А.Г. Здравомыслов
ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Под общей редакцией
члена#корреспондента Российской академии наук Н.И. Лапина
Москва • Логос • 2010
2
УДК 30
ББК 60.05
З46
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 100316055д
Здравомыслов А.Г.
З46
Поле социологии в современном мире / А.Г. Здравомыслов; под
общ. ред. <...> ISBN 978#5#98704#466#7
В книге выдающегося отечественного ученого, инициатора и активного
участника возрождения российской социологии как науки А.Г. Здравомыс#
лова (1928–2009) подведен своего рода итог теоретических и прикладных
исследований автора, его размышлений о природе и назначении социоло#
гического знания. <...> Раскрыты особенности развития социологической мысли во Франции,
Германии, Великобритании и США. <...> Тройственная интерпретация культуры
и границы социологического знания . <...> Эмиль Дюркгейм – создатель французской
социологической школы и классик современной
социологии . <...> Талкотт Парсонс: структура действия
и социальная система . <...> Талкотт Парсонс: структурная дифференциация общества
и неоэволюционизм . <...> Восприятие новых реалий в социологии 1990х гг. <...> А.Г. Здравомыслов незадолго до кончины передал в издательство
свою последнюю книгу, которую назвал «Поле социологии в совре$
менном мире». <...> Он, будучи членом Исследовательского комитета Меж$
дународной социологической ассоциации по проблемам теории, мно$
гие годы был в центре дискуссий о состоянии теоретической социо$
логии. <...> Андрей Григорьевич был выдающимся исследователем и преподава$
телем. <...> Кроме того, в России, как и в других странах европейского конти#
нента, существует социологическое мышление, выходящее за академи#
ческие рамки: в художественной литературе многих стран шла глубокая
проработка вопросов социального характера. <...> Бурдье для анализа производ#
ства любых видов интеллектуальной продукции. <...> Здесь я вел два лекционных курса: «Социология конфликта» и «Традиции
отечественной социологии <...>
Поле_социологии_в_современном_мире_.pdf
1
Сообщество профессиональных социологов
А.Г. Здравомыслов
ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Под общей редакцией
членакорреспондента Российской академии наук Н.И. Лапина
Москва • Логос • 2010
Стр.1
2
УДК 30
ББК 60.05
З46
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 100316055д
Здравомыслов А.Г.
З46 Поле социологии в современном мире / А.Г. Здравомыслов; под
общ. ред. Н.И. Лапина; науч. коммент. к твор. биогр. авт. Н.И. Лапина,
В.А. Ядова, О.Н. Яницкого, В.Г. Николаева, Н.Е. Покровского. –
М.: Логос, 2010. – 408 с.
ISBN 9785987044667
В книге выдающегося отечественного ученого, инициатора и активного
участника возрождения российской социологии как науки А.Г. Здравомыс
лова (1928–2009) подведен своего рода итог теоретических и прикладных
исследований автора, его размышлений о природе и назначении социоло
гического знания. С учетом уникального исследовательского опыта автора,
его личного участия в научной жизни СССР и России наших дней, а также
ведущих зарубежных стран рассмотрена роль социологии в современном
мире. Раскрыты особенности развития социологической мысли во Франции,
Германии, Великобритании и США. Особое место отведено отечественной
социологии, ее становлению в середине XIX века, возобновлению научной
жизни и дальнейшему развитию социологической науки во второй половине
ХХ – начале ХХI века. Включены материалы к научной биографии автора.
Для социологов, историков науки, философов. Может использоваться
в высших учебных заведениях при подготовке кадров по направлению (спе
циальности) «Социология». Представляет интерес для широкого круга спе
циалистов в области социальногуманитарных наук.
