Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Учебное пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2011
Стр.1
ББК 60.9р
М54
Рецензенты:
доктор педагогических наук И. Л. Федотенко
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого);
доктор педагогических наук Е. Ю. Ромашина
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Методика исследований в социальной работе: Учеб. пособие /
М54
Авт.-сост. В. В. Соломатова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та
им. Л. Н. Толстого, 2011.– 100 с.
ISBN 978-5-87954-548-7
Учебное пособие по дисциплине «Методика исследований в социальной работе»
составлено в помощь студентам, обучающимся по специальности 040101.65 «Социальная
работа» (квалификация – специалист по социальной работе).
ББК 60.9р
Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии
и политологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого 11 октября 2010 г., протокол № 2.
Учебное издание
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Учебное пособие
Автор-составитель: СОЛОМАТОВА Вера Вячеславовна
Оригинал-макет подготовлен в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Художественное оформление – Е. А. Свиридова.
Подписано в печать 15.02.2011. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 6,25. Уч.-изд. л. 5,9. Заказ 10/127. Тираж 100 экз. «С» 1289.
Издательство Тульского государственного педагогического
университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
ISBN 978-5-87954-548-7
© Автор-составитель В. В. Соломатова, 2011
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное учебное пособие предлагается студентам специальности
«социальная работа» для успешного освоения курса «Методика исследований
в социальной работе». Кроме этого студентам помогут методические
материалы (силлабусы) кафедры социально-педагогических наук,
социологии и политологии факультета искусств, социальных и гуманитарных
наук представленные на страничке кафедры на сайте университета
www.tsput.ru
Цель курса – ознакомить студентов с основными исследовательскими
методами в социальной работе, особенностями методики проведения
конкретного практикоориентированного исследования.
В процессе изучения курса студенты познакомятся с существующими
в общественных науках видами исследований, приобретут знания,
необходимые для проведения ими научно-исследовательской работы,
научатся осуществлять обзор научной литературы для предварительного
изучения проблемы, приобретут навыки проводить само исследование,
составлять и оформлять отчет по его результатам.
Студенты во время обучения проводят свои исследования, которые
оформляются в виде курсовых работ по дисциплинам: Теория социальной
работы и Технология социальной работы, а также выпускной квалификационной
работы (ВКР).
Данный курс позволит правильно использовать существующие методы
исследования, собирать исследовательские данные в период практик,
оформлять полученные результаты исследования. Практическая
ценность профессионала, который умеет проводить исследование, намного
выше, чем просто специалиста.
Учебная программа и учебное пособие составлены в соответствии
с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной
программы подготовки социального работника по специальности
040101.65 Социальная работа ГОС ВПО 2000 г.
3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение
учебного времени
(в часах)
№
п/п
Название темы
1 Научное исследование в социальной
работе: общее и особенное
2 Методы планирования и организации
исследования в социальной
работе
3
Основные методы исследований
в социальной работе
3.1 Роль эксперимента в социальной
работе
3.2 Кейс-стади как метод исследования
4 Методика проведения анализа документов
5
Методика подготовки курсовой работы
5.1
Основные требования к оформлению
итогов исследования
5.2 Процедура защиты курсовой работы
6 Методика составления анкеты исследования
7
8
Методика
проведения интервью (беседы)
Методика
проведения наблюдения
9 Методика подготовки ВКР
9.1 Основные требования к оформлению
итогов исследования. Процедура
защиты ВКР
Итого:
4
8 2 2 4
12 2 4 6
24 4 2 4
2
2
2
12 2 4 6
28 2 2 8
2
16 4 6 6
16 4 6 6
14
23
2 4 6
2
2
4
6
7
153 26 46 77
4
4
4
4 6
Всего
лекции
семинары
самостоят.
работа
Стр.4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(Заочное обучение)
Распределение
учебного времени
(в часах)
№
п/п
Название темы
1 Научное исследование в социальной
работе: общее и особенное.
