Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная (506,00 руб.)

0   0
Первый авторСолодков А. С.
АвторыСологуб Е. Б.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц621
ID187910
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 - "Физическая культура"
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.
ISBN978-5-9718-0568-7
УДК612(075.8)
ББК28.707.3я73
Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / Е.Б. Сологуб; А.С. Солодков .— 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Советский спорт, 2023 .— 621 с. : ил. — ISBN 978-5-9718-0568-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/187910 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кстати, заметим, что только в 1989 г. Генеральная ассамблея Меж& дународного союза физиологических наук приняла решение о создании при ней комиссии «Физиология спорта», хотя подоб& ные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Всесо& юзного физиологического общества им. <...> А.Н. Крестовниковым был издан первый в нашей стране и в ми& ре «Учебник физиологии» для институтов физической культуры, а в 1939 г. – монография «Физиология спорта». <...> В процессе раз& вития физиологической науки из общей физиологии выделились различные частные разделы: физиология труда, физиология спорта, авиакосмическая физиология, физиология подводного труда, возрастная физиология, психофизиология и др. <...> 8 Общая физиология представляет собой теоретическую основу физиологии спорта. <...> Оказалось, что 14 концентрация нейропептидов в плазме крови у спортсменов может превышать средний уровень у нетренированных лиц в 6–8 раз, повышая эффективность соревновательной деятельно& сти. <...> 4) эфферентный нейрон, связывающий нервные центры с пери& ферией; 5) рабочий орган, отвечающий на раздражение – мыш& ца или железа. <...> Выполняя ответные реакции, нервные центры посыла& ют команды к рабочему органу (например, скелетной мышце) через эфферентные пути, которые выполняют роль так называе& мых к а н а л о в п р я м о й с в я з и . <...> У высших животных и человека ведущим отделом ЦНС яв ляется кора больших полушарий. <...> Особенности проведения возбуждения через нервные центры Н е р в н ы м ц е н т р о м называют совокупность нервных клеток, необходимых для осуществления какойлибо функ ции. <...> Отсюда он сделал заключение, что одни нервные центры могут существенно изменять рефлекторную деятельность в других центрах, в частности вышележащие нервные центры могут тормозить деятельность нижележащих. <...> Доминанта Исследуя особенности межцентральных отношений, А.А. Ух& томский обнаружил, что если в организме животного осуществ& ляется сложная рефлекторная реакция, например повторяющие <...>
Физиология_человека._Общая._Спортивная._Возрастная_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.611
Стр.612
Стр.613
Стр.614
Стр.615
Стр.616
Стр.617
Стр.618
Стр.619
Физиология_человека._Общая._Спортивная._Возрастная_(1).pdf
Физиояоrия ЧЕЛОВЕКА А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб ОБЩАЯ•СПОРТИВНАЯ•ВОЗРАСТНАЯ Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 4-е, исправленное и дополненное Рекомендовано высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры учебно-методическим объединением в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100- «Физическая культура» ИЗДАТЕЛЬСТВО Москва2023
Стр.1
ББК 28.707.3я73 С60 Издание подготовлено на кафедре физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, СанктПетербург Рецензенты: В. И. Кулешов, др мед. наук, проф. (ВМедА), И. М. Козлов, др биол. и др пед. наук, проф. (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, СанктПетербург) С60 Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Изд. 4е, испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2023. – 620 с. : ил. ISBN 9785971805687 Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по фи зиологии для вузов физической культуры и требованиями Государ ственного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры. ББК 28.707.3я73 ISBN 9785971805687 © Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2023 © Оформление. "Издательство "Советский спорт", 2023
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................. 3 Часть I 1. Введение. История физиологии ................................................ 8 1.1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта ....... 8 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия ................................................................. 12 2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей ............................................................... 12 2.4. Гомеостаз ................................................................................... 16 2.5. Возникновение возбуждения и его проведение........ 17 ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................................... 8 1.2. Методы физиологических исследований..................... 9 1.3. Краткая история физиологии........................................... 10 2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций ............ 14 2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы .................................................................... 15 3. Нервная система .............................................................................. 21 3.1. Основные функции ЦНС................................................... 21 3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов .... 21 3.3. Особенности деятельности нервных центров ............ 25 3.4. Координация деятельности ЦНС ................................... 29 3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга ..................... 33 3.6. Вегетативная нервная система ......................................... 39 3.7. Лимбическая система ........................................................... 43 3.8. Функции коры больших полушарий ............................. 43 4. Высшая нервная деятельность................................................... 49 4.1. Условия образования и разновидности условных рефлексов ............................................................. 49 4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов ............................................................. 52 4.3. Динамический стереотип ................................................... 52 4.4. Типы высшей нервной деятельности, первая и вторая сигнальная система ............................................ 53 5. Нервномышечный аппарат ........................................................ 55 5.1. Функциональная организация скелетных мышц ....... 55 5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна............................................................... 57 5.3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма ................................................................ 60 611
Стр.611
5.4. Морфофункциональные основы мышечной силы ...................................................................... 63 5.5. Режимы работы мышцы...................................................... 67 5.6. Энергетика мышечного сокращения............................... 68 6. Произвольные движения ............................................................. 71 6.1. Основные принципы организации движений ............ 71 6.2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции познотонических реакций ...................... 75 6.3. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений .................................................................................. 77 6.4. Нисходящие моторные системы...................................... 81 7. Сенсорные системы ........................................................................ 83 7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем................................................................... 83 7.2. Класификация и механизмы возбуждения рецепторов ................................................................................ 84 7.3. Свойства рецепторов............................................................ 86 7.4. Кодирование информации................................................. 87 7.5. Зрительная сенсорная система ......................................... 88 7.6. Слуховая сенсорная система ............................................. 93 7.7. Вестибулярная сенсорная система .................................. 96 7.8. Двигательная сенсорная система ..................................... 99 7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния................................................................... 102 7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации ...................................................... 105 8. Кровь .................................................................................................... 109 8.1. Состав, объем и функции крови .................................... 110 8.2. Форменные элементы крови ............................................. 112 8.3. Физикохимические свойства плазмы крови ........... 116 8.4. Свертывание и переливание крови................................ 118 8.5. Регуляция системы крови.................................................. 121 9. Кровообращение .............................................................................. 123 9.1. Сердце и его физиологические свойства .................... 123 9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика) .......... 128 9.3. Регуляция сердечнососудистой системы.................... 132 10. Дыхание ............................................................................................... 136 10.1. Внешнее дыхание ................................................................... 136 10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью ............. 139 10.3. Регуляция дыхания .............................................................. 143 11. Пищеварение ...................................................................................... 145 11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов .................................................................................. 145 11.2. Пищеварение в различных отделах желудочнокишечного тракта ........................................... 147 11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи ............ 153 612
