В.И.Лях
Организация и технологии
научно-исследовательской деятельности
(учебная программа и тезаурус основных концептов)
Краснодар 2011
Пояснительная записка
У каждого исследователя – своя технология работы. <...> Задача учебного пособия - доказать, что научно-исследовательская
работа - действенное средство подготовки кадров высшей квалификации,
помогающее их развитию и профессиональной подготовке, т.к. каждая
ступень профессионального образования формирует личность самыми
разнообразными методами, средствами, формами, развивает познавательную
активности, последовательно складывая творческий потенциал студента. <...> Цель данного пособия – дать возможность создать картину системного
и целостного представления о научной деятельности, используя при этом не
только хорошо известные положения и точки зрения об ее организации в
вузе, но и новые технологии и исследовательский инструментарий. <...> Это поможет выработать умение читать и понимать теоретические
тексты, овладеть основами методологии современных теоретико-культурных
научных исследований, традиционными и новейшими подходами к изучению
социально-гуманитарной сферы. <...> 2. овладеть:
- знаниями в области культуры и искусства мировоззренческого
характера и системно-аналитическими навыками обобщения и изучения,
наблюдаемых социокультурных явлений, выявляя их сущность, содержание
и формы проявления;
- исследовательским инструментарием, системностью работы над
текстом, правильным использованием методов и техники анализа;
-
навыками
осуществления
гуманитарных
исследований,
чтения
теоретических текстов, а также умением самостоятельно контролировать и
повышать эффективность научного труда;
- способами воздействия на социокультурные процессы, включая
процедуры прогнозирования и механизмы социальной и культурной
политики;
- мастерством формулировать выводы теоретического и практического
характера, обобщая результаты наблюдаемых социокультурных <...>
Организация_и_технологии_научно-исследовательской_деятельности.pdf
В.И.Лях
Организация и технологии
научно-исследовательской деятельности
(учебная программа и тезаурус основных концептов)
Краснодар 2011
Стр.1
Пояснительная записка
У каждого исследователя – своя технология работы. Можно лишь
предлагать пути ее осуществления, т.к. нет устоявшихся и неизменно
существующих способов, единственно возможных для установления связей
между явлениями действительности и результатами научного поиска.
Различают интуитивное и дискурсивное знание. Первое – основано на
сложившемся опыте, проницательности, чутье, когда в результате поиска
истины наступает разгадка проблемы. Для нас актуально второе –
дискурсивное знание, которое мы получаем на основе методов научного
исследования, последовательности логического мышления, творческого
подхода и т.д.
Назначение учебного пособия – показать и доказать, что становление
специалиста невозможно без знание навыков исследовательской работы, т.к.
она вольно или невольно присутствует в деятельности практически каждого
выпускника вуза.
К сожалению, имеющаяся научная литература по организации и
технологии исследовательской деятельности не содержит достаточных
сведений по этому вопросу. Опираясь на многочисленные источники, автор
сконцентрировал внимание на общих правилах, способах и требованиях,
которыми должен руководствоваться молодой исследователь.
Структура учебного пособия предполагает последовательность
изучения процесса освоения исследовательским инструментарием, начиная с
небольшого реферата и заканчивая диссертационной работой.
Задача учебного пособия - доказать, что научно-исследовательская
работа - действенное средство подготовки кадров высшей квалификации,
помогающее их развитию и профессиональной подготовке, т.к. каждая
ступень профессионального образования формирует личность самыми
Стр.2
Содержание
Часть 1.
Раздел 1. Наука и научно-исследовательская работа в социальногуманитарной
сфере.
1. Наука и её характеристика. Основные этапы развития научного
знания.
Тема 2. Научно-исследовательская работа в социально-гуманитарной сфере.
Тема 3. Исследователь как субъект научно-исследовательской деятельности.
Раздел 2. Подготовка, организация, осуществление научного
исследования.
4. Базовые концепты научного исследования и их интерпретация в
научной литературе.
5. Уровни научного исследования.
6. Определение проблемы, выбор и формулирование темы
исследования.
7. Язык и стиль научного исследования
8. Работа с научной литературой.
Раздел 3. Текст как продукт научно-исследовательской
деятельности.
9. Общая характеристика текста как продукта научной деятельности.
10. Композиционно-структурная организация научного текста
11. Понятийно-категориальный аппарат научного исследования.
12. Методология, методика и методы исследования.
13. Философские, общенаучные и конкретнонаучные методы в
культурологических исследованиях.
Часть 2. Практикум по курсу «Организация и технологии научноисследовательской
деятельности
Стр.171
Часть 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
Часть 4.Тезаурус основных концептов научного исследования
Часть 5. Тесты
Стр.172