2 Методы планирования и организации
исследования в социальной работе
3
Основные
методы исследований в
социальной работе
4 Методика проведения анализа документов
5
Методика подготовки курсовой работы
6
Методика составления анкеты исследования
7
Методика проведения интервью (беседы)
8
Методика проведения наблюдения
9 Методика подготовки выпускной
квалификационной работы
Итого:
20 1 1 18
20 1 1 18
21 2 1 18
20 1 1 18
21 1 2 18
23 1 2 20
21 1 2 18
21
1
1
19
22 1 1 20
189 10 12 167
5
Всего
лекции
семинары
самостоят.
работа
Стр.5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Лекция № 1. Научное исследование в социальной работе:
общее и особенное
План
1. Социальная работа и социальная педагогика – область реальности,
требующая изучения, её особенности.
2. Социально-педагогические исследования: их история, аттестация
и основные виды.
3. Классификация видов исследования.
Рекомендуемая литература
1. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную
работу / В. С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – С. 27–38.
2. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов: Учебник для студ. сред. учеб. заведений
/ Е. В. Бережнова,
В. В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – С. 51–56.
3. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования
/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М.: АкадемПроект,
Фонд Мир, 2008. – С. 5–36.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методика психологопедагогического
исследования. – 5-е изд. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.
– М.: Академия, 2008. – C. 7–32.
5. Интернет-сайты академика РАО А. М. Новикова [Электронный
ресурс]: www.anovikov.ru, www.methodolog.ru.
6. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: Методика проведения и
оформления. – 2-е изд. / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006. – С. 8–21.
7. Новикова, С. С. Социологические и психологические методы исследования
в социальной работе / С. С. Новикова, А. В. Соловьёв. – М.:
Академический проект, 2006. – С. 3–23.
8. Пузанова, Ж. В. Методология и методика социологического исследования
/ Ж. В. Пузанова, И. В. Троцук, М. И. Витковская. – М.: Высшее
образование и наука, 2009. – С. 9–11, 22–26, 38–40 63–66.
9. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. акад.
РАН В. И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. –
С. 97, 149–150, 287, 342–343, 347–348.
В России социальная работа приобретает статус профессиональной
деятельности, в которой особое место отводится научно-методическому
обеспечению выполнения специалистом его многоаспектных функций.
6
Стр.6
Поэтому специалист по социальной работе выступает и в роли исследователя.
Само
понятие «социальные проблемы» сформировалось в начале XIX
века в контексте реформистской идеологии и охватывало нищету, преступность,
заболеваемость, проституцию, неграмотность и целый ряд других
явлений и условий, которые требовали неотложного вмешательства.
По мере расширения и углубления, накопления опыта социальнопедагогической
работы становятся всё более ясными общие и локальные
противоречия различной значимости и содержания. Например, между
требованиями к личностным и профессиональным качествам специалистов
по социальной работе и их реальным отбором и подготовленностью;
между потребностью в квалифицированных кадрах – и возможностью их
подготовки и переподготовки.
Социальная работа – многообразный объект разнопланового изучения.
Объект теории социальной работы – это состояние и процесс обеспечения
благополучия человека и общества в их социальной истории и
современном развитии как субъектов, участников всех основных сфер
общественных отношений в исторически конкретном социокультурном
жизненном пространстве. Его отличает ряд признаков. Первый из них
связан с необходимостью фундаментальных исследований, например,
работа в социуме как общественное явление, взаимодействие государственных
и общественных структур, целостная проблема социальной реабилитации
и пр. Эти исследования – наряду с работами исторического и
сравнительного плана – могут служить методологическим основанием
широкого круга эмпирических исследований.
Второй признак анализируемого объекта – пространственная широта,
в качестве которого могут выступать все стороны социума, образа
жизни в нём ребенка и взрослого человека, группы, семьи.
Третий признак – оперативность: внимание науки к особо динамичным,
тревожным явлениям, происходящим в социуме: растущее обнищание,
безработица, бездомность, национальные и религиозные конфликты,
катастрофы и др.
Также внимания исследователей требует развитие различных аспектов
самой социальной работы: её реализации в условиях села, движение
детских инициатив, научно-организационная деятельность социальных
центров, научное обоснование перспектив социальной работы.
Разнообразны и процессы, связанные с работой в социуме, выступающие
предметом социально-педагогического исследования. Это социально-демографические,
социально-психологические и собственно социально-педагогические
процессы. Предмет теории социальной работы –
7
Стр.7