Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636954)
Контекстум
Электро-2024

Проблема ценностей повседневной жизни в концепциях социального конструирования реальности (80,00 руб.)

0   0
АвторыПаниткова Эллина Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID191091
АннотацияВ статье рассматривается проблема ценностей в рамках повседневной жизни с точки зрения социально-феноменологических позиций, в этой связи анализируются взгляды Гуссерля, Шутца, Бергера, Лукмана. Ценностная составляющая повседневности состоит в том, что в большинстве своем люди стремятся поддерживать тот порядок, который предоставляет им повседневность, т.к. это не только удобно и привычно, но и необходимо для нормального течения жизни.
Проблема ценностей повседневной жизни в концепциях социального конструирования реальности / Э.Ю. Паниткова .— : [Б.и.] .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/191091 (дата обращения: 28.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Э.Ю. Паниткова Проблема ценностей повседневной жизни в концепциях социального конструирования реальности Ценности в обществе, являясь свойствами общественных предметов удовлетворять определенным потребностям социальных субъектов, представляют собой сферу значимого для субъекта, имеют социально-историческое значение, являются важными регуляторами поведения. <...> В последнее время наметилось существенное расширение и углубление аксиологической проблематики, т.к. различные когнитивные и методологические формы приобрели ценностный статус. <...> Подобное положение особенно актуально при рассмотрении ценностей повседневности, и некоторые философы и социологи зачастую отождествляют понятия «моральное» и «интерсубъективное», аргументируя это тем, что только то, что признано моральным и благим, может быть сохранено и приумножено. <...> Повседневность имеет сама по себе большое значение для индивидов, поскольку она обязательна для каждого, привычна, традиционна, ожидаема, узнаваема и понятна. <...> Очевидно, что повседневность удовлетворяет базовым потребностям социальных субъектов, поскольку, согласно П. Бергеру <...> Однако процесс имеет не только однонаправленный характер, именно поэтому исследования повседневности привели к акцентированию внимания на конструировании социальной реальности. <...> Данная позиция имеет непосредственное отношение к так называемой активистской модели социального действия. <...> Причем «жизнь человеческого сообщества зависит не столько от предшествующих событий, сколько от того, что еще не явлено, а существует лишь как идея, намерение»2. <...> Для веберовского подхода в целом характерно 1 Бергер, П., Лукман, Т. <...> 2 Кравченко, Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам <http://www.nationalism.org/library/science/sociology/kravchenko/kravchenko-sj-2001.htm> (09.07.2008). <...> Человек является обладателем свободной воли, благодаря которой он может принимать разнообразные решения, и его поведение немыслимо без ценностного <...>
Проблема_ценностей_повседневной_жизни_в_концепциях_социального_конструирования_реальности.pdf
Э.Ю. Паниткова Проблема ценностей повседневной жизни в концепциях социального конструирования реальности Ценности в обществе, являясь свойствами общественных предметов удовлетворять определенным потребностям социальных субъектов, представляют собой сферу значимого для субъекта, имеют социально-историческое значение, являются важными регуляторами поведения. В последнее время наметилось существенное расширение и углубление аксиологической проблематики, т.к. различные когнитивные и методологические формы приобрели ценностный статус. Под ценностями стали понимать не только «мир должного», но и феномены сознания, объекты из «мира сущего», имеющие ценность для общества или субъекта. Подобное положение особенно актуально при рассмотрении ценностей повседневности, и некоторые философы и социологи зачастую отождествляют понятия «моральное» и «интерсубъективное», аргументируя это тем, что только то, что признано моральным и благим, может быть сохранено и приумножено. С учетом вышеизложенного, в данной статье понятие «ценность» будет трактоваться в наиболее широком контексте, как все, что имеет значение для общественного человека и общества в целом. Повседневность имеет сама по себе большое значение для индивидов, поскольку она обязательна для каждого, привычна, традиционна, ожидаема, узнаваема и понятна. Очевидно, что повседневность удовлетворяет базовым потребностям социальных субъектов, поскольку, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, представляет собой реальность в высшем смысле слова, реальность, «которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира»1. Социально-исторический контекст задает рамки для функционирования в повседневности, нормы и ценности поведения. Однако процесс имеет не только однонаправленный характер, именно поэтому исследования повседневности привели к акцентированию внимания на конструировании социальной реальности. Поскольку индивиды стремятся к поддержанию того равновесия, которое дает им повседневность, они стремятся использовать разнообразные средства, которые способны помочь им сделать это. Хотя они и используют те структуры, образцы, нормы, которые установлены контекстом их эпохи, культуры, они являются активными участниками повседневности, поскольку конструируют ее ежеминутно в своих взаимодействиях, тем самым они подчеркивают ту ценностность, которой наделена для них повседневность. Данная позиция имеет непосредственное отношение к так называемой активистской модели социального действия. Мир в рамках данной модели трактуется не как совокупность жестких форм, но как «незавершенное творение», достраиваемое в общении. Причем «жизнь человеческого сообщества зависит не столько от предшествующих событий, сколько от того, что еще не явлено, а существует лишь как идея, намерение»2. Ярким представителем данного подхода являлся М. Вебер, в теории которого отвергались объектные стандарты, натуралистический редукционизм и привлекалось внимание к ценностным ориентациям людей. Для Вебера «цель – это такое представление о результате, которое становится причиной действия, и так же, как мы принимаем во внимание любую причину, способствующую значимому результату, мы принимаем во внимание и данную»3. Для веберовского подхода в целом характерно 1 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 38. 2 Кравченко, Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам (09.07.2008). 3 Вебер, М. Избранные произведения. М., 1990. С. 382.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