Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Формирование информационной культуры пользователей библиотек : метод. пособие (220,00 руб.)

0   0
АвторыЩекотихина Валентина Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц84
ID186796
АннотацияПособие раскрывает содержание концепции формирования информа-ционной культуры личности, разработанной в НИИ информационных тех-нологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, и дает рекомендации по ее применению в работе биб-лиотек. Издание содержит практический материал, который могут ис-пользовать библиотеки. Адресовано библиотечным специалистам, препода-вателям и студентам.
Формирование информационной культуры пользователей библиотек : метод. пособие / В.А. Щекотихина .— : [Б.и.] .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186796 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. А. Бунина Информационно-библиографический отдел Методическое пособие Орел 2010 ББК 78.3 Ф 79 Редакционно-издательский совет: <...> Ю. В. Жукова, М. В. Игнатова, Л. Н. Комиссарова, В. А. Щекотихина Составитель: В. А. Щекотихина Редактор: Н. З. Шатохина Ответственный за выпуск: В. В. Бубнов Формирование информационной культуры пользователей библиотек : метод. пособие / Орл. обл. публ. б-ка им. <...> Пособие раскрывает содержание концепции формирования информационной культуры личности, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, и дает рекомендации по ее применению в работе библиотек. <...> Горького, 43 Информационно-библиографический отдел Телефон : (4862) 76-34-57 E-mail : sbo@buninlib.orel.ru 2 Содержание От составителя Формирование информационной культуры пользователей библиотек: консультация Информационное общество и информационная культура Концепция формирования информационной культуры личности НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Библиотека как часть системы по формированию информационной культуры личности Опыт формирования информационной культуры пользователей в информационно-библиографическом отделе Орловской областной публичной библиотеки им. <...> Декларация Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями» <...> Программа Школы информационной культуры муниципального учреждения «Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области» <...> Программа библиотечно-информационного просвещения школьников «Основы информационной культуры» Центральной библиотеки им. <...> И. А. Новикова муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» г. Мценска Орловской области на 2010-2011 учебный год <...> Программа консультационного семинара для студентов <...>
Формирование_информационной_культуры_пользователей_библиотек__метод._пособие.pdf
Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина Информационно-библиографический отдел Методическое пособие Орел 2010
Стр.1
ББК 78.3 Ф 79 Редакционно-издательский совет: Н. З. Шатохина (председатель), Ю. В. Жукова, М. В. Игнатова, Л. Н. Комиссарова, В. А. Щекотихина Составитель: В. А. Щекотихина Редактор: Н. З. Шатохина Ответственный за выпуск: В. В. Бубнов Формирование информационной культуры пользователей библиотек : метод. пособие / Орл. обл. публ. б-ка им. И. А. Бунина, информ.-библиогр. отд. ; [сост. В. А. Щекотихина ; ред. Н. З. Шатохина]. – Орел : Издатель Александр Воробьев, 2010. – 84 с. Пособие раскрывает содержание концепции формирования информационной культуры личности, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, и дает рекомендации по ее применению в работе библиотек. Издание содержит практический материал, который могут использовать библиотеки. Адресовано библиотечным специалистам, преподавателям и студентам. © Орловская областная публичная библиотека им. И. А. Бунина 302000, г. Орел, ул. Горького, 43 Информационно-библиографический отдел Телефон : (4862) 76-34-57 E-mail : sbo@buninlib.orel.ru 2
Стр.2
Содержание От составителя Формирование информационной культуры пользователей библиотек: консультация Информационное общество и информационная культура Концепция формирования информационной культуры личности НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Библиотека как часть системы по формированию информационной культуры личности Опыт формирования информационной культуры пользователей в информационно-библиографическом отделе Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина Список литературы Приложения 1. Декларация Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями» 2. Окинавская Хартия глобального информационного общества 3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации 4. Методика проведения дня информации 5. Методика проведения дня специалиста 6. Методика проведения дня библиографии 7. Программа Школы информационной культуры муниципального учреждения «Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области» 8. Программа библиотечно-информационного просвещения школьников «Основы информационной культуры» Центральной библиотеки им. И. А. Новикова муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» г. Мценска Орловской области на 2010-2011 учебный год 9. Программа Дня молодого ученого 10. Программа консультационного семинара для студентов библиотечноинформационного факультета ОГИИК 11. Программа консультационного семинара для представителей издательских организаций 12. Примеры библиографических записей: методические рекомендации 3
Стр.3
