Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Политика цен на энергосырьевые ресурсы в современной России (360,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц331
ID177692
АннотацияВ монографии исследуются процессы ценообразования на российском рынке основных энергосырьевых ресурсов – природного газа, угля и сырой нефти. Анализируются механизм воздействия цен на энергоносители на экономику России, взаимосвязь мирового и внутреннего рынков энергосырьевых ресурсов, степень зрелости российского рынка энергосырьевых ресурсов в целом и рынка каждого энергоресурса в отдельности. Автор предлагает собственную концепцию стратегического управления ценами на энергосырьевые ресурсы. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для работников государственных служб, в практической деятельности сталкивающихся с проблемами ценового и антимонопольного регулирования, для научных работников, аспирантов и студентов вузов экономического и энергетического профиля.
ISBN978-5--364-2
УДК338.53:620.9
ББК65.422
Политика цен на энергосырьевые ресурсы в современной России / Колпакова И. А. — СПб. : Алетейя, 2011. — 168 с. — : [Б.и.], 2011 .— 331 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177692 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЧЕСКАЯ КНИГА РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ È ð è í à Ê î ë ï à ê î â à ÏÎËÈÒÈÊÀ ÖÅÍ Ñ à í ê ò - Ï å ò å ð á ó ð ã À Ë Å Ò Å É ß 2 0 11 УДК 338.53:620.9 ББК 65.422 К61 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. Г. Зельднер; доктор экономических наук М. С. Токсанбаева К61 Колпакова И. А. <...> Политика цен на энергосырьевые ресурсы в современной России / <...> Анализируются механизм воздействия цен на энергоносители на экономику России, взаимосвязь мирового и внутреннего рынков энергосырьевых ресурсов, степень зрелости российского рынка энергосырьевых ресурсов в целом и рынка каждого энергоресурса в отдельности. <...> Автор предлагает собственную концепцию стратегического управления ценами на энергосырьевые ресурсы. <...> Особое значение при этом имеет политика цен на энергоресурсы, поскольку от того, каким образом устанавливаются эти цены и осуществляется управление ими, во многом зависит не только характер развития отраслей и предприятий топливно-энергетического комплекса, но и характер развития экономики страны в целом. <...> К сожалению, осуществленный в 90-х годах ХХ века переход к рыночным отношениям в России базировался на утверждении о том, что государственное экономическое регулирование и, прежде всего, регулирование цен не способствует эффективному функционированию экономики. <...> Регулирование цен государством вовсе не отвергает самого рыночного ценообразования. <...> Политика цен на энергосырьевые ресурсы1 призвана оказывать влияние на многое из того, что происходит в сфере внутреннего и внешнеторгового ценообразования на продукцию промышленности, сельского хозяйства, на транспорте, в строительстве и в сфере услуг, <...> Не случайно проблемы ценообразования и регулирования цен на энергоносители с начала 90-х годов ХХ в. находились в центре внимания российских экономистов. <...> 1 В качестве энергосырьевых ресурсов рассматриваются нефть, природный газ и уголь, во-первых, как основная продукция добывающих отраслей <...>
Политика__цен_на_энергосырьевые_ресурсы_в_современной__России_.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  -                -                 
Стр.3
УДК 338.53:620.9 ББК 65.422 К61 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. Г. Зельднер; доктор экономических наук М. С. Токсанбаева Колпакова И. А. К61 Политика цен на энергосырьевые ресурсы в современной России / И. А. Колпакова. — СПб. : Алетейя, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-91419-364-2 В монографии исследуются процессы ценообразования на российском рынке основных энергосырьевых ресурсов – природного газа, угля и сырой нефти. Анализируются механизм воздействия цен на энергоносители на экономику России, взаимосвязь мирового и внутреннего рынков энергосырьевых ресурсов, степень зрелости российского рынка энергосырьевых ресурсов в целом и рынка каждого энергоресурса в отдельности. Автор предлагает собственную концепцию стратегического управления ценами на энергосырьевые ресурсы. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для работников государственных служб, в практической деятельности сталкивающихся с проблемами ценового и антимонопольного регулирования, для научных работников, аспирантов и студентов вузов экономического и энергетического профиля. УДК 338.53:620.9 ББК 65.422 © Колпакова И. А., 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
