Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Совершенствование организации и методов оценки рисков стратегии развития судоремонтных предприятий (на примере Приморского края) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторАстафурова Ирина Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц133
ID186694
АннотацияНа примере судоремонтных предприятий Приморского края, на основе проведенных исследований теоретических основ и практического опыта, автором диссертации выполнена разработка методических подходов к формированию комплексной стратегии для промышленного предприятия с учетом особенностей, связанных с отраслевой принадлежностью, условиями переходной экономики, рисками, влияющими на реализацию стратегий развития предприятий.
УДК658:629.54.004.67(571.63)(043)
ББК65.305.424.4(2Рос-4При)-09-21
Астафурова, И. С. Совершенствование организации и методов оценки рисков стратегии развития судоремонтных предприятий (на примере Приморского края) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И. С. Астафурова .— : [Б.и.], 2006 .— 133 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186694 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА На правах рукописи Астафурова Ирина Сергеевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ РИСКОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (на примере Приморского края) Специальность 08.00.05. <...> Методические основы совершенствования управления судоремонтной промышленностью с учетом рискообразующих факторов 49 <...> Специфические особенности и тенденции развития предприятий судоремонта в постприватизационный период 49 <...> Методические вопросы учета рискообразующих факторов при разработке стратегий развития предприятий судоремонта 66 <...> Методические рекомендации по оценке рисков стратегии развития предприятия судоремонта 103 Заключение 106 Список использованной литературы 112 Приложения 123 3 Введение. <...> Рост значимости Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике, объемы его ресурсов (финансовых, сырьевых, энергетических и т.д.), географическое расположение Приморского края и его экономический потенциал, а также нарождающиеся интеграционные тенденции в СевероВосточной Азии вызывают, можно сказать, главный стратегический интерес не только российского бизнеса и российских капиталов. <...> По данным, размещенным на портале «Российское судостроение», предприятий судоремонта в Приморском крае насчитывается 32, исключая предприятия, относящиеся к военному ведомству, около 60% их находится в г. Владивостоке <...> На основе анализа используемых методик оценки масштабов риска для промышленного предприятия с учетом его отраслевых особенностей можно сделать заключение о несовершенстве и недостатках их для предприятий судоремонта, формирующих стратегии своего развития с учетом рискообразующих факторов. <...> Для достижения указанной цели в диссертации были определены следующие задачи:  изучить проблемы оценки рисков в условиях неустойчивой экономики;  выделить специфические особенности и тенденции развития судоремонтных предприятий <...>
Совершенствование_организации_и_методов_оценки_рисков_стратегии_развития_судоремонтных_предприятий_(на_примере_Приморского_края).pdf
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА На правах рукописи Астафурова Ирина Сергеевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ РИСКОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (на примере Приморского края) Специальность 08.00.05.-Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление отраслями, подотраслями, комплексами (промышленность) Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель доктор экономических наук, профессор Осипов В.А. Владивосток – 2006 г.
