R
'
.
r.
.
.,
5
.
J
'
·
·
. r
·
·
2
r
9
5
·
5
5
.
,
.
!JТjr.o.лemapu.u Всех cmJ'La'Н., СС'едцняйтесь.'
29-й rод
ИЗААНИЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ЗАКОННОСТЬ
.ОРГАН
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СССР,
ПРОКУРАТУРЫ СССР И ВЕРХОВНОГО СУАА ССС'Р
..
....I"Q &О
~Q ~ 'f)', ....
r- ~
А
Г У С Т
НЕУСТАННО ПОВЫШАТЬ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И ПОДГОТОВКУ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННЫХ КАДРОВ
А. Мишутин
#
~:
ЦК ВI<П (б) в своем постановлении от
октября 1946
с:О ра<;·
ширении и улучшении юридического образования в стране:. поставил
в качестве важнейшей задачи Минисrерства высшего образования и органов
юсrиции повышение уровня nодготовки юридических кадров и в
nервую очередь уровня подготовки работников суда и прокуратуры.
Постановление ЦК ВКП (б) не только помогло коренным образом
улучшить дело nодготовки квалифицированных юристов через стационарные
юридические вузы и школы, но и мобилизовало практических
работников органов прокуратуры на повышение своего юридического
образования путем заочного обучения.
За истекшие пять лет после издания постановления ЦК: ВК:П (б) от
октября 1946 г. окончило высшие и средние юридические заочные
учебные заведения большое число практических работников прокуратуры.
Число обучающихся в юридических заочных вузах за это время
возросло в два раза.
В результате пополнения органов прокуратуры специалистами с высшим
и средним юридическим образованием и окончания многими прак·
тическими работниками юридических заочных вузов и школ состав прокурорско-следственных
кадров по наличию у них юридического образования
коренным образом изменился. С конца 1946 года количество
работников прокуратуры с высшим и средним юридиЧ'еским образованием
увеличилось почти в два с половиной раза. Около половины всех
работников, имеющих среднее юридическое образование, в настоящее
время nовышает свое образование, обучаясь в заочном юридическом
институте.
Большое число работников прокуратуры за это время получило
юридическую подготовку на годичных и девятимесячных юридических
курсах.
Выполняя постановление ЦК ВК:П (б) от
октября 1946 г., органы
прокуратуры добились в деле повышения юридической подготовки
кадров несомненных
успехов. Но успокаиваться на этих успехах мы
не можем. В условиях строительства коммунизма в нашей стране тре
Стр.1
2 Неустанно .повышать юридич. образов. и подготовку nршсурорск;о-следетв. кадров
бования, предъявляемые к работникам советской прокуратуры, все более
н более повышаются.
Каждый прокурор и следователь могут успешно выполнять воЗJю·
женные на них задачи, если они будут работать со знанием дела и по·
стоянно повышать свой идейно-политический уровень и юридическую
квалификацию.
Еще в 1925 году товарищ Сталин указывал: «Чтобы поднять пар·
тийное руководство на должную высоту, нужно поднять прежде всего
квалификацию партийных работников. Теперь качество работника
должно стоять на первом месте» (С т а л и н, Соч., т. 7, стр. 172).
В ·nервые годы рекон,tтруктивного периода, когда в нашей стране
развернулось громадное строительство индустрии и встала задача уси~
ленно готовить новые кадры для всех областей хозяйства, культуры
и управления, товарищ Сталин вновь nодчеркнул задачу nовышения
квалификации наших кадров. «Чтобы строить, - говорил
товарищ Сталин в своей речи на V lii съезде ВЛКСМ, -надо знать,
надо учиться. Учиться упорно, терпеливо ... Овладеть н а у к ой,· вы·
к о в а т ь н о в ы е к а д р ы б о л ь ш е в и к о в-с п е ц и а л и с т о в п о
в с е м о т р а с л я м 3 н а н и й, у ч и т ь с я, у ч и т ь с я, у ч и т ь с я
упорней ш и м о бра 3 о м.- такова теnерь задача» (С т а л и н,
Соч., т. 11, стр. 77).
Товарищ Сталин указывал, что работники, которые «руководят»
nутем подписывания бумаг, не желают вникать в порученнее дело, уподобляются
щедринским помпадурам.
Каждый работник прокуратуры, на какой бы участок, большой или
малый,. он ни был nоставлен, должен в совершенстве знать порученнее
де.,1о, глубоко и правильно разбираться в самых сложных волросах
своей работы.
Ввиду этого дальнейшее повышение юридического уровня и деловой
квалификации наших кадров является nервостеnенной задачей органов
nрокуратуры.
В течение истекших пяти лет мы добились того, что кадры руководящих
работников органов nрокуратуры оказались nодобранными из
чи-сла лиц, имеющих высшее юридическое образование или юридическую
подготовку и бодьшой опыт практической рабты. Большинство опера·
тивных работников имеет среднее юридическое образова.ние .или юриди·
ческую подготовку на курсах.
