КАК ЛЮДИ ДЕЛАЮТ СЕБЯ
Обычные россияне в необычных обстоятельствах:
концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев
Москва Логос 2010
Стр.2
УДК 30
ББК 60.05
Ê16
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект ¹ 10-03-16050ä
Авторский коллектив
À.À. Барсамова (ãë. 6), Å.Í. Данилова (ââåäåíèå, общее заключение, ãë. 1),
Î.Í. Дудченко (ãë. 8), Ê. Клеман (ââåäåíèå, общее заключение, ãë. 1, 2),
Ñ.Ã. Климова (ï. 3.1, ãë. 5), È.À. Климов (ãë. 4), À.Â. Мытиль (ãë. 8),
Î.À. Оберемко (ãë. 7), Å.Í. Ядова (ï.3.2),
Â.À. Ядов (ââåäåíèå, общее заключение, ãë. 1)
Ê16
Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах:
концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев
/ под îáù. ðåä. Â.À. ßäîâà, Å.Í. Даниловой, Ê. Êëåìàí. – Ì.:
Ëîãîñ, 2010. – 388 ñ.
ISBN 978-5-98704-521-3
На основе результатов коллективного исследовательского проекта предложены
описание и интерпретация восьми наблюдавшихся в разных регионах
России случаев поведения людей в проблемной ситуации: новых фермеров,
жильцов самоуправляемых домов, «челноков» начала 1990-х гг.,
ипотечных заемщиков, молодых фанатов рок-музыки, предпринимателейблаготворителей,
забастовщиков и ВИЧ-инфицированных пациентов. Эти
случаи поведения обычных людей, оказавшихся в ситуации, требующей выбора,
интерпретируются в логике ряда теоретических подходов: в теориях
адаптивного поведения, ломки привычной идентичности, деятельностно-активистского
подхода, в логике феноменологического анализа повседневных
практик и субъективных «конструкций» жизненной ситуации. Подробно освещаются
научные аспекты и ход реализации проекта: теоретические предпосылки,
их уточнение в процессе исследования, методология и процедуры
получения исходных данных, логика интерпретации полевых материалов; аргументируются
итоговые выводы.
Для научных работников, руководителей и сотрудников аппарата управления,
учреждений социальной сферы. Может использоваться в учебном процессе
при подготовке студентов по направлению (специальности) «Социология»,
другим социально-гуманитарным направлениям, требующим
углубленной социологической подготовки. Представляет интерес для широкого
круга читателей, желающих понять современное российское общество.
УДК 30
ББК 60.05
ISBN 978-5-98704-521-3
© Авторы, указанные на обороте
титульного ëèñòà, 2010
© Ëîãîñ, 2010
Стр.3
Оглавление
Введение ..............................................................................................8
Глава 1. Laboratorium: çàìûñåë, концептуальные рамки
и методология исследования, развитие теоретикометодологических
оснований применительно
к наблюдению различных сообществ .................................. 10
Глава 2. От обывателя к активисту .................................................. 35
2.1. Проблема и концептуальные рамки èññëåäîâàíèÿ.......... 35
2.2. Случай жилищного самоуправления: наблюдение
в Астрахани ........................................................................ 43
2.3. Наблюдение забастовки на АвтоВАЗе ............................. 56
2.4. Обоснование концептуализации наблюдения
двух ñëó÷àåâ......................................................................... 75
2.5. Выводы о решающей роли доверия лидерам
и взаимодоверия в сообществе активных ãðàæäàí........... 77
Глава 3. Челноки 1990-х годов – массовый феномен превращения
совслужащего в рискованного предпринимателя ................ 81
3.1.Челноки в логике фрейм-теории
и идентификационного êîíôëèêòà................................ 81
3.1.1.Êîíöåïòóàëüíûå основания .................................. 81
3.1.2.Âûáîðêà и полевые процедуры ............................. 86
3.1.3.Социально-экономический контекст ухода
госслужащих в челноки ........................................ 87
3.1.4. Траектории биографического
и идентификационного перехода госслужащих
в челноки (è îáðàòíî)................................................ 89
3.1.5. Освоение челноками новых практик ................... 96
Стр.4
6
Олавление
3.1.6. Самопрезентации челноков ................................ 102
3.1.7. Выводы ................................................................. 110
3.2. Три биографические траектории: наброски к портретам
челноков ............................................................................ 111
3.2.1. Постановка ïðîáëåìû......................................... 111
3.2.2. Влияние ресурсов актора на старте
предпринимательства и далее ............................. 113
3.2.3. Различия в персональных траекториях
последующего жизненного пути челноков ........ 116
3.2.4. Выводы ................................................................. 139
Глава 4. Ипотечные заемщики как инноваторы ............................. 144
4.1. Новации и социальная субъектность .............................. 144
4.2. Концептуальные рамки èññëåäîâàíèÿ............................ 146
4.3. Объект исследования, проблема и источники данных .... 153
4.4. Данные и их интерпретация ............................................ 161
4.5. Трудные решения ............................................................. 172
4.6. Вместо заключения: ипотека – школа восходящей
мобильности ..................................................................... 179
Глава 5. Крестьяне: между общиной и корпорацией ...................... 186
5.1. Социально-экономический контекст превращения
«êóìîâüåâ» в «ïàðòíåðîâ» ................................................ 187
5.2. Два кооператива – две èñòîðèè....................................... 190
5.3. Доверие – основа успешности ïðåäïðèÿòèÿ.................. 192
5.4. Механизмы взаимного контроля .................................... 197
5.5. Заключение ....................................................................... 202
Глава 6. Куда податься молодым? В музыкальные субкультуры..... 207
6.1. Постановка ïðîáëåìû...................................................... 207
6.2. Особенности объекта и методология .............................. 210
6.3. Предпосылки формирования субкультурной
идентичности .................................................................... 211
6.4. Становление практик «ñâîåé» субкультуры ................... 214
6.5. Идентификация со своей субкультурой ......................... 220
6.6. Мировоззренческие пристрастия .................................... 222
Стр.5
Олавление
7
6.7. Будущее субкультурной ìîëîäåæè.................................. 229
Глава 7. Проблемы самоопределения ïðåäïðèíèìàòåëåéáëàãîòâîðèòåëåé.................................................................