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты эффективного управления рисками развития промышленных предприятий 9 1.1. Методические подходы к формированию стратегий развития промышленного производства 9 1.2. Современные концепции и принципы управления рисками в развитии промышленного производства 23 1.3 Проблемы организации эффективного управления рисками стратегий развития промышленности в условиях неустойчивой экономики 36 Глава 2. Методические основы совершенствования управления судоремонтной промышленностью с учетом рискообразующих факторов 49 2.1. Специфические особенности и тенденции развития предприятий судоремонта в постприватизационный период 49 2.2. Методические вопросы учета рискообразующих факторов при разработке стратегий развития предприятий судоремонта 66 2.3. Организационный подход к процессу управления реализацией стратегий развития на судоремонтных предприятиях 75 Глава 3. Методический инструментарий оценки рисков стратегий развития на судоремонтных предприятиях 90 3.1. Методический подход к оценке рисков стратегий развития на предприятиях судоремонта 90 3.2. Модель оценки рисков стратегий развития судоремонтного предприятия 100 предприятия судоремонта Заключение 3.3. Методические рекомендации по оценке рисков стратегии развития 103 106 Список использованной литературы Приложения 112 123
Стр.2
3 Введение. Проводимые в России рыночные реформы наряду с позитивными результатами в формировании механизмов территориально – отраслевого развития на базе новых экономических отношений обусловили возникновение многих проблем и негативных тенденций в использовании новых методов планирования, как на макро, так и на микроэкономическом уровне. Осуществляемые в России с начала 90-х годов прошлого века исследования состояния и перспектив развития российских предприятий промышленности ведутся либо на уровне чистого теоретического моделирования [1], либо с помощью непосредственного анализа (иногда с применением первичной статистической обработки) эмпирических данных обследований [2]. Возник разрыв между теоретическим осмыслением деятельности и структуры современных российских предприятий как специфических, целостных экономических субъектов, с одной стороны, и эмпирическим представлением, базирующимся на различных публикациях и фрагментарных и проводимых по различным методикам обследований, с другой [3]. Практически полное прекращение государственной финансовой поддержки судоремонта до 2005 г., выразилось в значительном сокращении производственной деятельности судоремонтных предприятий, что привело к утрате Россией определенных позиций в экономической безопасности и лидирующих позиций рыбного и транспортного флота на Дальнем Востоке. Рост значимости Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике, объемы его ресурсов (финансовых, сырьевых, энергетических и т.д.), географическое расположение Приморского края и его экономический потенциал, а также нарождающиеся интеграционные тенденции в СевероВосточной Азии вызывают, можно сказать, главный стратегический интерес не только российского бизнеса и российских капиталов. В конечном счёте, это создает определенные предпосылки для инвестирования стратегических преобразований на предприятиях судоремонта,
Стр.3
4 а это требует разработки новых макроэкономических инструментов, эффективных систем управления на всех уровнях хозяйствования. Возрождение промышленности - стратегически значимая для народного хозяйства России задача, призванная внести ощутимый вклад в экономическую безопасность страны. Ощутимо тяжелые социально-экономические последствия общероссийского кризиса имеют место в судоремонте Дальнего Востока и, в частности, Приморского края. Сегодня промышленный комплекс Приморского края переживает серьезный кризис, продолжение и усугубление которого чревато необратимой деградацией и существенным ослаблением экономической безопасности РФ на Дальнем Востоке. По мнению Приморских экспертов по экономике, промышленность Приморского края переживает тяжелый кризис. Это заключение относится и к судоремонту, так как производственные мощности предприятий загружены всего на 30-35%. По данным, размещенным на портале «Российское судостроение», предприятий судоремонта в Приморском крае насчитывается 32, исключая предприятия, относящиеся к военному ведомству, около 60% их находится в г. Владивостоке [4]. Сложившиеся тенденции требуют научного обоснования и реализации такой государственной и региональной стратегической политики на Дальнем Востоке для отрасли материального производства, которая обеспечивала бы ее ускоренное технологическое обновление с выходом на мировой уровень конкурентоспособности. Реализация такой государственной и региональной политики должна иметь продолжение на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне предприятий, организаций, компаний в виде стратегии развития с обязательной предварительной оценкой потенциала предприятий, возможностей такой реорганизации. Достижение цели возрождения и развития российских предприятий промышленности инициировало развитие экономических исследований, результаты которых представлены в трудах Старовойтова М.К. и Фомина П.А
Стр.4
5 [5], Агапцова С.А., Мордвинцева А.И. и др. [6], Гольдштейна Г.Я.[7], Клейнера Г.Б.[8], Золотова В.В., Федоровой Н.Н., Виноградова В.Н. [9], Фатхутдинова Р.А. [10], Кривошеева С.С. [11], Райзберга Б.А. [12] и др. На основе анализа используемых методик оценки масштабов риска для промышленного предприятия с учетом его отраслевых особенностей можно сделать заключение о несовершенстве и недостатках их для предприятий судоремонта, формирующих стратегии своего развития с учетом рискообразующих факторов. В настоящее время возникает необходимость совершенствования инструментария управления судоремонтным предприятием с учетом рисков с позиций эффективности и практической значимости методов оценки. Исходя из этого, целью диссертационной работы является совершенствование организации и методов оценки рисков стратегий развития судоремонтных предприятий. Для достижения указанной цели в диссертации были определены следующие задачи:  изучить проблемы оценки рисков в условиях неустойчивой экономики;  выделить специфические особенности и тенденции развития судоремонтных предприятий в постприватизационный период;  выявить особенности организации оценки рисков стратегий развития судоремонтного предприятия;  предложить организацию оценки рисков стратегий развития судоремонтных предприятий на основе подсистем управления рисками;  разработать методику оценки рисков на основе стратегического дерева целей;  сформировать оценку рисков по основному направлению стратегии с разложением по этапам источников получения информации, с предложением технологий и технических средств, распределением ролей;  разработать методические рекомендации по оценке рисков планирования судоремонтного предприятия.
