--
Стр.3
УДК
ББК
128(08)
87.21
Р 180
Р 180
Райков А.
Теория соотносительности. – СПб.: Алетейя, 2012. – 180 с.
ISBN 978-5-91419-458-8
«Теория соотносительности» – вторая книга автора (первая – «Философ
и „Я“»), номинанта премии «Вторая навигация»-2009 «за философский
дебют – первую крупную публикацию молодых авторов». Книга представляет
собой сборник мыслей на самые различные темы: от теории
познания до каких-то обычных жизненных наблюдений. И все-таки
некоторые темы можно выделить особо, прежде всего это тема субъективности-объективности,
вопросы о смысле жизни, тема научного
спора (действительно ли именно в споре рождается истина?), отдельно
можно выделить и притчи (о вдохновении и методичности, о легкой
и трудной жизни и другие). Книга написана живым языком и является
доступной для широкого круга читателей, интересующихся философской
проблематикой.
ISBN 978-5-91419-458-8
УДК 128(08)
ББК 87.21
9 7 8 5 9 1 4 1 9 4 5 8 8
© А. Райков, 2012
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2012
Антон Райков
Теория соотносительности
Главный редактор издательства И. А. Савкин
Дизайн обложки И. Н. Граве
Оригинал-макет Н. Н. Орловская
Корректор Д. А. Потапова
ИД № 04372 от 26.03.2001 г.
Издательство «Алетейя»,
192171, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 53. Тел./факс: (812) 560-89-47
www.aletheia.spb.ru
Подписано в печать 11.02.2011. Формат 60x88 1⁄16
Усл. печ. л. 11. Печать офсетная. Тираж 1000 экз.
Заказ №
Стр.4
О смысле жизни:
очень краткий курс
В философии существует ряд вопросов, которые традиционно называются
проклятыми. Это такие вопросы, четких ответов на которые
вроде как нет, и быть не может, и вместе с тем, это такие вопросы,
которыми человек никак не может не задаваться. «Что есть Истина?»,
«Есть ли Бог?», «В чем смысл жизни?» – речь идет о такого рода вопросах.
Скажу сразу: ни в какую «проклятость» никаких вопросов я
не верю (я вижу, что есть простые, сложные и очень сложные вопросы,
а также корректно и некорректно сформулированные). И также
я не вижу никакого смысла искать неведомо что, заранее зная, что
результат будет по большому счету неудовлетворительным. Заранее
зная, что никакой ответ не сможет быть «зачтенным» как ответ, а (и
это еще в лучшем случае) как просто еще одна попытка ответа на вопрос,
который не имеет (и принципиально не может иметь) ответа. Это
тупиковый путь, отбивающий всякую охоту к познанию. Нет, ответы
могут быть даны, и вполне удовлетворительные ответы. Так вот, для
иллюстрации постараюсь дать ответ на один из так называемых «проклятых»
философских вопросов: в чем смысл жизни?
Впрочем, я считаю, что ответ на этот вопрос и так по большому
счету всем известен, так что «открывать» тут особенно нечего. Разве
что следует уточнить кое-что. В чем же состоит смысл жизни? Ответ
таков: смысл жизни состоит в том, чтобы найти любимое дело и заниматься
им. Понятно, что такой ответ многим может показаться неудовлетворительным
или, скажем так, туманным и мало что проясняющим.
«А вот что конкретно это за дело?» – могут спросить у философа.
Но извините, это уже какой-то совсем другой вопрос. Дела многообразны,
и очень многие их этих многообразных дел могут стать для конкретного
человека любимыми. Туманным же приведенный выше ответ
кажется только в виду того, что философия для многих вообще покрыта
туманом, и философская конкретность как-то ускользает от взора
очень многих людей. Поэтому, хотя я могу допустить, что приведенный
выше ответ не является удовлетворительным (если мне укажут,
что это так), но при этом я настаиваю, что на конкретно поставленный
Стр.5
6
вопрос был дан вполне конкретный ответ и никакого тумана в нем нет.
Но кое-что еще, конечно, следует уточнить.
Прежде всего, следует рассмотреть две составляющие словосочетания:
«любимое дело». Во-первых, речь идет о деле. Жизнь имеет смысл
только по факту, когда человеку есть чем себя занять. Многие мечтают
о жизни бездельника, но когда дело доходит до настоящего безделья,
впадают в депрессию и бросаются на поиски хоть какого-то занятия.
Безделье всегда бессмысленно и ничего не дает. Отдых от дела – это
прекрасно, но безделье есть отдых от самой жизни, лишающий сам процесс
жизни всяческого смысла. Но далее, конечно, далеко не всякая
деятельность привносит смыслообразующую составляющую в нашу
жизнь. Можно быть занятым хоть 24 часа в сутки, и чувствовать, что
жизнь проходит мимо, потому что дело которое мы делаем, не находит
в нашей душе никакого отклика. Что же придает деятельности смысл?
Ну, конечно, любовь к этому делу. Вот это неразрывное единство любви
и дела, и образует смысл жизни. И, как дело может делаться без любви,
так и любовь может существовать без дела. Мы можем любить живопись,
и вместе с тем не быть живописцами. Мы можем обойти все на
свете картинные галереи, не преставая восхищаться великими полотнами
великих мастеров, и вместе с тем, нашей жизни будет чего-то не
хватать. Дела, нам не будет хватать дела. Одной любви недостаточно.
Итак, смысл жизни состоит в «созидании в любви». Однако, из этого
правила, похоже, есть одно серьезное исключение. А вот как быть
с ненавистью? Ведь ненависть тоже может привносить в нашу жизнь
смысл. И также ненависть может быть деятельной, и даже пронизывать
всю суть деятельности человека. Очевидно, в начале рассуждений все
же была допущена неточность, и речь шла не об общем смысле жизни, а
о (если можно так выразиться) «светлом» смысле жизни, который и состоит
в том, чтобы заниматься любимым делом. А есть еще и «темный»
смысл жизни, который состоит в деле, совершаемом из ненависти. И,
как в первом случае речь идет о созидании, так во втором случае речь
идет о разрушении. И, насколько сильно мы любим или ненавидим, и
при этом насколько сильно наша любовь или ненависть побуждает нас к
делу созидания-разрушения, настолько наша жизнь наполнена светлымтемным
жизненным смыслом. Ну а тот, кто неспособен на сильные эмоции,
или неспособен к тому, чтобы побудить себя (под воздействием
этих эмоций) к действию, тот влачит более, а чаще менее осмысленное
существование, зачастую лишенное вообще какого-либо смысла.
Таковым может быть ответ на один из «проклятых» философских
вопросов.
Стр.6