-
--
-
Стр.3
УДК 111
ББК 87.21
О-57
Научный консультант: директор Института устойчивого развития
ВСГТУ профессор, доктор философских наук В. В. Мантатов
Внутренние рецензенты:
заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин
доктор исторических наук, профессор С. Б. Панин;
доцент, кандидат философских наук М. И. Лескинен,
старший преподаватель кандидат физико-математических наук
Н. Н. Штыков, старший преподаватель Л. А. Портянская
Внешние рецензенты:
доцент кафедры философии БГУЭП, кандидат философских наук
Л. Ф. Корецкая, доцент кафедры философии ИрГТУ, кандидат
философских наук А. И. Шафоростов
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Восточно-Сибирской государственной академии образования
Теоретическая часть исследования выполнена при финансовой
поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта
«Онтология веры» (№10-03-00885м).
Практическая часть исследования выполнена в рамках проекта
«Психология успеха» ИООМКД «Золотое поколение»
Омельчук Р. К.
О57 Вера — экзистенциальный ответ истине. Монография /
Р. К. Омельчук. — СПб. : Алетейя, 2011. — 14 с.
4
ISBN 978-5-91419-469-4
В монографии предпринимается попытка взглянуть на проблему веры
с точки зрения становления наличного человека истинным. Цель, таким
образом, — представить веру как неотъемлемую часть бытия человека,
как личностное отношение к истине, как образование личности. Научная
новизна в данном случае заключена в том, что вера рассматривается не как
религиозное понятие и не как часть познавательного процесса, дополняющая
разум, но бытийно-ценностно. Кроме того, в работе выявляются важнейшие
взаимосвязи между верой и образованием, верой и истиной, которые открывают
совершенно неизученные закономерности в проблеме веры.
УДК 111
ББК 87.21
© Р. К. Омельчук, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
В современном обществе ощущается дефицит смысла. Один из ведущих
мировых специалистов в области повышения эффективности
организаций путем глубоких преобразований доктор Ицхак Калдерон
Адизес в одном из интервью говорил о том, что многие люди путают
духовную жизнь с религиозной. Духовность наполняет жизнь человека
смыслом, что позволяет переоценить повседневность и обыденность
и преодолеть стереотипность, характерную порой даже для
религии. Существует большая разница между пониманием веры как
феномена духовной жизни личности и пониманием веры как религиозного
феномена. Если философия XIX века была сконцентрирована
на религиозной вере, а в XX веке она была полностью дискредитирована
теорией познания, то философия в XXI веке способна применять
духовный опыт, основанный на свободной от религиозных
институтов вере, для целей воспитания и образования.
В данной работе предпринимается попытка взглянуть на проблему
веры с точки зрения становления наличного человека истинным.
Цель, таким образом, – представить веру как неотъемлемую
часть бытия человека, как личностное отношение к истине, как образование
личности. Научная новизна в данном случае заключена в
том, что вера рассматривается не как религиозное понятие и не как
часть познавательного процесса, дополняющая разум, но бытийноценностно.
Кроме того, в работе выявляются важнейшие взаимосвязи
между верой и образованием, верой и истиной, которые открывают
совершенно неизученные закономерности в проблеме веры.
Полученные результаты будут весьма полезны не только специалистам
в области онтологии истины и педагогики, а также преподавателям
нового курса по духовно-нравственной культуре и широкому
кругу читателей, интересующихся проблемами человеческой
сущности и становления личности в их связи с верой.
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность анализа проблемы веры определяется тем, что логика
философской исследовательской мысли расставляет новые акценты
в изучении творческой природы человеческой деятельности,
реализующей в себе так или иначе понятую веру. Долгое время вера
рассматривалась в рамках теории познания как необходимое звено
познавательного процесса и описывалась соответствующим категориальным
аппаратом. Сегодня видна недостаточность такого подхода,
отказывающегося от связи аксиологии и теории познания, теории
познания и нравственности. Появляется возможность расширить
саму сферу исследований философского и гуманитарного знания,
дополнив гносеологическое рассмотрение проблемы социальноонтологическим
подходом.
Сегодня наука все больше раскрывает уникальную природу человека,
выявляя новые горизонты в понимании веры. Последняя
рассматривается в качестве неотъемлемого элемента внутреннего
мира человека, задает ему определенные ценностные ориентации.
Каждая культурная ситуация предлагает свои собственные ценности
субъекту, заставляя относиться к себе и миру не безразличногносеологически,
а ценностно-онтологически. Изучение веры в данном
контексте находится в русле основных течений сегодняшней
философской мысли. Философы стремятся обратиться к особому
внутреннему миру человека, связанному с глубинными основаниями
человеческого «я».
Актуальность теоретического анализа проблемы веры также во
многом определяется современными социальными процессами, идущими
в нашем обществе. Ход этих процессов, коренным образом
изменяющий социальное бытие, характеризует современную ситуацию
как переломную, кризисную. Именно в такие моменты общество
и личность ощущают острую потребность в вере, которая бы
помогла сориентироваться в общественном и индивидуальном бытии.