УДК 30
ББК 60.05
ISBN 9785987044667
©Здравомыслов А.Г., 2009
©Сообщество профессиональных
социологов, 2010
©Лапин Н.И., Ядов В.А., Яницкий О.Н.,
Николаев В.Г., Покровский Н.Е.,
научный комментарий к творческой
биографии автора, 2010
©Логос, 2010
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Р А З Д Е Л 1
Современная социология: для всего мира или для каждой из стран? . . . 20
Глава 1. Дискуссия о предмете: системность versus конструктивизм . . . 20
Глава 2. Неустранимая антиномия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 3. Программа Пьера Бурдье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Глава 4. От социальных идей к социологии как системе . . . . . . . . . . . . . 37
Глава 5. Тройственная интерпретация культуры
и границы социологического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
5.1. Культурные предпосылки социологического знания. . . 42
5.2. Три определения культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
5.3. Культура как целостность и предлагаемый схематизм. . 47
5.4. Процессуальное понимание культуры
и идея культурноисторической травмы . . . . . . . . . . . . . 51
5.5. Национальные школы –
предварительная характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
5.6. Персонификация процесса
социологического теоретизирования . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Глава 6. Процесс интернационализации социологии . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Р А З Д Е Л 2
Социология во Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 1. Исторические и культурные предпосылки
формирования французской социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 2. Возникновение социологии как «науки об обществе» . . . . . . . . 71
Глава 3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской
социологической школы и классик современной
социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
3.1. Дюркгейм и Третья республика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
3.2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции
современного общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
3.3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него . . . 82
Стр.3
4
Содержание
3.4. Социальные факты, принуждение, социальный
контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
3.5. Обоснование светской морали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Глава 4. Французская социология после Дюркгейма . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Глава 5. Послевоенная социология Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Глава 6. Пьер Бурдье (1930–2002) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
6.1. Жизнь и творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
6.2. Социология как теория практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
6.3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал . . . . . 103
6.4. Социальная дифференциация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
6.5. Социология интеллектуалов и императив
рефлексивности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Приложение. Интервью профессора А. Здравомыслова
с Аланом Туреном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Заключение к разделу 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Р А З Д Е Л 3
Социология в Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Глава 1. Культурные предпосылки социологического мышления . . . . . 118
Глава 2. Социологические идеи в марксизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Глава 3. Социальный контекст возникновения
немецкой социологической классики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Глава 4. Фердинанд Тённис: Gemeinschaft und Gesellschaft . . . . . . . . . . 133
Глава 5. Георг Зиммель: формальная социология . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Глава 6. Макс Вебер: социальное действование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
6.1. Жизненный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
6.2. Разнообразие оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
6.3. Вопросы теории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
6.4. Типология социального действования . . . . . . . . . . . . . . 151
6.5. Социология религии и сопоставимость
цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
6.6. Образ общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Глава 7. Социология в годы Веймарской республики и конфликты
послевоенного периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Глава 8. Ральф Дарендорф: социология конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . 156
8.1. Жизненный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
8.2. Два варианта интерпретации мира . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
8.3. Превращение класса «в себе»
в класс «для себя» и проблема интереса . . . . . . . . . . . . . 158
8.4. Власть и авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Стр.4
Содержание
5
8.5. Постиндустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
8.6. Характер конфликтов и варианты структурных
изменений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
8.7. Демократия индустриальная и политическая . . . . . . . . 161
8.8. Предпосылки и механизмы регулирования
конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
8.9. Представительство и реальная власть . . . . . . . . . . . . . . . 164
Глава 9. Действительный кризис социологического мышления
в 1970е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Р А З Д Е Л 4
Социология в Великобритании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Глава 1. Культурноисторические предпосылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Глава 2. А. Маршалл, Л. Хобхауз, В. Биверидж, Т. Маршалл. . . . . . . 171
Глава 3. Периодизация послевоенной социологии по Холси . . . . . . . . . 173
Глава 4. Энтони Гидденс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Р А З Д Е Л 5
Социология в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Глава 1. Социология как часть американской культуры . . . . . . . . . . . . 186
Глава 2. Талкотт Парсонс: структура действия
