-
Стр.3
ББК
УДК
83.3(2Рос=Рус)6-8
821.161.1Булгаков.06
С 794
С 794
Степанов С. И.
О мире видимом и невидимом в произведениях М. Булгакова.
Разруха в головах. – СПб.: Алетейя, 2011. – 292 с., ил.
ISBN 978-5-91419-532-5
В книге рассматриваются мистические и религиозные аспекты творчества
М. Булгакова на примере произведений «Мастер и Маргарита»,
«Белая гвардия», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Для полноты
анализа привлекаются черновые наброски писателя, дневниковые
записи, высказывания близких ему людей и его современников.
Для определения понятий религиозных в качестве источников
используется духовная литература.
Книга иллюстрирована Николаем Самоуковым.
ББК 83.3(2Рос=Рус)6-8
УДК 821.161.1Булгаков.06
ISBN 978-5-91419-532-5
9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 3 2 5
© И. С. Степанов, 2011
© Н. Самоуков, иллюстрации, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Преображенского, о революционерах, ставших правителями
России: «разруха не в клозетах, а в головах» (19, 191). А ведь
необходимости напоминания в XX веке этой бесспорной истины
могло и не быть, послушай ещё в XIX веке русские люди
своего другого знаменитого писателя, Ф. Достоев ского. Именно
он в романе «Бесы», устами не вполне здорового губернатора
А. Лембке, произносит грозное – и оставшееся без должного
внимания – предостережение: «Пожар в умах, а не на крышах
домов» (40/9/58-59). Связь пожара с бесовскими силами самым
очевидным образом М. Булгаков выразил фразой одного из
персонажей романа «Мастер и Маргарита», Коровьева: «Мы
здесь недалеко, на Садовой, где пожар» (20, 448).
«Разруха в головах» не только для профессора ПреобраМ
женского,
но и для самого М. Булгакова являлась причиной
всех бед, переживаемых и Россией, и её народом. Это понятие
является ключевым в творчестве писателя. Хотя разруха
в произведениях Булгакова имеет множество видимых проявлений
во всех сферах жизни, мы исходим из того, что её природа
относится именно к сфере невидимого мира, поскольку
находится в области взаимоотношений человека и Бога. С нашей
точки зрения, повреждённый ум для М. Булгакова – синоним
«мерзости запустения», т. е. порабощения ума бесами.
Читаем у митрополита Иерофея (Влахоса): «Преподобный
Максим, ссылаясь на слова Господа: «Итак, когда увидите
мерзость запустения… стоящую на святом месте» (Мф. 24, 15),
говорит, «что место святое есть ум человеческий, в котором
демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили
идола греховного» (63, 132).
7
ногим запомнилась фраза умного, обаятельного,
ироничного персонажа М. Булгакова, профессора
Стр.7
В историческом плане становление и развитие М. Булгакова
как писателя пришлось на время борьбы большевиков
за власть, а также на годы их правления. То есть страной
руководили последователи русских нигилистов, осуждённых
ещё Ф. Достоевским.
В 1919 г. А. Куприн высказал вполне справедливое мнение,
связывающее революционеров с нигилистами XIX века:
«может быть, современные потрясатели всемирного покоя –
всего-навсего лишь преемники старого нигилизма…» (19,
683). Трагизм русской истории, к сожалению, лишь подтвердил
правоту А. Куприна.
Для М. Булгакова 20-х годов понятие «разруха», безусловно,
являлась одним из наиболее актуальных для осмысления
большевистских преобразований. Это было замечено современниками.
«Рассказы Булгакова цельны, выдержанны, единое
в них настроение и единая тема. Тема эта – удручающая
бессмыслица, путаность и никчемность советского быта, хаос,
рождающийся из коммунистических попыток строить новое
общество» (18, 157), – писал Л. Авербах в газете «Известия»
(20 сентября 1925 г.).
К бесспорному сожалению, и после смерти М. Булгакова
многие его оценки и предостережения, в первую очередь
о том, что причина разрухи и гибели – внутри нас
самих, остались не востребованы. В результате до сих пор
огромные и даже героические усилия целого народа по
обустройству России не приносят должного результата по
одной-единственной причине: «разруха в головах» лишь
прогрессирует. Мы, подобно персонажу последнего булгаковского
романа, буфетчику Сокову, не задумываемся
о ней: «А на голову не обращайте внимания, не имеет отношения»,
– беззаботно говорит он о ранах, нанесённых ему
нечистой силой (20, 318).
Всё более и более, уже на своём печальном опыте, мы
убеждаемся, что причиной видимой ныне реальности, имеющей
очевидные признаки распада – дет ские наркомания,
проституция, алкоголизм, повсюду проникшую коррупцию, –
и теперь является эта самая разруха, которая по-прежнему
гнездится в наших головах.
«Разруха в головах»... Смысл этого термина нельзя понять
без библейских текстов: «Вот, нечестивый зачал неправду,
8
Стр.8
был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал
его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на
его голову, и злодейство его упадёт на его темя» (Пс. 7, 15-17).
