Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лекции по семиотике культуры и лингвистике (374,00 руб.)

0   0
Первый авторМахлина Светлана Тевельевна
ИздательствоСПб.: СПбКО
Страниц468
ID189830
АннотацияВ книге «Лекции по семиотике культуры и лингвистике» рассказывается о том, как зародилась наука семиотика, об основных этапах ее развития, характерных особенностях знаков, их типах и классификации. В предлагаемом труде показывается многомерность проявления знаков в повседневности, в сакрально-религиозных представлениях, в культуре, науке, искусстве и лингвистике.
ISBN978-5-903983-19-3
Махлина, С. Т. Лекции по семиотике культуры и лингвистике / С. Т. Махлина .— Санкт-Петербург : СПбКО, 2010 .— 468 с. — ISBN 978-5-903983-19-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/189830 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-903983-19-3 В книге «Лекции по семиотике культуры и лингвистике» рассказывается о том, как зародилась наука семиотика, об основных этапах ее развития, характерных особенностях знаков, их типах и классификации. <...> В предлагаемом труде показывается многомерность проявления знаков в повседневности, в сакрально-религиозных представлениях, в культуре, науке, искусстве и лингвистике. <...> Зарождение и развитие семиотики в революционные годы...........45 II. <...> Начиная с Ф. де Соссюра, семиотика сначала развивалась в недрах лингвистики. <...> Эта наука о знаках вызрела в недрах лингвистики, когда с позиций выявления закономерностей языка, стали исследовать литературу и явления, входящие в ее рассмотрение. <...> Развитие семиотики в начале XX в. отразилось и на философских теориях. <...> 2 В конце XX в. философские концепции все больше обращают внимание на знаковость культуры, понимая, что предметом исследования поля многообразного художественно-эстетического опыта возможно лишь в его комплексном изучении на теоретическом, практическом и практико-теоретическом уровнях. <...> 2 В России развитие семиотики пришлось на предреволюционные и первые годы после Октябрьской революции. <...> К этому времени относится становление и развитие Московско-тартуской школы. <...> В это время появляются философские труды по семиотике, получает развитие семиотический анализ и в психологии, и в медицине. <...> Однако в России открытое развитие семиотики длится недолго, как недолго просуществовала «оттепель». <...> И все же здесь интенсивно развивалась семиотика во взаимодействии с учеными из других городов СССР, в первую очередь из Москвы (почему эта школа называется «Московско-тартуской»). <...> Начинается активная волна интереса к семиотическим исследованиям. <...> Сегодня семиотические исследования широко распространены во всем мире. <...> И семиотика искусства получила довольно широкое распространение. <...> И семиотический аспект становится все более и более используемым методом в современной <...>
Лекции_по_семиотике_культуры_и_лингвистике.pdf
С.Т. Махлина Лекции по семиотике культуры и лингвистике Санкт-Петербург 2010 г.
Стр.1
УДК 008 ББК 71.0-004 М 36 Издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического общества Рецензенты: М.С. Уваров, доктор философских наук, профессор В.Д. Лелеко, доктор культурологии, профессор Махлина С.Т. М 36 Лекции по семиотике культуры и лингвистике / С.Т. Махлина – СПб.: Изд-во «СПбКО», 2010. – 468 с.: ил. ISBN 978-5-903983-19-3 В книге «Лекции по семиотике культуры и лингвистике» рассказывается о том, как зародилась наука семиотика, об основных этапах ее развития, характерных особенностях знаков, их типах и классификации. В предлагаемом труде показывается многомерность проявления знаков в повседневности, в сакрально-религиозных представлениях, в культуре, науке, искусстве и лингвистике. УДК 008 ББК 71.0-004 М 36 © Махлина С.Т., 2010 ISBN 978-5-903983-19-3 © ООО Издательство «СПбКО», 2010
Стр.2
Содержание Предисловие........................................................................................................4 Раздел I. Семиотика – наука, зародившаяся в недрах лингвистики......11 Лекция 1. Предмет и задачи курса «Семиотика культуры и лингвистика» ..............................................................................................................................12 I. Что такое наука «семиотика», что изучает «семиотика культуры и лингвистика»....................................................................................................12 II. Место семиотики среди других наук...............................................38 III. Кому и зачем нужна семиотика......................................................43 Лекция 2. Отечественная история семиотики............................................45 I. Зарождение и развитие семиотики в революционные годы...........45 II. Второй этап развития семиотики в России...................................61 III. Современная отечественная семиотика........................................73 Лекция 3. Зарубежная история семиотики.................................................89 I. История американской семиотики....................................................89 II. Европейское развитие семиотики...................................................98 III. Французская семиотика.................................................................116 Раздел II. Семиотика сакрально-религиозных представлений.............131 Лекция 4. Семиотика шаманизма..............................................................136 Лекция 5. Каббала как традиционный семиотический код в истории культуры....................................................................................................................160 Лекция 6. Знаковость языка искусства Средневековья............................186 I. Семиотика западноевропейского христианского искусства........186 II. Семиотика искусства средневековой Руси....................................199 III. Семиотика изобразительного искусства ислама........................213 Лекция 7. Семиотика искусства буддизма................................................241 Раздел III. Семиотика культуры....................................................................276 Лекция 8. Семиотика культуры повседневности.....................................292 Лекция 9. Невербальная семиотика..........................................................324 I. Коммуникация с помощью органов чувств......................................325 II. Другие формы обмена невербальной информацией.......................339 Лекция 10. Искусство - язык культуры....................................................348 Лекция 11. Текст и контекст в искусстве..................................................406 Лекция 12. Морфология искусства...........................................................418 Список литературы........................................................................................455
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.