и социальная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
2.1. Открытия в области социальных наук
как предпосылка социологического синтеза . . . . . . . . . 194
2.2. Три этапа теоретического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
2.3. Волюнтаристская теория социального действования . . . 198
2.4. Цель – средства – условия – нормы . . . . . . . . . . . . . . . . 200
2.5. Иерархия уровней социального действия:
связи прямые и обратные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
2.6. Культура – область конечных смыслов. . . . . . . . . . . . . . 201
2.7. Четыре источника теории социального
действования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
2.8. Структурнофункциональный анализ и теория
стандартных переменных (patternvariables)
индивидуального выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
2.9. Схема AGIL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Глава 3. Талкотт Парсонс: структурная дифференциация общества
и неоэволюционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
3.1. Три этапа эволюции в истории обществ . . . . . . . . . . . . . 210
3.2. Социальное и биологическое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Стр.5
6
Содержание
3.3. Общества архаические . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
3.4. Общества прорастающие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
3.5. Общества современные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
3.6. Тройственная революция, ее значение
для общества современного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
3.7. США как общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
3.8. Престиж как механизм интеграции современного
общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
3.9. Смысл большой теории (grand theory) Парсонса . . . . . 223
Глава 4. Нейл Смелзер: зиммелевские лекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Глава 5. Рэндалл Коллинз: опыт прогнозирования
на примере распада СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Глава 6. Джеффри Александер и постановка вопроса о травме
в современной социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Р А З Д Е Л 6
Социология в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Глава 1. Вопросы периодизации российской социологии:
преемственность или разрывы в традиции? . . . . . . . . . . . . . . . 236
1.1. Первоначальные варианты светского
социологического мышления. Роль Герцена . . . . . . . . . 238
1.2. Противостояние народничества и марксизма
(1880–1917) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
1.3. Переход от полемики к идеологической монополии
(1917 – конец 1920х). Судьба двух социологов:
Н. Бухарина и П. Сорокина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
1.4. Период сталинской догматики (1929–1953) . . . . . . . . . 242
1.5. Возрождение социологии в 1960е гг. . . . . . . . . . . . . . . . 243
1.6. Институционализация социологии
и ее распространение (1970–1980е). . . . . . . . . . . . . . . . 244
Глава 2. Социологическое возрождение 1960х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
2.1. Поле социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
2.2. Опыт поколения: шестидесятники . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
2.3. Создание ресурса перестройки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
2.4. «Человек и его работа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
2.5. Новосибирский манифест – прорыв к свободе . . . . . . 260
2.6. Т.И. Заславская о перестройке и реформах . . . . . . . . . . 263
Глава 3. Восприятие новых реалий в социологии 1990х гг. . . . . . . . . . 274
3.1. Коррекция отношений между эмпирическими
данными и теорией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Стр.6
Содержание
7
3.2. Нужна ли теоретическая социология для России?
Постановка вопроса А.Ф. Филипповым . . . . . . . . . . . . 277
3.3. О теоретическом плюрализме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
3.4. К вопросу о тематизации проблематики, или
В чем состоит социальная реальность? . . . . . . . . . . . . . 285
3.5. Путь Ю.А. Левады к постсоветскому человеку. . . . . . . 293
3.6. Социологический реализм 1990х гг.: Н.Н. Козлова,
Л.Г. Ионин, В.В. Волков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
3.7. Ситуация в российской социологии в 1990е гг. . . . . . . 299
Глава 4. Российская социологическая мысль сегодня . . . . . . . . . . . . . . 301
4.1. О траектории движения российского социума:
позиции В.А. Ядова, Ю.А. Левады, О.И. Шкаратана . . 301
4.2. О национальном менталитете как реальности . . . . . . . 304
4.3. Как путешествуют идеи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
4.4. О традициях и внутренней дифференциации поля
российской социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
4.5. Всероссийский конгресс социологов:
М. Вевёрка, Г.В. Осипов, М.К. Горшков, В.В. Радаев
и внеакадемическая социология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
1. Опыт сопоставления национальных школ . . . . . . . . . . . . 318
2. О принципах социологического мышления . . . . . . . . . . . 327
ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы к научной биографии . . . . . . . . . . . . . . 334
1. Время социологического прозрения
(К 80летию со дня рождения В.А. Ядова) . . . . . . . . . . . . 334
2. Письмо Т. Парсонса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
3. Социология как жизненное кредо (Электронное интервью
профессора Б.З. Докторова с А.Г. Здравомысловым) . . . 347
4. Письмо в адрес организаторов
Всероссийского социологического конгресса . . . . . . . . . 384
5. Книги А.Г. Здравомыслова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Памяти Андрея Григорьевича Здравомыслова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Лапин Н.И. Призвание социолога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Ядов В.А. О моем друге и его книге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Яницкий О.Н. О научном наследии А.Г. Здравомыслова . . . 395
Николаев В.Г., Покровский Н.Е. Жизнь, сполна отданная
социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Стр.7