В рамках данной разработки раскрываются сущность потребления
как экономической категории, обобщается используемый для описания
процесса
потребления
категориальный
аппарат,
раскрываются
закономерности потребления. <...> Значительное место уделяется анализу степени разработанности и
современному состоянию научных исследований по теории потребления,
вопросам отражения процессов потребления в статистике. <...> Раскрываются исторические типы потребления и противоречия в
сфере потребления, порождаемые «обществом массового потребления»,
которые требуют своего разрешения и должны быть учтены на
управленческом уровне. <...> Важнейшим объектом научного управления
потреблением являются потребительская культура, потребительская
квалификация, потребительские компетенции. <...> Фактическое удовлетворение потребностей – это объем благ,
предоставляемых в настоящий момент. <...> Сущность потребления
Потребление выступает как сложная экономическая категория,
характеризуется целым набором понятий, отражающих наиболее
существенные социально-экономические характеристики потребления. <...> В
организационном плане потребление домашних хозяйств
представляет собой две подсистемы: 1/ совокупность домашних и личных
подсобных
хозяйств,
в
рамках
которых
осуществляются
индивидуализированные
процессы
потребления,
2/
свокупность
предприятий сферы обращения (предприятия торговли и общественного
питания) и в основном предприятий сферы услуг, специализирующихся на
удовлетворении определенных потребностей населения. <...> Индивидуально организованная сфера потребления и общественно
организованная сфера потребления находятся в тесном взаимодействии и в
непосредственной зависимости между собой. <...> Как правило, расширение
общественно организованной сферы потребления влечет за собой при
9
прочих
равных
условиях
сокращение
процессов
потребления,
осуществляемых в рамках индивидуально организованной сферы
потребления. <...> И наоборот <...>
Потребление_сущность,_закономерности,_модели_и_управление.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПОТРЕБЛЕНИЕ:
СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ,
МОДЕЛИ И УПРАВЛЕНИЕ
Учебные материалы
Шуя 2009
Стр.1
ББК 65.01
УДК 330.1
П 64
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО ШГПУ «Шуйский государственный
педагогический университет»
Авторы-составители:
М.С. Львова – докторант кафедры экономики и менеджмента;
Ю.С. Артамонова – аспирант кафедры экономики и менеджмента
Рецензенты:
Берендеева А.Б. – доктор экономических наук, профессор кафедры
политической экономии ИвГУ
Мишуров С.С. – доктор экономических наук, профессор кафедры
региональной экономики и управления ИГТА
Данные учебные материалы могут быть рекомендованы для
использования в учебном процессе в курсах «Экономическая теория»,
«Экономика домашнего хозяйства», в научной и методической работе
студентам очного и заочного отделений экономических специальностей и
преподавателям.
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………………………………………..4
1. Потребление как экономическая категория…………………………………5
1.1. Человеческие потребности как источник социально-экономической
динамики…………………………………………………………………………5
1.2. Сущность потребления……………………………………………………..9
1.3. Закономерности потребления…………………………………………….18
1.4. Потребление на разных стадиях жизненного цикла. Потребление и
сбережения…………………………………………………………………….. 22
2. Потребление в экономической теории и других социальных науках……25
2.1. Потребление в экономической теории…………………………………..25
2.2. Потребление в экономической социологии…………………………….39
2.3. Потребление в логистике…………………………………………………41
2.4. Потребление в менеджменте, маркетинге и экономической
психологии…………………………………………………………………….. 44
2.5. Отображение потребления в социально-экономической статистике….46
3. Модели потребления. Современные тенденции и противоречия в сфере
потребления…………………………………………………………………… 52
4. Управление в сфере потребления………………………………………….63
4.1. Понятие, цели и инструменты управления потреблением……………. 63
4.2. Государственная политика в сфере потребления……………………….65
4.3. Общественные потребительские организации…………………………..70
4.4. Формирование потребительской культуры как особый объект
управления…………………………………………………………………….. 72
5. Особенности потребительского поведения в сфере услуг……………….77
Библиография ………………………………………………………………….85
3
Стр.3