ВВедение Политика цен представляет собой важную часть общей экономической политики любой фирмы, ведущей конкурентную борьбу на рынке. Тем более важна ценовая политика для любой страны, руководство которой несет ответственность за повышение конкурентоспособности национальной экономики, за социальную стабильность, за создание условий для безопасной и благополучной жизни ее населения. Особое значение при этом имеет политика цен на энергоресурсы, поскольку от того, каким образом устанавливаются эти цены и осуществляется управление ими, во многом зависит не только характер развития отраслей и предприятий топливно-энергетического комплекса, но и характер развития экономики страны в целом. К сожалению, осуществленный в 90-х годах ХХ века переход к рыночным отношениям в России базировался на утверждении о том, что государственное экономическое регулирование и, прежде всего, регулирование цен не способствует эффективному функционированию экономики. На этом основании государство в значительной мере самоустранилось от воздействия на экономические процессы путем проведения активной ценовой политики. Рыночные преобразования, начавшиеся с тотальной либерализации цен, во многом явились причиной длительного кризиса, в результате которого производство в России снизилось почти наполовину. И хотя девять лет (1999-2007 гг.) были годами экономического подъема, страна не смогла до конца компенсировать предшествующий спад. При этом усилилась сырьевая направленность экспорта (продукция обрабатывающих отраслей промышленности в основной своей массе оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке), что поставило российскую экономику в сильную зависимость от колебаний мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые товары. Регулирование цен государством вовсе не отвергает самого рыночного ценообразования. Наоборот, оно предполагает наличие и использование рыночных цен, но задает ему определенные рамки, конструктивно воздействуя на них с целью получения желаемого эффекта, обусловленного общей экономической стратегией, реализуемой руководством страны. Особенно важно такое стратегическое управление в условиях завершения перехода от одной экономической системы к другой, как это происходит в России. Напротив, отказ от государственного ценового регулирования не может не иметь серьезных последствий для социально-экономического развития.
Стр.5
6 И. А. Колпакова "Политика цен на энергосырьевые ресурсы..." В сложившейся ситуации при решении острейших и важнейших задач, стоящих перед Россией (модернизация и повышение конкурентоспособности экономики, ликвидация бедности), пренебрегать столь эффективным инструментом экономической политики государства как стратегическое управление процессами рыночного ценообразования было бы весьма недальновидно. Политика цен на энергосырьевые ресурсы1 призвана оказывать влияние на многое из того, что происходит в сфере внутреннего и внешнеторгового ценообразования на продукцию промышленности, сельского хозяйства, на транспорте, в строительстве и в сфере услуг, т.е. является частью социально-экономической политики страны в целом. Необходимость совершенствования ценообразования и формирования эффективной политики цен на энергосырьевые ресурсы в переходной экономике России, переживающей трудности становления полноценных рыночных отношений, имеет, таким образом, общенациональное значение. Не случайно проблемы ценообразования и регулирования цен на энергоносители с начала 90-х годов ХХ в. находились в центре внимания российских экономистов. Среди тех, кто рассматривал вопросы цен на энергоносители в рамках комплексных исследований проблем ценообразования в России в контексте осуществления рыночных реформ известные ученые-экономисты Л.И. Абалкин, А.А. Амосов, В.А. Бессонов, М.И. Гельвановский, А.А, Дерябин, Т.Е. Евдокимова, Д.С. Львов, В.Л. Малышев, А.Д. Некипелов, В.И. Перламутров, В.М. Полтерович, В.К. Сенчагов, В.А. Слепов, С.М. Уланов, А.А. Френкель, Г.Н. Чубаков, Н.А. Шмелев, Е.В. Яркин и др. Среди тех, кто уделял специальное внимание ценам на энергоносители и их воздействию на общеэкономическое и отраслевое развитие можно назвать М. Бобоева, В.В. Бузулуцкова, В.А. Волконского, А.А. Грунина, М.М. Гурена, В.А. Кашина, А.Г. Коржубаева, А.И. Кузовкина, В.В. Соколовского, Н.И. Суслова, М.Н. Узякова и др. 1 В качестве энергосырьевых ресурсов рассматриваются нефть, природный газ и уголь, во-первых, как основная продукция добывающих отраслей ТЭК (в отличие от торфа, урана и т. п.); во-вторых, поскольку эти ресурсы не являются продукцией постадийной переработки энергетического сырья (в отличие от мазута, бензина, электроэнергии и т.п.). Цены на последние рассматриваются в тех случаях, когда речь идет о влиянии цен на энергосырьевые ресурсы на общеэкономические процессы, так как чаще всего они воздействуют на экономику через цены на продукты их переработки. Кроме того, процессы ценообразования на последние во многом определяются процессами ценообразования на исходное сырье.
