Г. Торопов
Постановление Цl( I(ПСС и Совета Министров СССР от б марта
г. «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитин
1956
инициативы
колхозников
в
организации
колхозного
производства
и
управлении деJiами артели » имеет огромное значение для дальнейшего
упрочения колхоз ного строя,
актив
развивает творч~скую инициативу и
ность широчайших колхозных масс. <...> Некоторые прокурары ошибочно полагают,
что им
не с-1едует вмешиваться даже
и тогда,
когда
внесенные в устав
дополнения и изменения противоречат действующему законодательству. <...> КПСС и Совета Мини
стров СССР о том, что члены артели должны направлять ее деятельность
«В соответствии с законами Советской власти, решениями партии и nра
витсльства, в интересах государства, кодхозов и колхозников:.. <...> .
В постановлении ЦК: КПСС и Совета Министров СССР указывается,
что ус1ав сельскохозяйственной артели с внесенными в него nоправками,
изменениями и Д{)nолнениями, nринятый на общем собрании колхозников,
приобретает силу закона после регистрации его в районном исполкоме. <...> 97 Конституции СССР советы депутатов трудящихся
обязаны обеспечивать с.облюдение законов и охрану прав граждан, а
постановление Совета Министров СССР от 7 декабря 1953 r. возлагает
на районные исполкомы обязанность осуществлять повседневный конт
роль над
j
соблюдением законности
в
колхозах. <...> .
Однако районные исполкомы в ряде случаев
П(
19
ю:
регистрируют уставы
ЯЕ
сельскохозяйственной артели с внесенными в них изменениями, дополне
ниями и поправками, содержащими нарушения действующего законода
хс
тельства,
начинают
ю
жить по новому уставу, не зарегистрированному районным испмкомом.
ее
Отсюда вытекают и обязанности прокураров по осуществлению ими
общего надзора за исnолнением nостановления ЦК КПСС и Совета Ми
нистров СССР от 6 марта 1956 г. Прокурары не могут стоять в стороне
от работы, лроводящейся в коЛхозах no nересмотру устава сельскохозяй
ственной артели. <...> В устав сельскохозяйственной <...>
Законность_№11_1956.pdf
UИАЛИСТИЧЕСI
... .___.-··
:~.-:·
....
.
1.
.
9 5 6
Стр.1
cmJ1aH,
.
1
9
5
6
..
самодеятельности
j
7
r.
.:Jlft.aлemtZf1uu Всех
t:oeiJuняйrnecь!
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ЗАКОННОСТЬ
ОРГАН ПРО.КУРАТУРЫ СССР
зз~и год
ИЗДАН И Я
NQ 11
О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Г. Торопов
.НОЯБРЬ
Пi'ОКУI'ОРСКИЙ НАДЗОР 3А ИСПОЛ~ИЕ: :fHOB
Постановление Цl( I(ПСС и Совета Министров СССР от б марта
1956 г. «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитин
инициативы колхозников в организации колхозного производства и
управлении деJiами артели» имеет огромное значение для дальнейшего
упрочения колхозного строя, развивает творч~скую инициативу и активность
широчайших колхозных масс. Рост трудовой и общественной активtюсти
колхозников, развитие их инициативы и
не снижают,
а повышают ответственность всех местных органов за положенnе
дел в колхозах.
Из постановления Цl( I(ПСС и Совета Министров СССР вытекают
важные задачи и для органов прокуратуры, nризванных осуществлять
надзор за точным исполнением советских законов.
Между тем, на местах в отдельных случаях наметилась неправильная
тенденция ослабления nрокурарекого надзора за точным исполнением
законов о сельском хозяйстве. Некоторые прокурары ошибочно полагают,
что им не с-1едует вмешиваться даже и тогда, когда внесенные в устав
дополнения и изменения противоречат действующему законодательству.
Эти прокуреры забывают предупреждение ЦК. КПСС и Совета Министров
СССР о том, что члены артели должны направлять ее деятельность
«В соответствии с законами Советской власти, решениями партии и nравитсльства,
в интересах государства, кодхозов и колхозников:..
Любое мероприятие, которое проводится в колхозах, может быть
усnешно осуществлено лишь nри условии строжайшего соблюдения законности
В
постановлении ЦК: КПСС и Совета Министров СССР указывается,
что ус1ав сельскохозяйственной артели с внесенными в него nоправками,
изменениями и Д{)nолнениями, nринятый на общем собрании колхозников,
приобретает силу закона после регистрации его в районном исполкоме.