Вспомним, что в одном из ранних вариантов романа «Мастер
и Маргарита» упоминается молния, именно в голову поразившая
двух персонажей. При этом фамилия одного из них призвана
напомнить евангельский смысл такого события: «На
головы Библейского и Ньютона обрушилась…молния» (14,
49), – именно такими неожиданными словами Булгаков изобразил
ординарное событие – доставку телеграммы в Варьете.
Мир невидимый вполне осязаемо проявляет своё могущество
не только как причина гибели, но и как источник нашего
спасения.
В романе М. Булгакова «Белая гвардия» Алексей Турбин
чувствует во сне «...сладостный трепет, который никогда не
испытывает человек наяву», когда беседует с находящимся
в раю Най-Турсом (9, 57). Это именно неземные радость и гармония,
недостижимые, как правило, для остальных персонажей
писателя, которые оторваны от Бога, а потому лишь
постоянно ощущают неполноценность земного бытия, ограниченного
этой жизнью.
Нельзя не согласиться с протоиереем Александром Менем,
утверждавшим: «Связь между Богом и человеком – в религии,
это связь, которая соединяет разорванное, разлученное»
(76, 217).
Борьба М. Булгакова со своим собственным чувством оставленности
Богом, с окружающим его агрессивным атеизмом
заставляет и самого писателя, и его героев (по крайней мере,
тех, которым он хоть немного сочувствует) задуматься о ценностях
действительно вечных, нетленных, являющихся той
единственной основой, которая позволяет человеку достойно
жить, и достойно умереть. Участь же тех, кто не готов к смерти,
ужасна без всякого преувеличения: вспомним М. А. Берлиоза,
высшая степень разрухи в голове которого как бы иллюстрируется
тем, что эта самая голова была вначале отрезана трамваем,
а потом похищена нечистой силой.
Таким образом, если приближение к вере в Бога благотворно
влияет на булгаковских героев, то их самонадеянный
атеизм является источником гибели. Вера и неверие в их религиозном
смысле – важнейшие философские категории для
9
Стр.9
Булгакова-писателя. Поэтому без анализа форм и специфики
этих двух тем прочтение и интерпретация его произведений
представляются нам, как минимум, недостаточно полными
и объективными.
«Отнимать у Достоевского религию или… отнимать уверенность
в том, что Достоевский действительно твёрдо верил
в Бога и бессмертие, значит совсем не понимать Достоевского»
(69, 119), – эти слова Оскара фон Шульца, с нашей точки
зрения, в известной степени применимы и к Булгакову. Не
вызывает возражений и мнение Г. Лесских: «… мы рискуем
ничего не понять в произведениях Блока, Булгакова, Пастернака
о русской революции, если откажем этим авторам в глубокой
религиозности, но более того – ничего не понять вообще
в русской духовной жизни» (59, 218).
Следует признать, что на первом месте в творчестве
М. Булгакова находится изображение именно трагических
для человека последствий «разрухи в головах», то есть неверия
в Бога. Причём творческая манера писателя с течением
времени существенно изменилась, что видно по следующим
примерам.
В первом романе, «Белая гвардия», Елена узнаёт о предательстве
(очевидном и безусловном следствии неверия в Бога)
своего мужа из письма, освещаемого лишь «пучком света», исходившего
от лампы с абажуром (9, 286).
В последнем романе, «Мастер и Маргарита», «пучок
света» превращается в явное художественное преувеличение
– «тысячесвечовые лампы», освещавшие то, что осталось
от М. Берлиоза после его смерти (20, 173). Эта, безрадостная
сама по себе, картина становится поистине трагичной, когда
мы узнаём о жуткой посмертной участи этого персонажа,
оказавшегося во власти дьявола. В другом эпизоде, М. Булгаков
использует «яркий свет сильнейших уличных фонарей»
(20, 261), чтобы читатель вернее разглядел результаты
обмана Воланда и его свиты – факт исчезновения одежды у
зрительниц Варьете на улице, то есть в самый неподходящий
момент.
В обоих эпизодах ярчайший свет – как будто последний
крик М. Булгакова, призывающего не верить в лживые дьявольские
обещания. То обстоятельство, что яркий свет писатель
считает в своём последнем романе более подходящим, нежели
10
Стр.10
просто лампа с абажуром из «Белой гвардии», доказывает нам,
что М. Булгаков всю изобразительную силу своего таланта
использует, чтобы напомнить эту, простую и важную, но далеко
не очевидную для нас истину.
Другой особенностью у М. Булгакова стало изменение
соотношения повествователь/автор. Если в «Белой гвардии»
повествование ведётся от лица самого писателя, то уже в следующие
повести – «Роковые яйца», и особенно «Собачье сердце»,
– проникает речь персонажей, которые лишь «случайно»
могут высказывать мысли, близкие самому писателю. Безусловно,
дистанцирование М. Булгакова от повествователя
является следствием самоощущения писателя чужим в строящемся
советском рае на земле.
Главным препятствием в принятии писателем большевистских
преобразований явились беспринципность и атеизм,
ставшие основой новой политики. Раскрытие своеобразия тем
веры и безверия, смерти и жизни вечной во многом обусловлены
особенностями мировоззрения М. Булгакова и эпохи,
а также самой природой художественного творчества. Об этом
мы поговорим в первой части работы.
Стр.11