г
В СОЮЗЕ С ГОЛУБЫМ ЭКРАНОМ
формация обо
всех
направлениях
дея
тельности
r•
прокурар
екого надзора и след
ствия. <...> Естественно, работа по вы
явлению и устранению nричин и усло
вий, сnособствующих nреступлениям,
ке, ему действительно nридавалось боль
шое
значение. <...> Вместе с тем определенная эави- ,
рии, расформировывались профилакти
симость и влияние осуществляемых мер
ческие
на сокращение и предупреждение неко·
подразделения
милиции
и
т.
д. <...> Да и во многих прокуратурах само по
торых преступлений очевидны.
нятие исполнение законов, направленных
ний сама по себе многоасnектна. <...> Ниже речь nой
тики сокрытия преступлений работника
дет о
ми ортанов внутренних дел. <...> 14 Устава города Москвы, а
также в Договоре между Федерацией и
ной стороны, наnравлены на реализацию
Москвой о разграничении предметов ве
ционные, материально-технические, nра
конституционных
гой
прав граждан,
а с дру·
предусмотренные в них организа
-
дения и полномочий, подписанных Пре
вовые и иные меры,
эидентом
что
дупреждение преступлений, вытекают из
Москва реализует свои полномочия в
сфере законодательной и нормативной
деятельности и осуществляет собствен
конкретных условий жизни Москвы ,
ное
и
мэром,
правовое
где определено,
регулирование
до
приня
влияющие на пре
рассчитаны на имеющиеся материальные
ресурсы. <...> И в этом плане в Москве накоп
1
1998 r.
дупреждения преступлений, сложивших
дении
t
конкретными количественными измене· /
бродяг, лечебно-трудовые профилакто
на профилактику преступности, вышло
из обихода, из практической деятель
-1
мер бывает трудно наnрямую оценить
лен определенный опыт.
последние
В городе за
и
оnосредствованно,
отра
Среди других актов следует выделить
распоряжение мэра и постановления nра
актов
вительства, утвердившие различные ком·
в виде законов города, постановлений
правительства, расnоряжений мэра, на
плексные и отраслевые профилактичес
кие городские nрограммы. <...> Немало из
тивные документы, nредставляющие со
правоохранительные <...>
Законность_№1_1999.pdf
г
В СОЮЗЕ С ГОЛУБЫМ ЭКРАНОМ
формация обо всех
направлениях деятельности
прокурарекого
надзора и следствия.
Это, по мнению
руководителей прокуратуры
и ОГТРК, а
также выступившего
при подписании документа
видного телеобозревателя
Н. Сванидзе,
не только будет
соответствовать
взятому в последние
В ноябре минувшего
года подписано соглашение
о сотрудничестве
между Генеральной
прокуратурой
РФ и Всероссийской
государственной
компанией •ОбъедиСоглашение
предусматривает
конкретные
формы сотрудничества.
В распоряжение
тележурналистов
оперативно
будет предоставляться
достоверная ингоды
прокуратурой
курсу на открытость,
но и послужит повышению
ее авторитета
и правовому просвещению
граждан Российской
Федерации.
Соглашение предусматривает
установление
таких контактов
и на местах.
; •
1
!
1
r •
Фото Е. Маслова.
Стр.1
1
о
N2 1 (771)
Учредители:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРдТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
·'"··.
i 1
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНО·
ПРдКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ИЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДД
Главный редактор ЗдИКИН Н. П.
Редакционная коллегия:
КАРЛИН д. Б., КЕХЛЕРОВ С. Г. ,
КОБЗАРЬ В. д., КОНДРдШКОВ Н. Н.,
СМИРНОВ Г. П. , ТдРдНЕНКО В. В.
<.
Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗдМОВд Т. И.
. '
. ~ ·
.
Адрес редакции: 103868, ГСП, Москва, К-9,
Б. Дмиrровка, д. 9, строение 6
Телефон: 229-01-06
Сдано в набор 25.11.98 .. •·
Подnисано в nечать 28.12.98.
Формат 70х108 1/16. Бумага кн.-журн. Офсетная
nечать. Уел. nеч. л. 5,6. Уел. кр.-оп. 5,93.
Зак. 4898
Ордена Трудового Красного Знамени Чеховски~
nолиграфический комбинат Государственного
комитета Российской Федерации no nечати
142300, г. Чехов Московской области
Тел. {272) 71-336, факс (272) 62·536
1999
© .-Законность•, 1999.