234
7.1. Концептуальные рамки èññëåäîâàíèÿ............................ 234
7.1.1. Локальная èäåíòè÷íîñòü.................................... 234
7.1.2. Пространственно-деятельностная трактовка
идентификации .................................................. 236
7.2. Особенности благотворящих предпринимателей .......... 239
7.3. Âûâîäû.............................................................................. 249
Глава 8. ÂÈ×-èíôåêöèÿ: жизнь до и после диагноза .................... 252
8.1. Ïðîáëåìà: сограждане, отторгаемые обществом ........... 252
8.2. Как проводилось исследование ...................................... 254
8.3. Чем озабочены и чего боятся инфицированные ............ 257
8.4. Освоение статуса «íå похожего на большинство» ......... 271
8.5. Âûâîäû.............................................................................. 289
Приложения. Некоторые полевые инструменты,
использованные для сбора данных в описанных кейсах .... 295
Приложение 1. Круглый стол жилищных активистов
с чиновниками ........................................................................ 295
Приложение 2. Полевые заметки о митинге на АвтоВАЗе
6 августа 2009 ã., ã. Тольятти .................................................. 298
Приложение 3. Путеводитель нарративного интервью
с челноками ............................................................................. 302
Приложение 4. Транскрипт интервью с бывшей челночницей ..... 310
Приложение 5. Построение дизайна исследования ...................... 352
Приложение 6. Путеводитель интервью с руководителем
сельского кредитного кооператива ........................................ 356
Приложение 7. Семантический дифференциал (SD) для оценки
идентификации респондента с сообществом фанатов «его»
музыкального направления .................................................... 361
Приложение 8. Инструкция интервьюеру и путеводитель
интервью с ïðåäïðèíèìàòåëÿìè............................................ 364
Приложение 9. Транкскрипт интервью с ВИЧ-инфицированной .. 380
Стр.6
Введение
Замысел предлагаемой работы явился итогом длительных
дискуссий сотрудников подразделения Института социологии
РАН, носящего претенциозное название «Отдел теоретического
анализа социальных трансформаций». Наряду с исследованиями
макропроцессов в постсоветской России и
других странах бывшего СЭВ, авторы на протяжении почти
20 лет вели мониторинг идентификационных сдвигов россиян,
вынужденных определиться, ответив на вопрос: «Кто мы?»
[11]. С течением времени удалось осуществить компаративные
проекты с близкими нам по славянской культуре польскими
коллегами [12] и даже с совсем не схожими ни по культуре,
ни по менталитету загадочными дальневосточными
соседями – китайцами. Мы также имели возможность убедиться
в несомненном различии институциональных и ментальных
структур, регулирующих трудовые взаимоотношения
на российских промышленных предприятиях и предприятиях
стран Запада [13]. Авторы систематически наблюдали, что
происходит с согражданами, силою обстоятельств вынужденными
адаптироваться к новым, непривычным для них
условиям: оказавшимися без средств к существованию в кризисные
1990-е гг., провоцируемыми работодателями к коллективным
протестным акциям и т.д.
Чтобы осмыслить накопленную авторами и полученную
другими исследователями информацию о социальных процессах
в нынешнем российском обществе, мы будем опираться
на концепции персональной и социальной идентификации
в меняющемся социальном пространстве, теорию адаптационных
механизмов, преимущественно концепцию освоения
Стр.7
Введение
9
социальных условий под себя (adjustment). Будем следовать
деятельностно-активистскому подходу Э. Гидденса [8], А. Турена
[28] и Ï. Штомпки [29]. Íàêîíåö, при анализе наблюдаемых
практик членов отобранных нами сообществ мы будем
опираться на идею фреймов1
И. Гофмана, которую рассматриваем
как вполне адекватную, потому что она совмещает
воедино особый образ социальной ситуации, конструируемый
субъектом, и адекватные ему практики.
Наши герои отличаются тем, что, столкнувшись с необычной
ситуацией или жизненными обстоятельствами, реагируют
не так, как большинство, а меняют свои привычные поведенческие
практики, видоизменяют свой взгляд на ситуацию,
свое «Я» и своих близких.
Таковы активисты забастовочного движения и жилищного
самоуправления, челноки начала 90-х гг. прошлого века и
те, кто стал заниматься благотворительностью, осваивать новые
финансовые инструменты, кто нашел свою нишу в среде
фанатов рок-музыки и даже те, кто попал в драматическую
ситуацию после обнаружения опасной болезни.
1 Мы заимствуем именно идею И. Гофмана, о чем см. ниже.
Стр.8