Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Безопасность жизнедеятельности (290,00 руб.)

0   0
Первый авторШайденко Н. А.
АвторыЛазарев И. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц334
ID186885
АннотацияДанное издание разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В учебнике приведены сведения о здоровье и здоровом образе жизни, классификации чрезвычайных ситуаций, о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера и защите населения от их последствий, основах пожарной безопасности, проблемах национальной и международной безопасности РФ, гражданской обороне и ее задачах. В учебник включены лабораторные работы и практические занятия по безопасности жизнедеятельности, а также приложения, содержащие документы по данной тематике, обзор средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, их характеристики и области применения. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность», может быть полезна студентам других специальностей и направлений подготовки.
ISBN978-5-87954-744-3
Шайденко, Н.А. Безопасность жизнедеятельности : Учебник / И.В. Лазарев; Н.А. Шайденко .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 334 с. — ISBN 978-5-87954-744-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/186885 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебник Тула Издательство ТГПУ им. <...> А. Г. Петровского); кандидат педагогических наук А. В. Снегирев (УМЦ ГОиЧС по Тульской области) Б39 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. <...> В учебнике приведены сведения о здоровье и здоровом образе жизни, классификации чрезвычайных ситуаций, о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера и защите населения от их последствий, основах пожарной безопасности, проблемах национальной и международной безопасности РФ, гражданской обороне и ее задачах. <...> В учебник включены лабораторные работы и практические занятия по безопасности жизнедеятельности, а также приложения, содержащие документы по данной тематике, обзор средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, их характеристики и области применения. <...> Это говорит о высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. <...> Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. <...> Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов. <...> Учебник отражает принципиальные изменения в оценке роли курса «Безопасность жизнедеятельности» в учебно-воспитательном процессе и сущности подхода к теории: от следствия – к причине, от изучения последствий неблагоприятных условий жизни человека и общества, средств защиты от поражающих факторов – к определению первопричин и источников, порождающих чрезвычайные ситуации; обучению правилам <...>
Безопасность_жизнедеятельности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Безопасность_жизнедеятельности.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебник Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 68.9я73 Б39 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Л. А. Ядвиршис (БГУ им. А. Г. Петровского); кандидат педагогических наук А. В. Снегирев (УМЦ ГОиЧС по Тульской области) Безопасность жизнедеятельности: Учеб. / Авт.-сост. Н. А. ШайБ39 денко, И. В. Лазарев. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 332 с. ISBN 978-5-87954-744-3 Данное издание разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является частью учебно-методического комплекса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В учебнике приведены сведения о здоровье и здоровом образе жизни, классификации чрезвычайных ситуаций, о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера и защите населения от их последствий, основах пожарной безопасности, проблемах национальной и международной безопасности РФ, гражданской обороне и ее задачах. В учебник включены лабораторные работы и практические занятия по безопасности жизнедеятельности, а также приложения, содержащие документы по данной тематике, обзор средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, их характеристики и области применения. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность», может быть полезна студентам других специальностей и направлений подготовки. ББК 68.9я73 ISBN 978-5-87954-744-3 © Авторы-составители Н. А. Шайденко, И. В. Лазарев, 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................4 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ.......................................................................6 1. Основные направления обеспечения безопасности человека ................6 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий.......................................................37 3. Пожарная безопасность............................................................................51 4. Основы здорового образа жизни человека.............................................75 ЧАСТЬ 2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ..................................................159 Лабораторная работа № 1...........................................................................159 Лабораторная работа № 2...........................................................................167 Лабораторная работа № 3...........................................................................170 Лабораторная работа № 4...........................................................................173 ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.................................................177 Практическая работа № 1...........................................................................177 Практическая работа № 2...........................................................................182 Практическая работа № 3...........................................................................185 Практическая работа № 4...........................................................................196 ЧАСТЬ 4. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..................................................199 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................203 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................205 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. Это говорит о высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов. Поэтому в настоящее время возникает необходимость развития целостной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней, в том числе бакалавров направления техносферная безопасность, способных эффективно и качественно решать задачи в области безопасности жизнедеятельности, что является одной из актуальных задач современного общества. Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоёв общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности. Способность человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных опустилась до недопустимо низкого уровня, выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать». В соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» объединяет тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, социальной, природной и т. д.), вопросы защиты от негативных и опасных факторов и чрезвычайных ситуаций (ЧС). Данная дисциплина помогает вооружить будущего бакалавра теоретическими знаниями и практическими навыками 4