От составителя В эпоху становления информационного общества особое значение приобретает уровень развития информационной культуры его граждан. Еще несколько десятилетий назад с получением образования люди приобретали необходимые навыки работы с информацией (прежде всего в области книжной культуры), которых хватало практически на весь период их жизнедеятельности: для решения производственных и личных задач, в целях повышения квалификации, для самообразования и др. Сегодня интенсивное и массовое использование информации, повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий, превращение производства и потребления информации в важнейший вид деятельности создают жесткие требования к уровню информационной подготовки человека, уровню его информационной культуры. Формирование информационной культуры – комплексная задача, в решении которой должны принимать участие разные учреждения и организации, в т. ч. и библиотеки. Цель данного пособия – определить место библиотек в этой системе и основные направления в их деятельности. Пособие включает консультацию, список литературы по теме и приложения, содержащие практический материал, который могут использовать библиотеки в своей работе. В консультации перечислены основные официальные документы международного, государственного и регионального уровня, свидетельствующие о переходе к информационному обществу. Указывается на неоднозначность трактовки понятия «информационная культура». Предлагается к рассмотрению концепция формирования информационной культуры личности, которая была разработана в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. И. Гендиной. Эта концепция представляет собой научно обоснованные педагогические и информационные технологии, систему рациональных методов и средств информационной подготовки, подкрепленные наличием четких целей и ориентиров. Многие библиотеки страны, в т. ч. и Орловской области используют данную концепцию в своей работе. В пособии раскрывается опыт работы муниципальных библиотек (среди них – Верховская межпоселенческая районная библиотека и Центральная городская библиотека им. И. А. Новикова г. Мценска) и Орловской областной библиотеки им. И. А. Бунина по формированию информационной культуры личности, и даются рекомендации по его применению. Издание адресовано библиотечным специалистам, преподавателям и студентам. 4
Стр.4
Формирование информационной культуры пользователей библиотек: консультация Информационное общество и информационная культура Двадцать первый век человеческой цивилизации… Информационная революция (преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации) неотвратимо вовлекает мир в эпоху информационного общества. Стремительно меняется все вокруг. Меняется человек. Каким он будет, этот человек информационного общества?! Холодным прагматиком с кибермозгом…? Пользователем виртуальной реальности, потерявшимся в ней…? Или – гармоничной личностью, владеющей информационными технологиями и использующей их во благо человечества и окружающего мира. Ответственность за это несут ныне живущие. В «Декларации об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями» (29-я сессия Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры, 12 нояб. 1997 г., Париж) [8] провозглашены нравственные идеалы поведения каждого поколения людей (Приложение 1). Эти принципы и ценности особенно важны для информационного общества. Оно несет в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сферы услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию. В Стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу (одобрена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16 авг. 1999 г. № 36) дано определение информационного общества как общества, «…в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека» [33]. В информационном обществе процессы компьютеризации способствуют доступу к надежным источникам информации, избавляют людей от рутинной работы, обеспечивают высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества становится производство информационного продукта. Увеличивается информационная емкость материального продукта за счет преобладания в его стоимости доли инноваций, дизайна, маркетинга и др. Меняется система ценностей в обществе. Возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются 5
Стр.5
интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. По словам А. Д. Елякова: «Впервые в истории создается объективная возможность для реализации извечной мечты людей, когда машины, в том числе и компьютерные, будут работать, а люди думать, размышлять, решать нестандартные сложнейшие задачи, которые постоянно подкидывает современная противоречивая и динамичная обстановка.… Теперь уже не отдельные индивиды, а подавляющая масса людей получает возможность заниматься творческим, созидательным трудом в любой сфере жизнедеятельности общества» [11, с. 13]. Идеи формирования информационного общества волнуют человечество. В настоящее время принимается большое количество официальных деклараций, обращений и решений, посвященных этой проблеме. Интересным документом в этом плане является Окинавская хартия глобального информационного общества (20 июля 2000 г., остров Окинава) [23]. Ее принято считать межгосударственной. Страны «большой восьмерки» (в т. ч. и Россия) провозглашают, что к глобальному информационному обществу нужно стремиться, и что устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей (Приложение 2). Среди важнейших документов международного уровня – документы Всемирного