования и развития водного транспорта: это не только портовые мощности, но и судостроительные и судоремонтные заводы, учебные и научные учреждения, бассейновый радиоцентр и подразделения для метеорологического и гидрографического обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарнокарантинного, пограничного и таможенного контроля, учреждения морского регистра. Астраханский транспортный узел можно классифицировать как: - мультифункциональный, обеспечивающий переработку и транспортировку всех видов грузов во всех видах сообщений, обслуживание пассажиров в городском, пригородном, местном, дальнем и международном сообщениях, - мультимодальный, поскольку в узле производится перевалка грузов между водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, - интермодальный, поскольку в узле производится перевалка грузов с использованием интермодальных (бесперегрузочных) технологий. - пограничный, в связи с его расположением на южной границе Российской Федерации [2]. Астраханский транспортный узел рассматривается как ключевой элемент международных транспортных коридоров "Север - Юг" (NS) и "Запад - Восток". В международном транспортном коридоре (МТК) "Север - Юг" Астраханский транспортный узел связан: на севере с Волгоградским транспортным узлом (410 км по сети автодорог и 450 по железной дороге), на юге - с транспортными узлами, находящимися на побережье Каспийского моря на территории Дагестана, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркменистана. 2
Стр.2
Основные пути сообщения в составе МТК "Север - Юг" - водные, а также железнодорожные и автомобильные с перевалкой на водный транспорт. МТК «Север-Юг» был задуман как магистраль для осуществления интермодальных перевозок из Индии до Финляндии и других стран Европы и обратно транзитом через Иран и Россию [7]. Весной 2000 года совместная российско-иранская компания ИРСОТР осуществила прогон пробной партии пяти сорокафутовых контейнеров от Бомбея до Москвы. Пробный прогон партии контейнеров показал главное преимущество коридора «Север - Юг» по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал - это сокращение времени перевозки грузов с 35 суток до 21 [5]. Однако ряд возникших организационно-технических трудностей и, в частности, отсутствие в тот период, на всём протяжении маршрута транспортной инфраструктуры, обладающей достаточным уровнем сервиса и пропускной способностью, не позволило организовать постоянную рабочую линию. На сегодняшний день ситуация изменилась. Прикаспийские государства ускоренными темпами осуществляют строительство и модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры, а также наращивают портовые мощности [5]. В целом транспортную сеть Астраханской области составляют 574 километра железнодорожных путей, 2855 километров автомобильных дорог, 1120 километров внутренних судоходных путей. На водных просторах в навигацию работают около 1000 судов, в том числе на Каспии - более 250 [11]. Суммарная пропускная способность иностранных портов Каспийского моря в настоящее время составляет порядка 60 млн. тонн. При этом в разной стадии реализации находятся инфраструктурные проекты позволяющие увеличить суммарную пропускную способность иностранных портов до 90 млн. тонн к 2020 году [3]. Оценочно грузооборот портов Каспийского бассейна в 2009 году составил 3
Стр.3
около 54 млн. тонн. Из них переработано российскими портами (Астрахань, Оля и Махачкала) порядка 11 млн. тонн, что составляет лишь 20% от общего грузооборота [7]. Астраханский воднотранспортный узел (АВТУ) является обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. АВТУ включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. Всего в Астраханской области на территории этих портов работают 20 стивидорных компаний, из них 18 специализируются на перевалке сухих грузов и 2 - на наливных грузах. Модернизируются железнодорожные станции Аксарайская-1 и Аксарайская-2, через которые к тому же идет постоянно растущий поток грузов на Казахстан. Но будучи весьма перспективным в силу особенностей географического положения для развития транспорта (пассажирский транспорт - 1,9% ВРП, грузовой - 12,1%), Астраханский регион так и не стал территорией размещения крупного мультимодального транспортного узла. Более того, конкуренция в сфере перевозок по направлению МТК "Север-Юг" постоянно возрастает. Растет объем морских перевозок традиционными путями (через Суэц) и по новому транспортному коридору TRACECA, поддерживаемому ЕС. В целом, рост объемов транспортных перевозок в области до сих пор является неустойчивым [1]. На сегодняшний день усилия государства, Правительства Астраханской области и частных инвесторов сосредоточены на завершении работ по строительству первого грузового района порта Оля, суммарная мощность которого согласно генеральной схеме составляет 7,7 млн. тонн в год при условии завершения строительства 14 причалов. Общий объем государственных инвестиций составляет 1,7 млрд. рублей, в том числе профинансировано 1,6 млрд. рублей. Общий объем частных инвестиций составляет 12,7 млрд. рублей. На 1.06.2010 освоено 4,7 млрд [8]. В настоящее время в порту Оля работают три причала максимальной 4
Стр.4