Стр.4
в вопросах личной безопасности и безопасности окружающей среды; прививает основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы и средства защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей. Реализация вышеизложенных аспектов гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям, как в нормальных, так и в экстремальных условиях и способствует формированию личности безопасного типа. В результате профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности будущий бакалавр должен быть, готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обеспечивать охрану жизни и здоровья; владеть основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Учебник отражает принципиальные изменения в оценке роли курса «Безопасность жизнедеятельности» в учебно-воспитательном процессе и сущности подхода к теории: от следствия – к причине, от изучения последствий неблагоприятных условий жизни человека и общества, средств защиты от поражающих факторов – к определению первопричин и источников, порождающих чрезвычайные ситуации; обучению правилам поведения, исключающим возникновение или обеспечивающим минимизацию ущерба в такого рода ситуациях. В учебнике четко выделена задача воспитания и формирования будущего бакалавра как личности безопасного типа. Авторы-составители представленного пособия – специалисты в данной области, ученые и практики, попытались решить поставленную задачу не только теоретически, о чем свидетельствует обширный список проанализированной литературы, но и практически, являясь непосредственными разработчиками рабочих программ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». 5
Стр.5
сохранность, надежность…». Часть 1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА «Безопасность жизнедеятельности» рассматривается как система междисциплинарных научных знаний широкого диапазона. Идеи, методы и подходы, разработанные в области научных знаний «Безопасность жизнедеятельности» присутствуют во всех звеньях единой системы непрерывного образования. Основными составляющими этой системы являются следующие: – основы безопасности жизнедеятельности (дома, на улице, в школе, на природе), изучаемые в рамках учебного предмета для начальной школы «Окружающий мир»; – основы безопасности жизнедеятельности (обеспечение безопасности в повседневной жизни, быту, профессиональной деятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях и др.) – основная школа; – основы безопасности жизнедеятельности (обеспечение глобальной и национальной безопасности и др., включая основы военной службы), изучаемые в основном в выпускном, 10-м классе обязательного общего образования и более глубоко – в 11-х классах полного общего образования; – безопасность жизнедеятельности (содержание дисциплины – согласно ГОС ВПО и ФГОС ВПО) – высшая школа; – подготовка (переподготовка) в области безопасности жизнедеятельности соответствующими структурами ГО и ЧС различных категорий работающего и неработающего населения в соответствии с постановлением Правительства РФ № 547 от 4 сентября 2003 года. В этой связи, система профессиональной подготовки в области «Безопасности жизнедеятельности», с одной стороны, представляет собой вполне самостоятельную, автономную подсистему образования, а с другой идеи и методы в данной области знаний не могут быть изолированными от всех остальных подсистем образования, поскольку в каждой из них, начиная с дошкольного образования и заканчивая образованием взрослых, имеются компоненты профессиональной направленности. Отсюда следуют, два теоретических положения, важных для осознания статуса «Безопасности жизнедеятельности» как науки. 6 «…Безопасность – отсутствiе опасности; В. И. Даль
Стр.6
Во-первых, объектом профессиональной подготовки в данной области выступает не только относительно узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к безопасной жизнедеятельности, но и вся целостная система образования. Во-вторых, эта сфера не может быть объектом только «Безопасности жизнедеятельности». Фактически сфера образования является объектом внимания и приложения многих общественных, естественных и технических наук, поскольку подлинно научное обоснование развития целостной системы образования не обходится без междисциплинарного взаимодействия, синтеза экономики, социологии, истории, философии, науковедения, различных отраслей знаний о природе, технике и технологии, всего комплекса наук о человеке и формировании личности – педагогики, психологии, физиологии, медицины и др. Это означает, что наряду с осознанием обобщенного, целостного объекта своих исследований и обоснований «Безопасность жизнедеятельности» должна осознать и свой специфический предмет, свое собственное предназначение. Таким образом, теория безопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения опасностей и ЧС различного характера для человека при его взаимодействии с окружающей средой и выявления необходимых, прежде всего, превентивных мер безопасности. Объекты исследования в теории безопасности – человек и окружающая его среда. Понятие «человек» в общей теории безопасности обобщённое – под ним понимается и любой индивид и общество во всей его иерархической структуре. Таким же обобщённым является понятие «окружающая среда» – это все её составляющие: природная, социальная, техногенная и др. Предмет исследования в теории безопасности – опасности и ЧС различного характера для человека от его взаимодействия с окружающей средой и возможные меры безопасности. В этой связи, безопасность жизнедеятельности (далее – БЖ) – это область научных знаний, в которой изучаются теоретические основы происхождения опасностей, угрожающих человеку и окружающей его среде, закономерности их формирования и проявления, прогнозирование опасностей и ЧС различного характера, практические способы защиты от них и ликвидации их последствий. Основная цель БЖ как науки – защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Она решает следующие основные задачи: – идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий на человека окружающей среды; – защита от опасностей и ЧС различного характера или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; – ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; 7