Стр.612
12. Обмен веществ и энергии ............................................................ 155 12.1. Обмен белков ......................................................................... 155 12.2. Обмен углеводов ................................................................... 156 12.3. Обмен липидов ...................................................................... 157 12.4. Обмен воды и минеральных солей................................ 159 12.5. Обмен энергии ....................................................................... 160 12.6. Регуляция обмена веществ и энергии .......................... 163 13. Выделение ............................................................................................ 165 13.1. Общая характеристика выделительных процессов ................................................................................. 165 13.2. Почки и их функции ........................................................... 165 13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция ............... 168 13.4. Гомеостатическая функция почек .................................. 170 13.5. Мочевыведение и мочеиспускание ................................ 170 13.6. Потоотделение ....................................................................... 171 14. Тепловой обмен ................................................................................ 173 14.1. Температура тела человека и изотермия ..................... 173 14.2. Механизмы теплообразования ........................................ 174 14.3. Механизмы теплоотдачи .................................................... 176 14.4. Регуляция теплообмена ...................................................... 177 15. Внутренняя секреция ..................................................................... 178 15.1. Общая характеристика эндокринной системы .......... 178 15.2. Функции желез внутренней секреции ......................... 181 15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях ............................................... 192 Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ......................................................... 198 Раздел I ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ........................................ 198 1. Спортивная физиология – учебная и научная дисциплина ........................................................................................ 199 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи ..................................................................................... 199 1.2. Кафедра физиологии и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии .............................................................................. 201 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии .............................................................................. 206 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма ............................................................... 210 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии ............................................................................... 211 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам .................................................... 215 613
Стр.613
2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам .................................................... 217 2.4. Функциональная система адаптации ............................. 221 2.5. Понятие о физиологических резервах организма .................................................................................. 224 3. Функциональные состояния спортсменов ............................ 226 3.1. Общая характеристика функциональных состояний ................................................................................... 226 3.2. Физиологические закономерности развития функциональных состояний ............................................. 229 3.3. Виды функциональных состояний .................................. 231 4. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках .......................................................... 237 4.1. Изменения функций различных органов и систем организма ............................................................... 237 4.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности ......................................................... 240 4.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов.............. 243 4.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности ......................................................... 241 5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности ............................. 244 5.1. Роль эмоций при спортивной деятельности .............. 244 5.2. Предстартовые состояния .................................................. 247 5.3. Разминка и врабатывание .................................................. 250 5.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях ............................................................................ 252 5.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности .................................................................................. 253 6. Физическая работоспособность спортсмена ........................ 254 6.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению............... 255 6.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности ....................................... 257 6.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте...................................................................................... 262 6.4. Резервы физической работоспособности .................... 264 7. Физиологические основы утомления спортсменов .......... 269 7.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления ............................................................. 269 7.2. Факторы утомления и состояние функций организма............................................................... 273 614
Стр.614
7.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок............................................... 275 7.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление .................................................................... 278 8. Физиологическая характеристика восстановительных процессов ................................................... 281 8.1. Общая характеристика процессов восстановления ....................................................................... 281 8.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов .......................................... 283 8.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов .......................................... 285 Раздел II ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.................................... 291 9. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений .............................................................. 291 9.1. Различные критерии классификации упражнений .............................................................................. 292 8.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления ...................................... 288 9.2. Современная классификация физических упражнений .............................................................................. 293 9.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок ............................................... 294 9.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений .................................................................................. 298 9.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений ................................................... 303 10. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств ..................................................... 305 10.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы ........................................................................ 306 10.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты ............................................................... 310 10.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости ...................................................... 313 10.4. Понятие о ловкости и гибкости. Механизмы и закономерности их развития ....................................... 318 11. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков .................................... 320 11.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования .................................................................... 320 11.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков ........................................................ 321 615
