Глава 1 Диагностирование в системе технической эксплуатации
мобильной сельскохозяйственной техники
1.1 Основные понятия и определения
В переводе с греческого диагноз означает распознавание, определение. <...> Объект, состояние которого определяется, будем называть объектом диагностирования (диагноза). <...> Техническое диагностирование – процесс определения технического состояния
объекта диагноза (диагностирования) с требуемой точностью. <...> В первом случае диагностирование называют рабочим
(функциональным), во втором - тестовым. <...> В системах обоих видов средства диагностирования воспринимают (фиксируют) и анализируют (возможно)
«ответы» объекта на входные (тестовые или рабочие) воздействия и выдают
результат диагностирования, на основании которого оператор делает заключение о состоянии объекта диагностирования (автомобиля, его агрегата, системы, узла, механизма): объект исправен или неисправен, работоспособен или
неработоспособен, функционирует правильно или неправильно, имеет такойто дефект и т.п. <...> Некоторые средства диагностирования могут сами ставить диагноз. <...> Системы тестового диагностирования необходимы для проверки исправности и работоспособности, а также для поиска дефектов, нарушающих
исправность или работоспособность объекта. <...> Система диагностирования в процессе определения технического состояния объекта реализует алгоритм диагностирования (тестового или функционального). <...> Система диагностирования автомобиля или его составной части включает в себя следующие обязательные взаимосвязанные элементы: объект диагностирования, диагностические параметры, нормативные показатели, средства
диагностирования, процесс диагностирования и оператора-диагноста. <...> Для разработки системы диагностирования необходимо:
выбрать диагностические параметры объекта диагностирования;
установить закономерности их изменения и связи с параметрами состояния объекта;
установить нормативные значения <...>
ПОВЫШЕНИЕ_ГОТОВНОСТИ_К_ИСПОЛЬЗОВАНИЮ___ПО_НАЗНАЧЕНИЮ_МОБИЛЬНОЙ___СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ_ТЕХНИКИ___СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ_СИСТЕМЫ_ДИАГНОСТИРОВАНИЯ____.pdf
Глава 1 Диагностирование в системе технической эксплуатации
мобильной сельскохозяйственной техники
1.1 Основные понятия и определения
В переводе с греческого диагноз означает распознавание, определение.
Например, в медицине - это определение состояния человека, а в технике –
определение состояния объекта технической природы. Объект, состояние которого
определяется, будем называть объектом диагностирования (диагноза). В
МСХТ это изделие в целом или его составная часть (агрегат, узел, механизм,
деталь). Диагноз представляет собой результат процесса исследования параметров
объекта диагностирования.
Диагностика – отрасль знаний, включающая в себя теорию и методы
организации процессов получения диагноза, а также принципы построения
средств диагностирования. Если объектами диагноза являются объекты технической
природы, говорят о технической диагностике.
В специальной литературе существует много определений технической
диагностики. Наиболее точным, на наш взгляд, является следующее. Техническая
диагностика - отрасль научно-технических знаний, сущность которой
составляют теория, методы и средства обнаружения и поиска дефектов объектов
технической природы [22].
Не следует путать понятия «диагностика» и «диагностирование». Техническое
диагностирование – процесс определения технического состояния
объекта диагноза (диагностирования) с требуемой точностью.
Теоретические основы технической диагностики МСХТ представляют
собой комплекс закономерностей, характеристик и связей между элементами,
образующими систему диагностирования.
При диагностировании на объект могут поступать рабочие воздействия
и тестовые воздействия. В первом случае диагностирование называют рабочим
(функциональным), во втором - тестовым. Тестовые воздействия подаются исключительно
для целей диагностирования. Соответственно и системы диагно
Стр.1
стирования могут быть рабочими (функциональными) или тестовыми. В системах
функционального диагностирования подача тестовых воздействий на
объект (МСХТ), как правило, исключается, на него поступают только рабочие
воздействия (через органы управления МСХТ). В системах обоих видов средства
диагностирования воспринимают (фиксируют) и анализируют (возможно)
«ответы» объекта на входные (тестовые или рабочие) воздействия и выдают
результат диагностирования, на основании которого оператор делает заключение
о состоянии объекта диагностирования (автомобиля, его агрегата, системы,
узла, механизма): объект исправен или неисправен, работоспособен или
неработоспособен, функционирует правильно или неправильно, имеет такойто
дефект и т.п. Некоторые средства диагностирования могут сами ставить диагноз.
Системы
тестового диагностирования необходимы для проверки исправности
и работоспособности, а также для поиска дефектов, нарушающих
исправность или работоспособность объекта. Системы функционального диагностирования
необходимы для проверки правильности функционирования, а
также для поиска дефектов, нарушающих правильное функционирование объекта.
Система
диагностирования в процессе определения технического состояния
объекта реализует алгоритм диагностирования (тестового или функционального).
Алгоритм в общем случае состоит из совокупности элементарных
проверок и (или) действий, а также правил, устанавливающих последовательность
реализации этих проверок и правил анализа результатов последних.
Каждая элементарная проверка определяется своим тестовым или рабочим
воздействием, подаваемым или поступающим на объект, и составом контрольных
точек, с которых снимаются ответы объекта на это воздействие. Результатом
элементарной проверки являются конкретные значения ответных сигналов
объекта в соответствующих контрольных точках. Диагноз (окончательное
заключение о техническом состоянии объекта) ставится в общем случае по совокупности
полученных результатов элементарных проверок.
Стр.2
Система диагностирования автомобиля или его составной части включает
в себя следующие обязательные взаимосвязанные элементы: объект диагностирования,
диагностические параметры, нормативные показатели, средства
диагностирования, процесс диагностирования и оператора-диагноста.
Для разработки системы диагностирования необходимо:
выбрать диагностические параметры объекта диагностирования;
установить закономерности их изменения и связи с параметрами состояния
объекта;
установить нормативные значения и пределы изменения диагностических
параметров;
определить способ постановки диагноза;
выбрать и технико-экономически обосновать соответствующие методы и
средства диагностирования;
определить оптимальный алгоритм (процедуру) диагностирования.
Для конкретных условий эксплуатации автомобильной техники, кроме
того, необходимо установить режимы (периодичность, трудоемкость, технологию
и место диагностирования) в системе технического обслуживания и ремонта.
Любая
система диагностирования является специфической системой
управления или контроля. Специфика заключается в цели управления (контроля),
состоящей в определении технического состояния объекта диагностирования.
В соответствии с этим при разработке систем диагностирования
должны решаться следующие задачи: изучение объекта, его возможных дефектов
и признаков их проявления, выбор и построение математического описания
(модели) поведения исправного объекта, анализ математической модели
с целью получения алгоритма диагностирования, внесение при необходимости
изменений в конструкцию объекта для обеспечения требуемых условий диагностирования,
выбор или разработка средств диагностирования, расчет характеристик
системы диагностирования в целом. Существенную роль при разработке
системы диагностирования играют вопросы обеспечения контроле
Стр.3