Причем регистрация исполкомом устава не есть nустая формальность,
ибо согласно ст. 97 Конституции СССР советы депутатов трудящихся
обязаны обеспечивать с.облюдение законов и охрану прав граждан, а
постановление Совета Министров СССР от
декабря 1953
на районные исполкомы обязанность осуществлять повседневный контроль
над соблюдением законности в колхозах. Следовательио, если
возлагает
Стр.2
2
Г. Торопов
в каком-либо колхозе в устав внесены nоnравки, которЬiе не согласуются
с законом, районный ислол.ком обязан принять меры к исправлению
доnущенной ошибкИ.
.
Однако районные исполкомы в ряде случаев регистрируют уставы
сельскохозяйственной артели с внесенными в них изменениями, дополнениями
и поправками, содержащими нарушения действующего законодательства,
а иногда и совсем не регистрируют их, и кодхозы начинают
жить по новому уставу, не зарегистрированному районным испмкомом.
Отсюда вытекают и обязанности прокураров по осуществлению ими
общего надзора за исnолнением nостановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 6 марта 1956 г. Прокурары не могут стоять в стороне
от работы, лроводящейся в коЛхозах no nересмотру устава сельскохозяйственной
артели. Они обязаны своевременно реагировать на решения общих
собраний членов кодхозов, вцосящих nоnравки, изменения и дополнения
в устав, если. те. содержат нарушения действующего законодатель·
ства.
·
Прахтика показывает, что наиболее распространенными нарушениями
являются следующие. В устав сельскохозяйственной артели иногда
включаются пункты, предусматривающие наложение по решению колхоза
штрафов за хищение колхозного имущества или взыскание в кратном
размере стоимости похищенного, тогда как закон устанавливает уголов)jУЮ
ответственность за хищение, либо возмещение материального ущерtа
по решению лравJiений колхоза в тех случаях, когда такое возмещение
в силу закона может быть произведено лишь по решению суда.
В ряде случаев в устав вносятся пункты, nредусматривающие введение
обязательного минимума трудодней для преетзрелых колхозников и для
подростков, не достигших шестнадцатилетнего возраста, хотя по закону
обязательный минимум может устанавливаться лишь для трудосnособных
колхозников. Это нарушение приобретает особенно серьезное зна·
чеюtе, так как невыполпение обязатедьного минимума, хотя бы одним из
членов колхозной семьи, влечет за собой определенные nравовые лоследсriшя
(например, повышенное обложение колхозного двора сельсr<охоэяйственным
налогом и мясоnоставками и др.). В некоторых колхозах в устаg
вносятся пункты, предусматривающие лишение nриусадебных участ~<ов
престарелых колхозников, а также тех коJiхозных дворов, отдельные члены
~оторых работают в государственных предприятиях иди в учреждениях.
Вносятся и такие пункты, которые устанавливают, что общие собрания ч.Тiенов
колхоза правомочны, если на них nрисутствует большинство «трудо·
способных членов кодхоза». Подобные nоnравки нарушают демократические
основы уnравления делами артели. В ряде случаев nредусматривается
лишение nриусадебных участков сельских учитепей и других лиц, не
являющихся членами колхозов, - рабочих и служащих государственных
nредприятий и учреждений, проживающих на территории кмхоза, если
они не выподняют установленного минимума трудодней. Бывает и
наоборот, когда размеры приусадебных участков для лиц, не являющихси
членами колхозов, завышаются против норм, установленных законом.
В. нарушение указа Президиума Верховного Созета СССР от 11 января
1955 г. «06 ответственности за nотравы nосевов в колхозах и совхозах~
решается вопрос об ответственности за nотравы. Вопреки ст. 10 Консти·
туции СССР, охраняющей право личной собственности граждан, в уставах
иногда предусматрива~тся nраво исnодкома сельского совета nрода•
вать постройки, nринадлежащие отдельным гражданам, у которых и~ъя·
ты nриусадебные участки; нередко вносятся пункты о nереходе этих
построек по истечении векоторого времени nосле изъятия приусадебных
участков в собственность колхозов. Правлениям колхозов nредоставд11еr·
с я
П(
19
ю:
ЯЕ
хс
ю
ее
Н<
I'И
pi:
чт
Ю:
Hl:
Дl
PJ
о~
щ
НЕ
Т2
Нl
C'I
п~
pt
Нl
З<
Н<
Н<
з~
П1
з;
!{(
К<
П(
Чl
И(
з;
н
Cl
н
pt
К'
Xt
д
Яl
ЗЕ
в
н:
1'
Стр.3