Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Вера - экзистенциальный ответ истине. Монография (260,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц144
ID177740
АннотацияВ монографии предпринимается попытка взглянуть на проблему веры с точки зрения становления наличного человека истинным. Цель, таким образом, — представить веру как неотъемлемую часть бытия человека, как личностное отношение к истине, как образование личности. Научная новизна в данном случае заключена в том, что вера рассматривается не как религиозное понятие и не как часть познавательного процесса, дополняющая разум, но бытийно - ценностно. Кроме того, в работе выявляются важнейшие взаимосвязи между верой и образованием, верой и истиной, которые открывают совершенно неизученные закономерности в проблеме веры.
ISBN978-5-91419-469-4
УДК111
ББК87.21
Вера - экзистенциальный ответ истине. Монография / Омельчук Р. К. — : [Б.и.], 2011 .— 144 с. — ISBN 978-5-91419-469-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/177740 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Практическая часть исследования выполнена в рамках проекта «Психология успеха» ИООМКД «Золотое поколение» О57 Омельчук Р. К. <...> ISBN 978-5-91419-469-4 В монографии предпринимается попытка взглянуть на проблему веры с точки зрения становления наличного человека истинным. <...> Цель, таким образом, — представить веру как неотъемлемую часть бытия человека, как личностное отношение к истине, как образование личности. <...> Научная новизна в данном случае заключена в том, что вера рассматривается не как религиозное понятие и не как часть познавательного процесса, дополняющая разум, но бытийно-ценностно. <...> В данной работе предпринимается попытка взглянуть на проблему веры с точки зрения становления наличного человека истинным. <...> Цель, таким образом, – представить веру как неотъемлемую часть бытия человека, как личностное отношение к истине, как образование личности. <...> 5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность анализа проблемы веры определяется тем, что логика философской исследовательской мысли расставляет новые акценты в изучении творческой природы человеческой деятельности, реализующей в себе так или иначе понятую веру. <...> Традиционно такое становление имело религиозный характер, и потому в светской науке сформировался устойчивый стереотип, дискредитирующий экзистенциальные и онтологические особенности веры. <...> Без веры нет человека как полноценной, социально компетентной, адекватной личности, и потому изучение феномена и механизмов веры призвано усовершенствовать и модернизировать воспитательно-образовательные процессы в современном обществе. <...> Руководствуясь верой, человек становится способным совершить 7 экзистенциальный поступок, ценностно-смысловое содержание которого выходит за пределы внутреннего мира человека, пока еще не сделавшего такого шага. <...> Различные блоки УВК «Психология успеха», включающего в себя беседы на темы «Образование», «Семья», «Отношения», «Личность» общей продолжительностью 32 академических часа, за 2 <...>
Вера_-_экзистенциальный_ответ_истине._Монография.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Вера_-_экзистенциальный_ответ_истине._Монография.pdf
  -  --   -
Стр.3
УДК 111 ББК 87.21 О-57 Научный консультант: директор Института устойчивого развития ВСГТУ профессор, доктор философских наук В. В. Мантатов Внутренние рецензенты: заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин доктор исторических наук, профессор С. Б. Панин; доцент, кандидат философских наук М. И. Лескинен, старший преподаватель кандидат физико-математических наук Н. Н. Штыков, старший преподаватель Л. А. Портянская Внешние рецензенты: доцент кафедры философии БГУЭП, кандидат философских наук Л. Ф. Корецкая, доцент кафедры философии ИрГТУ, кандидат философских наук А. И. Шафоростов Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирской государственной академии образования Теоретическая часть исследования выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Онтология веры» (№10-03-00885м). Практическая часть исследования выполнена в рамках проекта «Психология успеха» ИООМКД «Золотое поколение» Омельчук Р. К. О57 Вера — экзистенциальный ответ истине. Монография / Р. К. Омельчук. — СПб. : Алетейя, 2011. — 14 с. 4 ISBN 978-5-91419-469-4 В монографии предпринимается попытка взглянуть на проблему веры с точки зрения становления наличного человека истинным. Цель, таким образом, — представить веру как неотъемлемую часть бытия человека, как личностное отношение к истине, как образование личности. Научная новизна в данном случае заключена в том, что вера рассматривается не как религиозное понятие и не как часть познавательного процесса, дополняющая разум, но