саммита по информационному обществу. Он проходил в два этапа на уровне глав государств: первый этап – в Женеве (дек. 2003 г.); второй этап в Тунисе (нояб. 2005 г.). В Женеве приняты два документа: Декларация принципов (определившая построение информационного общества как глобальную задачу тысячелетия) [9] и План действий (перечень конкретных направлений деятельности по продвижению к информационному обществу на международном, национальном и региональном уровнях) [26]. Проблемы развития информационного общества нашли свое развитие в документах ЮНЕСКО, в первую очередь – в Программе «Информация для всех» [28]. Это межправительственная программа, разработанная в 2000 году. Принимая эту программу, правительства государств-членов ЮНЕСКО обязались использовать новые возможности информационного века, чтобы создавать справедливое общество посредством расширения доступа к информации. Особое внимание в Программе уделяется всеобщему доступу к информации и знаниям. Программа «Информация для всех» направлена на решение сложных современных проблем (борьба с бедностью, здоровье человека, качественное образование, предотвращение катастроф, управление и охрана окружающей среды) путем сокращения неравенства между информационно бедными и информационно богатыми сообществами. В октябре 2008 г. на 180-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО был рассмотрен и одобрен доработанный Стратегический план действий Программы «Информация для всех» на 2008–2013 гг. В Плане подчеркивается важнейшая роль Программы в деле достижения Целей развития тысячеле6
Стр.6
тия и задач Всемирного саммита по информационному обществу. В Стратегическом плане были определены приоритеты, в соответствии с которыми Программа будет осуществлять свою деятельность в следующие пять лет: информация в целях развития; информационная грамотность; сохранение информации; информационная этика; доступность информации. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [30] является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы. Он был создан решением общего собрания Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО от 15 декабря 2000 г. В состав комитета вошли представители органов государственной власти, учреждений образования, науки, культуры, коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур. Комитет участвует в формировании национальной политики в области построения глобального информационного общества и обществ знаний; осуществляет информационный обмен и строит партнерские отношения с международными и национальными структурами других стран; распространяет в России информацию о мировых тенденциях и политике ЮНЕСКО в этой области. Главная задача комитета состоит в том, чтобы способствовать выработке современной, социально-направленной информационной политики, ориентированной на человека, развитие его знаний и навыков, необходимых для жизни в условиях информационного общества. В российском государстве проблемам вхождения в информационное общество уделяется особое внимание. Разработаны нормативно-правовые основы информатизации России. В период с 2002 по 2010 годы действовала Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Президентом России 7 февраля 2008 г. утверждена Стратегия развития информационного общества (Приложение 3), закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества [34]. Одним из подтверждающих факторов ее работы стало принятие важных документов на государственном и региональных уровнях. При Президенте Российской Федерации создан Совет по развитию информационного общества (указ Президента РФ от 1 нояб. 2008 г. № 1576) [25]. Это совещательный орган, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации. 20 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» [22]. Цель Программы – получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телеком7
Стр.7
муникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. В целях реализации на территории Орловской области национальной Стратегии развития информационного общества принята Концепция долгосрочной областной целевой программы «Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011–2018 годы)» (утверждена распоряжением правительства области от 28 июня 2010 г. № 236-р) [20] и утвержден план мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Орловской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (распоряжение Губернатора области от 20 июля 2010 г. № 25-р) [21]. Принятие этих серьезных документов на международном, государственном и региональном уровне свидетельствуют о том, что информационные технологии заметно меняют облик цивилизации. Главными богатствами становятся информация и знания, открываются невиданные возможности самообразования. Но при этом создается иллюзия всеобщего благоденствия. Нельзя позволить себе обольщаться преимуществами информационного общества, т.