Стр.5
6 Объектом исследования являются стратегии развития судоремонтных предприятий. Предметом исследования являются организация и методы оценки рисков стратегий развития судоремонтных предприятий. Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия и др.); экономико-статистические методы; матричный метод; классические и современные работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов по управлению предприятиями и проектами с учетом рисков. Информационной базой исследования явились: 1. Морская доктрина РФ на период до 2020 г. (утверждена Президентом РФ от 27 июля 2001 г. № Пр-1387); 2. Данные Комитета государственной статистики Российской Федерации, Приморского Краевого комитета государственной статистики; 3. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010г.; 4. «Стратегия развития Приморского края до 2010 г.»; 5. Информация портала «Российское судостроение»; 6. Информационные ресурсы сети Internet; 7. Результаты специальных исследований на предприятиях судоремонтной промышленности Приморского края. Нормативно правовой базой исследования явились законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 19972000гг.", нормативные документы отраслевого и регионального уровней за 2000-2006 гг. Научная новизна исследования заключается в следующем:  Предложен подход к организации оценки рисков стратегий развития промышленного предприятия на основе использования функциональной и структурной подсистемы управления рисками, распределяющих
Стр.6
7 ответственность за выполнение подготовительных мероприятий, планирования и реализации стратегических планов;  Обосновано разделение рисков на управляемые, воздействие на которые изменяет масштабы их влияния, и неуправляемые, для которых осуществляется страхование результатов их влияния или отказ от реализации соответствующей цели; разработан алгоритм процесса разделения;  Разработана методика оценки рисков на основе стратегического дерева целей по направлениям стратегии (формирование перечня рисков, их индивидуальная и комплексная оценка с использованием специальной шкалы) и поэтапное обслуживание оценки рисков;  Разработана модель оценки рисков для отдельного направления стратегии. На защиту выносится: 1. Функциональная и структурная подсистемы управления рисками для судоремонтных предприятий при реализации стратегий развития; 2. Алгоритм формирования каталога управляемых рисков, взаимосвязанного с экономическими методами воздействия на риски; 3. Алгоритм управления рисками в процессе реализации стратегии развития судоремонтного предприятия; 4. Методика оценки рисков на основе стратегического дерева целей, индивидуальной и комплексной оценки рисков по направлениям, шкалы оценки масштабов риска. Практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации использованы при выполнении мероприятий стратегического планирования для ФГУП ДВЗ «Звезда» г. Большой Камень. Содержащиеся в работе теоретические и методические подходы рискменеджмента доведены до конкретных практических рекомендаций и
Стр.7
8 предложений в оценке рисков планирования стратегических преобразований на предприятиях судоремонта Приморского края. Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса курсов: «Стратегический менеджмент», «Экономика предприятия». Апробация результатов исследования. Методика оценки рисков использована при оценке рисков реализации планов ФГУП завод «Звезда» п. Большой Камень. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 122 страницах машинописного текста, содержит 10 таблиц, 14 рисунков, 7 приложений.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.