Стр.7
– создание нормального, то есть комфортного состояния окружающей среды для человека. Область научных знаний «Безопасность жизнедеятельности» охватывает широкий круг человеческих знаний – уже систематизированных, а также систематизирующихся в настоящее время в виде отдельных, как непосредственно связанных, так и несвязанных между собой наук. Это и теории рисков и катастроф, имеющие свой специфический математический аппарат. Это и прикладные науки, работающие в различных областях управления БЖ человека, разномасштабных социумов, объектов экономики, регионов и т. д. с позиций различных видов безопасности: военной, экологической, экономической, технологической, социальной, политической, финансовой, информационной и др. Связь между ними заключается в том, что их программы социально-экономического развития способны влиять друг на друга, снижая уязвимость конкретной социальноэкономической системы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), способствуя прогрессу социально-экономического развития. Область научных знаний «Безопасность жизнедеятельности» рассматривает основные системы взаимодействия: «человек – природа», «человек – техносфера», «человек – социум», и ставит своей целью сохранение жизни и здоровья центрального объекта этих систем – человека в потенциально опасных ЧС. Необходимо учитывать, что нарастающие темпы прогресса и интенсификации деятельности человека в сочетании с природными тенденциями и циклическими процессами (типа глобальных изменений климата или озоновых аномалий) приводят к нежелательным и необратимым изменениям природной среды. Поскольку главным виновником ЧС, в конечном счете, всегда оказывается конкретный человек, именно с его образования, воспитания и формирования самосознания следует начинать на различных уровнях согласованную работу по предотвращению аварий и катастроф. Например, опасность – возможность нанесения вреда, имущественного, физического или морального ущерба личности, обществу, государству. Более совершенным определением понятия «безопасность» может быть определение «система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту основных ценностей». Безопасность – это: – культурно-исторический феномен; самостоятельное явление, имеющее историческую форму, содержание, точку генезиса, механизмы возникновения и развития, системы поддерживания. – одна из качественных характеристик социальности, которая свидетельствует о состоянии удовлетворения коренных интересов личности, нации, общества; – социальные механизмы, которые также относятся к явлению безопасности, выполняют важнейшую роль в поддержании стабильности развития социума. 8
Стр.8
К социальным механизмам безопасности относятся: – традиционный уклад жизни, характерная и специфическая организация экономической, социальной, правовой, политической и прочих систем общества; – традиционный тип сознания; – определенные и стабильные мировоззренческие (как личностные, так и социальные) системы ценностей индивидуального и общественного сознания (идеология, отношение к различным религиозным концессиям, гуманизация, альтруизм и др.). В своей совокупности, находя воплощение в конкретных социальных механизмах, они обеспечивают безопасное существование человека. С практической точки зрения, под «безопасностью» понимается состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Исходя из этого определения следует выделить объекты безопасности, характер угроз и сферы жизнедеятельности. В зависимости от объекта безопасности, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются, например, такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, разных категорий населения (государственных служащих, детей и т. п.) и др. Опасность – ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных нанести материальный, физический или моральный ущерб человеку и окружающей среде. Следует отметить, что опасность трансформируется в угрозу только в том случае, когда она может причинить ущерб конкретному объекту (субъекту). Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству. Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность. Безопасность личная – защищенность людей, обусловленная индивидуальными качествами личности и используемыми ими средствами индивидуальной защиты. Безопасность общественная – защищенность людей, обусловленная уровнем организации государственных структур и сознанием людей. Безопасность национальная – состояние защищенности национальных интересов государства. Кроме того, существует ряд специальных видов профессиональной безопасности, которые будут рассмотрены выше. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Эксперты ООН на основании статистических и теоретических данных отнесли к основным интересам, жизненно важным для каждого человека: – жизнь, здоровье; – благосостояние; 9
Стр.9
– доступ к информации. К основным объектам безопасности относятся личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с существующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности общества и государства. При этом под безопасностью того или иного объекта имеется ввиду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз. В зависимости от характера угроз, их источника специфики выделяют следующие системы и виды безопасности. Таблица 1.1 Вид опасности Опасности производственной деятельности человека Опасности производственной и социально-бытовой деятельности человека Опасности техносферы Опасности биосферы и техносферы Внешние и внутренние общегосударственные опасности Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т. п.) Опасности космоса Объект безопасности Человек Человек Система безопасности Безопасность (охрана) труда Безопасность жизнедеятельности человека Природная среда Охрана природной среды Человек Природная среда Материальные ресурсы Общество, государство Человечество Биосфера Техносфера Человечество, планета Земля Национальная безопасность Глобальная безопасность Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Космическая безопасность Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам безопасности, реально существующие в настоящее время, подразделяются следующим образом: 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.