к. в процессе его формирования возникают существенные противоречия и опасные тенденции. Среди них: манипулирование сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации; отбор качественной и достоверной информации, угроза дезинформации; адаптация людей к среде информационного общества и др. [36, с. 20]. Огромное количество рождающейся в мире информации создает серьезные трудности в ее анализе и усвоении. Это явление называют «info glat» (т. е. «информационным обжорством») или «синдромом информационной усталости». В деловой среде синдром информационной усталости как бы парализует волю руководителя, который оказывается не в силах остановить поток информации, требует все новых и новых уточняющих данных и никак не может принять определенное управленческое решение. Такая «бомбардировка» информацией, которую человек не в состоянии переварить, перерастает в серьезную проблему в области информационных потоков. Следует помнить, что через многочисленные и доступные информационные каналы поступает не только полезная информация, но и нежелательная, а зачастую и опасная для отдельных групп и категорий людей. «Информационное обжорство» особенно сказывается на молодом поколении. Согласно одному из недавних исследований, поколение американцев моложе 30 лет пользуется более высоким уровнем жизни, получает лучшее образование, имеет лучшую информационную технику, но при этом знает меньше, читает меньше и более равнодушно ко всему, чем любое другое поколение за последние 50 лет. Можно сказать, что аналогичная проблема существует и в нашем обществе. Жизненно важной проблемой является защита человека от биопатогенных полей, порождаемых работой электронной техники. И, если ученые до8
Стр.8
стигли потрясающих результатов в экранировании электромагнитных излучений, создании защиты от него, то в психологической защите цепочки «человек – компьютер» пока реальных успехов нет. К сожалению, отдельные люди, особенно молодые, так погружаются в «компьютерную среду», что выйти из нее не могут даже после оказания психиатрической помощи. Необходим своеобразный «фильтр», позволяющий предохранить человеческую личность от негативных информационных воздействий; формировать этичное поведение в компьютерных сетях и, в конечном счете, помогать отличать добро от зла в бесконечно усложнившемся информационном взаимодействии человека с окружающим миром [41, с. 3]. В связи с этим возникает задача подготовки людей к жизни в информационном обществе, в процессе которой должна сформироваться система взглядов и знаний на информацию, общество и место человека в нем, а также выработаться ряд определенных умений, навыков и компетенций. Речь идет о формировании информационной культуры личности. К сожалению, в настоящее время в России отсутствует государственная концепция информационной культуры и информационного образования. Существует много определений понятия «информационная культура». Это объяснимо. Во-первых, информационное общество только формируется, поэтому часто меняются взгляды на происходящие процессы и явления. Вовторых, ученые, представители разных отраслей науки дают свои формулировки, исходя из того понятийного аппарата (определений, ключевых слов, терминов), который сложился в данной отрасли науки. В-третьих, часто ставится равенство между понятиями «информационная культура», «информационная грамотность», «культура чтения» «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность» и др. Подробнее об этом можно прочитать в издании Межрегионального центра библиотечного сотрудничества [36, с. 30–53]. Данное издание, как и предыдущее [35], раскрывает концепцию формирования информационной культуры личности, разработанную в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (результаты деятельности представлены на сайте http://www.nii.kemguki.ru/). 9
Стр.9
Концепция формирования информационной культуры личности Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Сотрудники НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств занимаются изучением проблем информационной культуры более 20 лет. Возглавляет его доктор педагогических наук, профессор Наталья Ивановна Гендина. Начиная с 2000 года, НИИ информационных технологий социальной сферы проводит исследования проблем информационной культуры в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Деятельность НИИ получила признание не только в стране, но и на международном уровне. Суть концепции формирования информационной культуры личности (Кемерово) заключается в необходимости организации информационного образования, т. е. специального обучения. Концепция включает:  определение понятия «информационная культура личности»;  обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования;  модель учебного курса «Основы информационной культуры личности»;  разработку условий информационного образования. По мнению специалистов НИИ информационных технологий социальной сферы (Кемерово): «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности» [36, с. 58]. В основе информационного образования лежит формирование информационного мировоззрения (системы взглядов и воззрений на информацию, информационное общество и место человека в нем). Задача эта решается, прежде всего, вследствие педагогического воздействия на личность человека семьи и образовательных учреждений. Конечно, при этом на формирование информационного мировоззрения опосредованно влияет и деятельность различных библиотечных учреждений (школьных, муниципальных (детских и взрослых), вузовских, областных и т.д.). Это очень серьезная задача. В процессе педагогического воздействия в человеке воспитываются идеалы, убеждения, принципы нового информационного общества, новый уровень разума, заключающийся в его самодисциплине, в самоценности мышления [41, с. 13]. Информационная культура личности является частью общей и профессиональной культуры человека, содействует его социальной адаптации к условиям внешней среды, способствует утверждению гуманистических ду10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.