Стр.6
Введение 7 Теоретические и практические проблемы в области экономики топливно-энергетического комплекса исследовались А.А. Бесчинским, В.В. Бушуевым, А.Г. Вигдорчиком, В.И. Зоркальцевым, Ю.М. Коганом, А.Э. Конторовичем, В.А. Крюковым, А.А. Макаровым, Г.Д. Маргуловым, А.М. Мастепановым, Л А. Мелентьевым, А.П. Меренковым, Ю В. Синяком, С.Я. Чернавским, Д.В. Шапотом, А.Б. Яновским и другими учеными. Несмотря на активное изучение ценовых проблем в сфере российского топливно-энергетического комплекса, многие вопросы как в теоретико-методологическом, так и в практическом плане сохранили свою актуальность. Например, требуется глубокий анализ и оценка изменения принципов ценообразования на различные энергосырьевые ресурсы, степени зрелости и управляемости рынка основных энергоресурсов в целом и каждого энергоресурса в отдельности. Фактически до сих пор не обобщен весь опыт трансформации ценообразования на эти ресурсы в переходной экономике России. Не была оценена с точки зрения эффективности ни методология, ни практика осуществления государственного регулирования цен на энергоресурсы. Между тем эта проблематика важна еще и потому, что некоторые из топливно-энергетических ресурсов являются продукцией естественных монополий. В течение 1990-х и в начале первого десятилетия ХХI в. в реформируемой России был принят ряд законодательных актов, регулирующих некоторые аспекты ценообразования на энергоресурсы. Была разработана Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, в которой среди прочего были намечены основные ориентиры государственной политики цен на энергосырьевые ресурсы. Были предприняты практические шаги по регулированию цен на продукцию и услуги энергетических естественных монополий. Однако цель политики государства в области цен на энергоресурсы так и не была обозначена, не была выстроена система приоритетных задач стратегического управления этими ценами, не обозначено место и роль ценовой политики на энергоресурсы в экономической стратегии и политике российского государства. Все это имеет своим следствием отсутствие существенных положительных результатов ограниченных мер по регулированию этих цен. К сожалению, в Государственной Думе так и не был принят к рассмотрению разработанный в 2000 году в Комитете по экономической политике и предпринимательству проект Федерального Закона о ценовом регулировании, хотя в Законах о годовых бюджетах соответствующий раздел появился в 2004 и 2005 гг. В то же время назрела
Стр.7
8 И. А. Колпакова "Политика цен на энергосырьевые ресурсы..." необходимость скорректировать в области ценовой политики и Энергетическую стратегию России на период до 2020 года. Все это, а также учет большого вклада топливно-энергетического комплекса в обеспечение развития экономики России, укрепления ее национальной и энергетической безопасности и интеграции в мировую экономику и определило цель исследования – сформулировать и научно обосновать наиболее важные принципы и подходы к формированию государственной политики цен на энергосырьевые ресурсы в экономике России в условиях ее перехода с сырьевого на инновационный путь развития; предложить наиболее адекватные нынешнему уровню развития рыночных отношений в России, а также актуальным задачам развития экономики формы и методы стратегического управления ценами в добывающих отраслях топливно-энергетического комплекса.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