Вера затрагивает самые глубинные основы человеческого существования
и связана с обретением человеком смысла, осознанием
своего предназначения. Сильная вера в критических ситуациях
сплачивает людей, рождает энергию, необходимую для поиска выхода
из кризисных ситуаций. В переломные эпохи, когда механизм
преемственности дает сбои, резко усиливается роль личностного
6
Стр.6
фактора. Необходимо вернуть человеку статус полноценного, ответственного
исторического деятеля. Со становлением такого человека
и связана вера как экзистенциальная ценность.
Вера как экзистенциальная ценность играет важнейшую роль в
воспитательно-образовательном процессе, который в дальнейшем
мы будем обозначать в качестве процесса становления личности.
Традиционно такое становление имело религиозный характер, и потому
в светской науке сформировался устойчивый стереотип, дискредитирующий
экзистенциальные и онтологические особенности
веры. Вера как экзистенциально-онтологический феномен представляет
собой важнейший инструмент формирования и сущностного
самоопределения личности. Без веры нет человека как полноценной,
социально компетентной, адекватной личности, и потому изучение
феномена и механизмов веры призвано усовершенствовать и модернизировать
воспитательно-образовательные процессы в современном
обществе.
Первые упоминания о вере в интересующем нас аспекте можно
встретить у Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Они отразили
такой аспект веры, который связан с существованием человека.
В дальнейшем философская проблематика веры сосредоточилась в
основном на гносеологическом подходе, рассматривающем веру в
качестве элемента процесса познания. Что, собственно, есть вера в
гносеологическом аспекте? Такая вера рассматривала становление
человека исключительно с точки зрения его пути к Богу. Наука и
философия, которые иначе определяют человека в его становлении,
вплоть до конца XIX века отдавали веру на откуп религии, несправедливо
исключая веру из жизни человека. И лишь в XIX-ХХ вв.
вновь возрождается интерес к вере, рассматриваемой в субъективноличностном
ключе.
Вера как индивидуально-экзистенциальный феномен бытия человека
рассматривается нами в соотношении с системой социальноонтологических
понятий, что в итоге придает представлению о вере
теоретически-конкретный характер: вера как экзистенциальная
ценность представляет собой фундамент для становления
целостной индивидуальности. Вера в этой связи есть условие самоорганизации
человека, она регулирует его ценностно-смысловое
отношение к различным частным проявлениям бытия и истины.
Руководствуясь верой, человек становится способным совершить
7
Стр.7
экзистенциальный поступок, ценностно-смысловое содержание которого
выходит за пределы внутреннего мира человека, пока еще не
сделавшего такого шага.
В основе данной работы лежит комплексное исследование веры,
включающее в себя как теоретическую, так и практическую части.
Теоретическая часть представляет собой философское исследование,
в котором наибольшее внимание уделяется аксиологическим
и онтологическим аспектам интересующей нас проблемы. Целью
теоретического исследования было отыскание тех механизмов веры,
которые сегодня можно эффективно применять в воспитательнообразовательном
процессе. И образование, и воспитание еще сто
лет назад включали в себя религиозную компоненту. В современном
светском обществе религия устранена из образовательного процесса,
поскольку научная институция не нуждается в подчинении церковной
иерархии и не ставит своей целью возвращение человека к
Иисусу Христу, Аллаху или Будде. Однако это не значит, что тысячелетний
опыт мировой философии в области религиозной веры совершенно
бесполезен для развития современного человека. Практическая
часть исследования как раз представляет собой разработку и
реализацию учебно-воспитательного комплекса (УВК) для учащихся
старших классов школ и студентов высших учебных заведений, который
основан на выявленных нами механизмах веры. Различные блоки
УВК «Психология успеха», включающего в себя беседы на темы
«Образование», «Семья», «Отношения», «Личность» общей продолжительностью
32 академических часа, за 2 года посетили около 3000
человек в возрасте от 16 до 22 лет. Если теоретическая часть исследования
научно раскрыла веру как экзистенциальный, жизненный
феномен личности, то практическая часть была направлена на то,
чтобы, во-первых, выявить ценностные ориентиры для современной
молодежи и, во-вторых, сформировать интерес к этим ценностным
ориентирам в целях самоидентификации и осознанного личностного
роста. Практическая часть, сокращенный вариант которой представлен
в разделе Приложения, подтвердила бытийный характер веры,
устремляющий человека к собственному становлению полноценной
личностью.
Объектом веры в данном случае была полноценная, социально
компетентная, адекватная личность, осознанно выбирающая
свои жизненные цели и способная не только ценить человече8
Стр.8
ские отношения, окружающий мир, но и защищать эти ценности.
Воспитательно-образовательный эффект основывался на своеобразии
механизма функционирования веры, который заключается в постепенном
отождествлении наличного (субъект веры) с истинным
(объект веры), или, другими словами, самой личности и того, во что
она верит. Такое отождествление приводит к со-единению человека
с содержанием принятых им смыслов. Благодаря данной работе мы
стремимся актуализировать роль веры как основы напряженного
внутреннего действия по образованию и преобразованию человеком
самого себя, а также привлечь внимание преподавателей к философскому
осмыслению роли веры как экзистенциальной ценности в
подготовке квалифицированных специалистов и воспитании полноценных
личностей.
9
Стр.9