Корпоративная и национальная
культуры МНК на внешнем и внутреннем уровнях ................... 171 <...> Взаимное влияние корпоративной культуры МНК
и национальной культуры принимающей страны ........................ 178 <...> Кто-то однажды сказал, что в некотором роде вся наша
жизнь есть опыт межкультурного общения. <...> В сущности, культура или культурное окружение людей представляет собой способ приспособления к существующей физической и биологической среде. <...> Благодаря полученному опыту межкультурного общения мы смотрим на мир шире и терпимее относимся к культурному своеобразию других людей. <...> Культурное воспитание может не только свести к минимуму культурный шок и увеличить
опыт межкультурного общения, но и способствовать профессиональному
росту и эффективности организации в целом. <...> Как следует из анализа зарубежных публикаций, посвященных теории организации, в прошлом многие исследователи воспринимали культурные различия как барьер, мешающий общению и совместной деятельности. <...> Сегодня же руководители крупнейших корпораций, достигших
успеха в своей области, признают, что если разумно и правильно исполь-
зовать культурные различия, они превращаются в источники дополнительных возможностей. <...> Но сегодня и мы, будучи частью «глобальной деревни» и активно участвуя во всех сферах ее
жизнедеятельности, должны уметь управлять процессами, происходящими в многонациональных организациях, должны осознавать влияние национальной и корпоративной культуры на поведение человека и уметь
применять полученные знания и навыки для достижения наилучших результатов своей деятельности. <...> Значительное внимание уделяется различным видам организационной коммуникации (таким, как
устная и письменная, формальная и неформальная, горизонтальная и вертикальная, личная и производственная). <...> В этой части представлены основные параметры, по которым можно характеризовать любую культуру, и две классификации культур, по Э. <...> Холлу и Г. Хофштеде, которые <...>
Межкультурная_коммуникация_и_корпоративная_культура__Учебное_пособие_.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................... 5
Часть I. Основы организационной и межкультурной
коммуникации .................................................................................. 9
Глава 1. Организационная коммуникация ..................................... 10
1. Коммуникация как процесс и ее составляющие ............................ 10
2. Организационная коммуникация ................................................... 14
3. Коммуникация как культурно обусловленный процесс ............... 25
Глава 2. Межкультурная коммуникация ........................................ 35
1. Классификации êóëüòóð................................................................ 35
2. Различные аспекты межкультурной êîììóíèêàöèè..................... 53
Âûâîäû............................................................................................... 63
Часть II. Корпоративная культура .......................................... 65
Глава 1. Êóëüòóðà, организация, корпоративная культура ......... 68
1. Основные термины и понятия ....................................................... 68
2. История возникновения понятия корпоративной культуры .......... 73
3. Причины научного интереса к корпоративной культуре ............. 77
4. Основные атрибуты корпоративной (организационной)
культуры ...................................................................................... 79
5. Поиск определения корпоративной культуры .............................. 83
Глава 2. Формирование и поддержание
корпоративной культуры в организации ....................................... 90
1. Роль основателей организации в формировании
корпоративной культуры .............................................................. 90
2. Факторы, способствующие поддержанию корпоративной
культуры ...................................................................................... 97
Глава 3. Группы, доминирующая культура и субкультуры
в организации. Уровни корпоративной êóëüòóðû....................... 112
1. Основные термины и понятия ...................................................... 112
2. Эффективность работы группы и конформизм ........................... 113
3. Доминирующая культура и субкультуры. Типы субкультур ..... 115
2
3
Стр.1
4. Уровни корпоративной культуры ................................................ 118
Глава 4. Типология корпоративных культур ...............................128
1. Классификация Дила и Кеннеди ................................................. 128
2. Классификация Тромпенаарса .....................................................130
Глава 5. Сильная корпоративная культура
и ее роль в успехе компании ......................................................... 140
1. Характеристики сильной корпоративной êóëüòóðû.................... 140
2. Связь корпоративной культуры
с успешной деятельностью организации ......................................142
3. Изменение корпоративной êóëüòóðû.......................................... 144
Âûâîäû............................................................................................. 148