В настоящее время у нас имеется полная возможность nоставить
перед собой задачу обеспечить, чтобы в ближайшие примерно пять лет
в с е оnер а т и в н ы е р а б о т н и к и прокуратуры имели высшее юридическое
образование или соответствующую юридическую подготовку.
Выполнение этой задачи потребует от органов прокуратуры и в первую
очередь от отделов кадров nрокуратур республик, краев и областей
наnряженной работы. Иначе, как известно, никакие серьезные задачи
не решаются. Победа никогда не приходит сама,- за, нее надо бороться.
Это- непреложное правило большеви-стского руководства.
Основным источником пополнения органов прокуратуры специалистами
с высшим юридическим образованием, конечно, должны являты::я
стационарные юридические вузы. Но у нас имеется значительное количество
практических работников, обучающихся заочно в юридических
вузах и школах. Им надо помочь получить юридическое образование.
К настоящему времени задачу вовлечения практических работников
арокуратуры в заочные юридические уч~бные заведения можно считать
в основном завершенной. Подавляющее большинство работников, 11е
. .
i
)
1
Стр.2
Неустанно повwшать юридич. образов. и под~отовку прокурорско-следств. ~адров З
имеющих юридического образования и отвечающих правилам приема
~J юридические вузы, заочной уче6ой уже охвачено.
Главная наша задача теnерь состоит в том, чтобы обеспечить успешное
окончание обучающими-ся заочно соответствующих юридических
учебных заведений. Внимание органов прокуратуры и их отделов кад·
ров должно быть сосредоточено на всемерном повышении качества уче·
бы, на безусловном выполнении заочниками учебных планов юридиче·
ских заочных учебных заведений.
До последнего времени в работе органов прокуратуры по оказанию
nомощи no заочному обучению работников продолжают иметь место
серьезные· недостатки. Эти недостатки заключаются прежде всего в том.
что не все работники прокуратуры, обучающиеся заочно, успешно выполняют
учебные nланы заочного юридического института и юридических
школ. Некоторые из них остаются на том же курсе ВЮЗИ илн
школы на второй год или вовсе «отсеиваются» из юридических заочных
\'Чебных заведений. Ка'К можно мириться с таким положением, когда.
например, из числа работников nрокуратуры Кемеровской области,
'1бучающихся в юридическом заочном институте и на заочном отделении
юридической школы, более одной трети было оставлено на второй год
на том же курсе! О беззаботном отношении к заочной учебе работников
со стороны товарищей из отдела кадров прокуратуры Иркутской области
говорит тот факт, что 55% работинков этой прокуратуры, обучаю·
щихся в ВЮЗИ, в 1951 году было оставлено на второй год на тех же
курсах или вовсе отчислено из института за неуспеваемость. Плохо
'16учаются некоторые работники в прокуратурах Литовской, Эстонской,
Узбекской ССР.
Недостатки эти являются, конечно, результатом слабого контроля
и помощи заочникам в их учебе со стороны отделов кадршt, недостаrочноrо
внимания к этому делу некоторых руководителей прокуратур.
Работу органов прокуратуры в области заочного юридического
обучения надо теперь оценивать по тому, сколько работников той или
иной прокуратуры оканчивает заочные юридические учебные заведения
и как заочниками выполняются учебные планы.
Первоетеленная наша задача состоит в том, чтобы полностью ли·
квидироватъ так называемое «Вrорогодничество». Каждый случай оставления
работника прокуратуры на второй l'Од на том же курсе долже11
обсуждаться прокурарами республик, краев и областей. Руководители
прокуратур и их отделы кадров не должны мириться с фактами, когда
отдельные работники остаются на вrорой год на том же курсе вследствие
нерадивого отношения к учебе. Надо разъяснить этим товарищам,
<~то повышение юридической квалификации является их обязанностъю,
и, если они хотят быть полноценными прокурарами или следоваrrелями, .
они должны пересмотреть свое отношение к учебе, к nовышению своих
юридических знаний.
Надо, чтобы о каждом случае оставления прокурора или следова·
rеля на второй год на том же курсе юридического института. или школы
было известно прокурору области и ресnублики, который обязан выяснить
причины невыnолнения тем или иным заочником учебного плана
н должным образом реагировать на эти факты.
Нельзя сказать, что nрокурары и отделы кадров nрокуратур вовсе
не интересуются, как учатся nодчиненные им работники. Но в руководстве
заочным обучением работников прокуратуры имеются, по крайней
мере, два весьма существенных недостатка. Во-первых, контроль за выполнением
учебных планов осуществляется несвоевременно, тогда, когда
уже трудно поnравить дело и наверстать упущенное. Прокурары облаj
Стр.3