Васубандху “Абхидхармакоша” (“Энциклопедия буддийской
канонической философии”) и иные представительные источники. <...> Влияние буддийской религиозной доктрины на становление
предмета философии постканонической Абхидхармы...................47 2. <...> В ней рассматривается философия постканонической
Предисловие
7
Абхидхармы - важнейшего направления буддийской мысли
Индии эпохи древности и раннего средневековья. <...> Она развивалась благодаря напряженному теоретическому диалогу мыслителей,
принадлежавших двум школьным традициям - вайбхашика
(сарвастивада) и саутрантика. <...> Вайбхашики распространяли
статус Слова Будды на все три раздела канона. <...> Структура философской проблематики, ставшая впоследствии традиционной
для вайбхашики, нашла свое отражение в Вибхаше- сводном
8
Предисловие
комментарии к канонической Абхидхарме. <...> Казалось бы, из сказанного следует, что лишь вайбхашики могут быть названы абхидхармистами в собственном
смысле слова. <...> Однако и вайбхашики, и саутрантики пользовались в своем философском дискурсе единым подходом
к анализу канонической проблематики - методом классификации основных понятий и специфическим способом
установления предметной области их значений. <...> Долгое время только
Предисловие
9
китайские и тибетская версии трактата являлись достоянием науки, ибо санскритский оригинал вплоть до середины
тридцатых годов XX в. считался безвозвратно утраченным. <...> Кроме того, планировалось издать санскритский текст Въякхъи, комментария Яшомитры (IХ в.),
написанного с позиций саутрантики, и выполнить его перевод на французский язык. <...> Обнаружение в 1935 г. санскритского оригинала трактата Васубандху и его первая публикация 1967 г. открыли исключительно плодотворные возможности для исследования
философии постканонической Абхидхармы. <...> Санскритский
оригинал “Энциклопедии Абхидхармы” содержит философский материал в форме естественного языка, сохранившего
связь синхронной семантики понятийно-терминологического <...>
Космос_и_карма_введение_в_буддийскую_культуру_.pdf
космос и карма
введение в буддийскую культуру
санкт-Петербург
2009
Стр.1
ббк 87.3(5) + 86.35
удк 113/119 + 294.3
«космос и карма: введение в буддийскую кулькуру» издается
по решению редакционно-издательского совета санктПетербургского
культурологического общества
доктор философских наук, проф. E.П. Островская
доктор философских наук, проф. в.и.рудой
авторы:
рецензенты:
доктор философских наук, проф. е.П. борзова
доктор культурологии, проф. Г.в. скотникова
книга санкт-петрбургских встоковедов-культурологов знакомит читателей
с духовным наследием классичееского этапа в истории буддийской культуры.
Авторы увлекательно и доходчиво раскрывают тот комплекс смыслообразующих
идей, который сложился в эпоху расцвет буддизма в раннесредневековой индии
и распространился в китай, тибет и другие страны Азиатско-тихоокеанского
региона, предопределив собой культурную целостность мультинацональной
буддийской цивилизации. Основу книги составляют трактат крупнейшего
мыслителя IV-V вв. васубандху “Абхидхармакоша” (“Энциклопедия буддийской
канонической философии”) и иные представительные источники.
издание предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей
гуманитарных вузов, специализирующихся в культурологии и истории мировой
культуры, религиоведении, философской антропологии и истории философии.
космос и карма: введение в буддийскую культуру : – сПб.:
издательство «сПбкО», 2009. – с. 548
ISBN 978-5-903983-06-3
© издательство «сПбкО», 2009
Стр.2
рекомендовано к публикации
Ученым советом института восточных рукописей
раН
Стр.3
4
Оглавление
Предислвие .................................................................................................6
Глава 1. Введение: место “Энциклопедии абхидхармы” Васубандху
в буддийской постканонической философиии ...................................11
1. Особенности индийской философского дискурса.......................11
2. Предмет философии Абхидхармы, его становление...................24
3.“Энциклопедия Абхидхармы” васубандху - сокровищница
буддийского теоретического умозрения .........................................37
Глава 2. Личность как метафора: абхидхармистское учение о природе
психической деятельности ............................................................47
1. влияние буддийской религиозной доктрины на становление
предмета философии постканонической Абхидхармы...................47
2. Особенности психики восприятия ...............................................61
3. роль аффектов в развертывании потока психической
деятельности ....................................................................................100
Глава 3. Человек среди живых существ: абхидхармистская концепция
сансары ............................................................................................123
1.сознание в трех космических сферах существования ..............123
2. роль понятия промежуточного существования в абхидхармистской
концепции сансары .................................................................143
Глава 4. от смерти к новому рождению: абхидхармистская интерпретация
закона взаимозависимого возникновения ......................156
1.Определение основных понятий .................................................156
2.дополнительный анализ четырех компонентов формулы взаимозависимого
возникновения .............................................................182
3.Функция канонических метафор в абхидхармистском обосновании
взаимозависимого возникновения ..........................................197
Глава 5. Вне Бога: космологический аспект кармы .......................214
1. Абхидхармистский антикреационизм, интерпретация космогонии
.....................................................................................................214
Оглавление
Стр.4
Оглавление
5
2. Абхидхармистская космография божественных форм благого
рождения ..........................................................................................240
3. неблагие формы существования ................................................266
Глава 6. абхидхармистская теория кармы: истоки нравственной
ответственности человека ....................................................................298
1.концепция эффективного действия. Анализ общих понятий ..298
2.Абхидхармистское истолкование Пратимокши .........................331
3.концепция пути деятельности. классификация неблагих путей
деятельности, их диагностические критерии ...............................373
4. следствия деятельности. смертные грехи, их космологический
смысл ................................................................................................404
Глава 7. Заключение: буддийский космос как психокосмос ..........441
Приложение ............................................................................................449
Примечания ............................................................................................523
Стр.5