Часть III. Межкультурная коммуникация
в многонациональных корпорациях ...................................... 152
Глава 1. Многонациональные корпорации в современном мире .... 155
1. Культурное разнообразие ÌÍÊ................................................. 155
2. Типология многонациональных корпораций ............................... 160
3. Что необходимо для успешной деятельности
в современном многокультурном ìèðå? ..................................... 168
Глава 2. Корпоративная и национальная
культуры МНК на внешнем и внутреннем уровнях ................... 171
1. Внешняя адаптация ÌÍÊ............................................................ 171
2. Взаимное влияние корпоративной культуры МНК
и национальной культуры принимающей ñòðàíû........................178
3. Внутренняя интеграция ÌÍÊ..................................................... 180
Глава 3. Подготовка сотрудников МНК к успешной
деятельности в рамках иной национальной культуры .................187
1. Изучение культуры — основа развития
межкультурной êîìïåòåíöèè.......................................................187
2. Синергические навыки, необходимые для успешной
деятельности международного руководителя .............................. 191
3. Методы облегчения процесса аккультурации
при поступлении на работу в ÌÍÊ...........................................193
4. Стадии отбора и подготовки сотрудников
для работы в зарубежных филиалах МНК ............................... 198
Âûâîäû............................................................................................. 205
Заключение ...................................................................................... 207
Основные термины и ïîíÿòèÿ........................................................210
Список использованной литературы .............................................. 217
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня никто не станет подвергать сомнению факт политической,
экономической и культурной интеграции, происходящей в процессе
глобализации в современном мире. Страны и народы активно
сотрудничают и взаимодействуют во всех сферах жизни, будь то политика,
экономика или культура, на разных уровнях — от личного общения
до международных встреч, используя последние достижения информационных
технологий (телевизионные мосты, компьютерные сети,
Интернет). Кто-то однажды сказал, что в некотором роде вся наша
жизнь есть опыт межкультурного общения.
Процесс глобализации, охвативший сегодня все сферы жизни во
всем мире, не оставил в стороне и Россию. Мы сотрудничаем в международных
политических, экономических и профессиональных организациях,
участвуем в международных форумах и конференциях, работаем в
многонациональных компаниях, обмениваемся опытом в производственной
и профессиональной сферах, пишем друзьям письма по электронной
почте, наши студенты обучаются за рубежом, российские туристы путешествуют
по всему миру.
Чтобы поддерживать эти разнообразные и многоуровневые контакты,
сегодня многие в России (от школьников до дипломированных
специалистов) занимаются изучением английского языка, поскольку именно
этот язык наиболее активно используется в международном общении.
Начав изучать любой иностранный язык, обучаемые достаточно быстро
убеждаются в том, что помимо чисто лингвистических норм и правил
(фонетики, грамматики, синтаксиса) им приходится усваивать нормы
и правила иноязычной культуры.
Понятие «культура» необходимо для восприятия поведения людей
в целом, во всем мире и внутри отдельно взятой страны. Представление
о том, что такое культура, уходит корнями в такие науки, как
социология, психология, антропология, исследующие человеческое
поведение и взаимосвязь между человеком и его поступками, с одной
5
Стр.2
Межкультурная_коммуникация_и_корпоративная_культура__Учебное_пособие__(1).pdf
Т.Н. Персикова
Межкультурная коммуникация
и корпоративная культура
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «Лингвистика и межкультурная
коммуникация»
Москва · Логос · 2008
Стр.1
УДК 316.7
ББК 60.54
Ï26
Р е ц е н з е н т ы
И.А. Никанорова, профессор
(Дипломатическая академия МИД России)
Л.М. Федорова, профессор
(Всероссийский заочный финансово-экономический институт)
Персикова Т.Н.
П26 Межкультурная коммуникация и корпоративная
êóëüòóðà: ó÷åá. ïîñîáèå. – Ì.: Ëîãîñ, 2008. – 224 ñ.
ISBN 978-5-98704-127-9
Рассмотрены вопросы межкультурной коммуникации
в многонациональной деловой среде. Впервые в отечественной
учебной литературе представлен наиболее полный
анализ всех аспектов корпоративной культуры: истории,
уровней, факторов, влияющих на ее становление, стадий
формирования и поддержания, типологии. Особое внимание
уделено анализу процесса вхождения в новую корпоративную
культуру, что актуально для специалистов, начинающих
работать в иностранных компаниях и фирмах.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация».
Может использоваться в учебном процессе
по направлениям и специальностям вузов в области иностранных
языков, социологии, психологии, менеджмента.
Представляет интерес для руководителей и специалистов
предприятий и организаций с многонациональной деловой
средой.
УДК 316.7
ББК 60.54
ISBN 978-5-98704-127-9
© Персикова Ò.Í., 2002
© Ëîãîñ, 2008
Стр.2