бытийно-ценностно. Кроме того, в работе выявляются важнейшие взаимосвязи между верой и образованием, верой и истиной, которые открывают совершенно неизученные закономерности в проблеме веры. УДК 111 ББК 87.21 © Р. К. Омельчук, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА В современном обществе ощущается дефицит смысла. Один из ведущих мировых специалистов в области повышения эффективности организаций путем глубоких преобразований доктор Ицхак Калдерон Адизес в одном из интервью говорил о том, что многие люди путают духовную жизнь с религиозной. Духовность наполняет жизнь человека смыслом, что позволяет переоценить повседневность и обыденность и преодолеть стереотипность, характерную порой даже для религии. Существует большая разница между пониманием веры как феномена духовной жизни личности и пониманием веры как религиозного феномена. Если философия XIX века была сконцентрирована на религиозной вере, а в XX веке она была полностью дискредитирована теорией познания, то философия в XXI веке способна применять духовный опыт, основанный на свободной от религиозных институтов вере, для целей воспитания и образования. В данной работе предпринимается попытка взглянуть на проблему веры с точки зрения становления наличного человека истинным. Цель, таким образом, – представить веру как неотъемлемую часть бытия человека, как личностное отношение к истине, как образование личности. Научная новизна в данном случае заключена в том, что вера рассматривается не как религиозное понятие и не как часть познавательного процесса, дополняющая разум, но бытийноценностно. Кроме того, в работе выявляются важнейшие взаимосвязи между верой и образованием, верой и истиной, которые открывают совершенно неизученные закономерности в проблеме веры. Полученные результаты будут весьма полезны не только специалистам в области онтологии истины и педагогики, а также преподавателям нового курса по духовно-нравственной культуре и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами человеческой сущности и становления личности в их связи с верой. 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Актуальность анализа проблемы веры определяется тем, что логика философской исследовательской мысли расставляет новые акценты в изучении творческой природы человеческой деятельности, реализующей в себе так или иначе понятую веру. Долгое время вера рассматривалась в рамках теории познания как необходимое звено познавательного процесса и описывалась соответствующим категориальным аппаратом. Сегодня видна недостаточность такого подхода, отказывающегося от связи аксиологии и теории познания, теории познания и нравственности. Появляется возможность расширить саму сферу исследований философского и гуманитарного знания, дополнив гносеологическое рассмотрение проблемы социальноонтологическим подходом. Сегодня наука все больше раскрывает уникальную природу человека, выявляя новые горизонты в понимании веры. Последняя рассматривается в качестве неотъемлемого элемента внутреннего мира человека, задает ему определенные ценностные ориентации. Каждая культурная ситуация предлагает свои собственные ценности субъекту, заставляя относиться к себе и миру не безразличногносеологически, а ценностно-онтологически. Изучение веры в данном контексте находится в русле основных течений сегодняшней философской мысли. Философы стремятся обратиться к особому внутреннему миру человека, связанному с глубинными основаниями человеческого «я». Актуальность теоретического анализа проблемы веры также во многом определяется современными социальными процессами, идущими в нашем обществе. Ход этих процессов, коренным образом изменяющий социальное бытие, характеризует современную ситуацию как переломную, кризисную. Именно в такие моменты общество и личность ощущают острую потребность в вере, которая бы помогла сориентироваться в общественном и индивидуальном бытии. Вера затрагивает самые глубинные основы человеческого существования и связана с обретением человеком смысла, осознанием своего предназначения. Сильная вера в критических ситуациях сплачивает людей, рождает энергию, необходимую для поиска выхода из кризисных ситуаций. В переломные эпохи, когда механизм преемственности дает сбои, резко усиливается роль личностного 6
Стр.6