Стр.2
r
f
·. ~
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МОСКВЕ
С. ГЕРАСИМОВ
Прокурор Москвt>~
В nериод острого экономического и
финансового кризиса, разгула органиэованной
nреетулиости и коррупции, массового
обнищания людей острейшей nроблемой
становится выживание народа и
сохранение целостности и безоnасности
государства. Пытаясь следовать рецеnтам
Заnада, Россия становится его извращенной
коnией. Провозгласив лозунг
•разрешено все, что не запрещено законом•,
власти предоставили возможность
действовать .свободно, а ответственность
в необходимых случаях установить забыли.
Государство упустило многие рычаги
регулирования социально-экономических
отношений.
Но кризис не вечен. Выход из создавшеrося
nоложения возможен только с
усилением роли государства в наведении
nорядка в сфере экономики.
В отличие от состоявшихся демократий
в государствах nереходиого периода
должны быть сильные общественные
рычаги J}озлействия на процессы экономики,
социальной и политической жизни.
Здесь очень важно не забвение, а развитие
собственного оnыта, оценка его
nлюсов и минусов. Должно быть четко
оnределено место всех механизмов государства,
включая лравосудие, nрокурарекий
надзор и т. д. В отличие от известной
теории отмирания государства речь
должна идти об усилении и совершенствовании
его функций, особенно в экономике.
В
этой связи не стал менее актуальным
nостулат, что лрестуnление легче и
важнее nредуnредить, чем расследовать,
а затем осуществлять лравосудие. Известно,
что nротиводействие nреступности
осуществляется nутем различных
теризовался, к сожалению, значительным
отстуnлением по всему •фронту• nрофилактики.
Прежде всеrо была nодорвана
ее nравовая база, а новая не создана.
Начавшиеся тогда глубокие дезинтеграционные
и деста6илизирующие процессы
nоложили начало неnросч.итанным по
последствиям ряду правовых реформ.
~ы торолились походять на Запад и
создавать модель их общества, не учитывая
многих особенностей нашей страны
и ее народа. Все больше проявлялась
слабость государства и его институтов в
регулировании важнейших сторон жизни.
Резкой критике подверглась прокуратура
как орган, якобы сохранивший
все нормы коммунистической системы.
~ы за nриоритет судебной власти в
защите nрав и свобод человека и гражданина.
Но известно, какие трудности
исnытывает эта власть в организационном,
кадровом и материальном nлане. И
на современной стадии развития нашего
о6mества нужна сильная лрокуратура,
которая занимает свое место в защите
прав и свобод человека н государства,
не локушаясь на верховенство судебной
власти.
Отмена уголовной ответственности за
тунеядство, злостное нарушение ласnортных
nравил, административного надзора,
а также nринудительного лечения от
алкоголизма и наркомании, других форм
сдерживания антиобщественного nоведения
nривела
tc тому, что за год-два nреno
уровню
и солержанию nолитических,
законодательных, социально-экономических
и иных мероnриятий. Особое
место в этой работе отводится nредуnреждению
престуnлений и nравонарушений.
В
свое время nредупреждение nреступлений
лровозr лашалось одним из глав!fых
наnравлений борьбы с nреступностью.
Здесь присутствовал nроnагандистский
лозунг, но и реально, на nрактике,
ему действительно nридавалось большое
значение.
Период с начала распада СССР харак2
жние
формы и методы nрофилактической
работы оказались утраченными, а
новой адекватной системы nредуnреждения
nрестуnлений и nравонарушений не
выработано. Поnытки в 1994-1996 rr.
создать действеиную общегосударствеиную
Программу борьбы с nрестуnиостью,
включавшую в себя совокуnность мер по
nредуnреждению nрестуnлений, оказались
неулачиыми. У государства nросто
не оказалось не только воли, но и средств
на ее выработку и реализацию. То же
случилось и позднее.
Правоохранительные органы в условиях
галопирующего роста лрестуnности
сосредоточили основные усилия на
выявлении и nресечении деятельности
организованных nреступных груnпировох,
на раскрытии многочисленных •заказных•
убийств и других оnасных престуnлений.
Естественно, работа по выявлению
и устранению nричин и условий,
сnособствующих nреступлениям,
1
•• ,
.1
1
1
\
1
t
1
Стр.3