Стр.615
11.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков ......................... 324 11.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков ........................................................ 330 12. Физиологические основы развития тренированности ..... 333 12.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности ......................................... 334 12.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках................. 339 13. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды........................................... 346 13.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность ................................ 346 13.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления................... 348 13.4. Физиологические изменения в организме при плавании .......................................................................... 355 13.3. Спортивная работоспособность при смене поясноклиматических условий ...................................... 353 14. Физиологические основы спортивной тренировки женщин ........................................................................ 357 14.1. Морфофункциональные особенности женского организма ............................................................. 357 14.2. Изменения функций организма в процессе тренировок ........................................................ 365 14.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин ........................................ 370 12.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое ...................... 336 12.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения ................... 343 14.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла ............................. 373 15. Физиологогенетические особенности спортивного отбора ......................................................................... 375 15.1. Физиологогенетический подход к вопросам спортивного отбора .............................................................. 376 15.2. Наследственные влияния на морфо функциональные особенности и физические качества человека ................................................................. 378 15.3. Учет физиологогенетических особенностей человека в спортивном отборе ........................................ 383 15.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной 616
Стр.616
специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования ..... 390 15.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстротренируемых спортсменов ............. 395 16. Влияние генома на функциональное состояние, работоспособность и здоровье спортсменов ......................... 398 16.1. Хранение, передача наследственной информации и расшифровка генома ............................ 398 16.2. Генетические маркеры ДНК в спорте........................... 402 16.3. Генетические допинги в спорте ....................................... 405 16.4. Обнаружение допингов ...................................................... 415 16.5. Риск для здоровья ................................................................ 417 17. Физиологические основы оздоровительной физической культуры ..................................................................... 421 17.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни.............................................................. 422 17.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека .......................................................... 425 17.3. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма ........................................................... 428 Часть III ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ........................................................... 435 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека ................................................ 435 1.1. Периодизация и гетерохронность развития ............... 435 1.2. Сенситивные периоды ......................................................... 438 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма ......................................................... 441 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст .......................... 444 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам ............................ 448 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем .............................................................. 448 2.2. Физическое развитие и опорнодвигательная система ....................................................................................... 456 2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания ................................................................................. 457 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии................................................................................... 461 617
Стр.617
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................ 462 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам .................................................... 466 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам ............................ 488 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем .............................................................. 489 3.2. Физическое развитие и опорнодвигательная система ....................................................................................... 494 3.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания .... 497 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы ...................................................... 500 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии ................................................. 506 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам .................................................... 508 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе ................................................. 530 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста ............................................................... 530 4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры ....................................... 533 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность и состояние здоровья школьников ................................. 536 4.4. Физиологопедагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников ....................... 543 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам ............................ 548 5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма .................................................................................. 549 5.2. Возрастные особенности опорнодвигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем .............. 553 5.3. Возрастные особенности регуляторных систем ......... 557 618
Стр.618
5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам .................................................... 561 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста .................... 573 6.1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности................ 573 6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий .................... 575 6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга ................. 579 6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности ................................................ 582 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста .............................................................................. 583 7.1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности ............................................... 583 7.2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии....................... 586 7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов.......................................................................... 589 7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии........................ 593 8. Физиологические основы индивидуальнотипологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе ............................. 595 8.1. Индивидуальнотипологические особенности человека ........................................................... 596 8.2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе ................................................. 598 8.3. Индивидуальнотипологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе ..................................................................................... 601 8.4. Индивидуальнотипологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека ..................................................................................... 604 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 609 619
Стр.619

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.