фактора. Необходимо вернуть человеку статус полноценного, ответственного исторического деятеля. Со становлением такого человека и связана вера как экзистенциальная ценность. Вера как экзистенциальная ценность играет важнейшую роль в воспитательно-образовательном процессе, который в дальнейшем мы будем обозначать в качестве процесса становления личности. Традиционно такое становление имело религиозный характер, и потому в светской науке сформировался устойчивый стереотип, дискредитирующий экзистенциальные и онтологические особенности веры. Вера как экзистенциально-онтологический феномен представляет собой важнейший инструмент формирования и сущностного самоопределения личности. Без веры нет человека как полноценной, социально компетентной, адекватной личности, и потому изучение феномена и механизмов веры призвано усовершенствовать и модернизировать воспитательно-образовательные процессы в современном обществе. Первые упоминания о вере в интересующем нас аспекте можно встретить у Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Они отразили такой аспект веры, который связан с существованием человека. В дальнейшем философская проблематика веры сосредоточилась в основном на гносеологическом подходе, рассматривающем веру в качестве элемента процесса познания. Что, собственно, есть вера в гносеологическом аспекте? Такая вера рассматривала становление человека исключительно с точки зрения его пути к Богу. Наука и философия, которые иначе определяют человека в его становлении, вплоть до конца XIX века отдавали веру на откуп религии, несправедливо исключая веру из жизни человека. И лишь в XIX-ХХ вв. вновь возрождается интерес к вере, рассматриваемой в субъективноличностном ключе. Вера как индивидуально-экзистенциальный феномен бытия человека рассматривается нами в соотношении с системой социальноонтологических понятий, что в итоге придает представлению о вере теоретически-конкретный характер: вера как экзистенциальная ценность представляет собой фундамент для становления целостной индивидуальности. Вера в этой связи есть условие самоорганизации человека, она регулирует его ценностно-смысловое отношение к различным частным проявлениям бытия и истины. Руководствуясь верой, человек становится способным совершить 7
Стр.7
экзистенциальный поступок, ценностно-смысловое содержание которого выходит за пределы внутреннего мира человека, пока еще не сделавшего такого шага. В основе данной работы лежит комплексное исследование веры, включающее в себя как теоретическую, так и практическую части. Теоретическая часть представляет собой философское исследование, в котором наибольшее внимание уделяется аксиологическим и онтологическим аспектам интересующей нас проблемы. Целью теоретического исследования было отыскание тех механизмов веры, которые сегодня можно эффективно применять в воспитательнообразовательном процессе. И образование, и воспитание еще сто лет назад включали в себя религиозную компоненту. В современном светском обществе религия устранена из образовательного процесса, поскольку научная институция не нуждается в подчинении церковной иерархии и не ставит своей целью возвращение человека к Иисусу Христу, Аллаху или Будде. Однако это не значит, что тысячелетний опыт мировой философии в области религиозной веры совершенно бесполезен для развития современного человека. Практическая часть исследования как раз представляет собой разработку и реализацию учебно-воспитательного комплекса (УВК) для учащихся старших классов школ и студентов высших учебных заведений, который основан на выявленных нами механизмах веры. Различные блоки УВК «Психология успеха», включающего в себя беседы на темы «Образование», «Семья», «Отношения», «Личность» общей продолжительностью 32 академических часа, за 2 года посетили около 3000 человек в возрасте от 16 до 22 лет. Если теоретическая часть исследования научно раскрыла веру как экзистенциальный, жизненный феномен личности, то практическая часть была направлена на то, чтобы, во-первых, выявить ценностные ориентиры для современной молодежи и, во-вторых, сформировать интерес к этим ценностным ориентирам в целях самоидентификации и осознанного личностного роста. Практическая часть, сокращенный вариант которой представлен в разделе Приложения, подтвердила бытийный характер веры, устремляющий человека к собственному становлению полноценной личностью. Объектом веры в данном случае была полноценная, социально компетентная, адекватная личность, осознанно выбирающая свои жизненные цели и способная не только ценить человече8
Стр.8
ские отношения, окружающий мир, но и защищать эти ценности. Воспитательно-образовательный эффект основывался на своеобразии механизма функционирования веры, который заключается в постепенном отождествлении наличного (субъект веры) с истинным (объект веры), или, другими словами, самой личности и того, во что она верит. Такое отождествление приводит к со-единению человека с содержанием принятых им смыслов. Благодаря данной работе мы стремимся актуализировать роль веры как основы напряженного внутреннего действия по образованию и преобразованию человеком самого себя, а также привлечь внимание преподавателей к философскому осмыслению роли веры как экзистенциальной ценности в подготовке квалифицированных специалистов и воспитании полноценных личностей. 9
Стр.9