Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Теория изобразительного искусства (520,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц496
ID177670
АннотацияМонография посвящена исследованию актуальных проблем художе- ственного творчества. В главах книги, имеющих целью формирование современной теории изобразительного искусства, вскрыта насущная потребность человека и человечества в искусстве, рассмотрен процесс создания произведения как иллюзорно-конечной вещи при операционном взаимодействии художника с художественным материалом, а также про- цесс созидания художественного образа в игровом диалоге-отношении реципиента с произведением-вещью, подчеркнута роль произведения искусства в качестве места встречи конечного человека с бесконечным Абсолютом, развернуто учение о структуре и принципах функционирова- ния самодвижущейся и самоорганизующейся системы художественных образов, обозначена роль носителя концептуальных положений теории, каковым выступает искусствовед в единстве таких его профессиональных аспектов, как знаток, исследователь и майевтик. Книга ориентирована на специалистов в области философии, куль- турологии и искусствознания, предназначена студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также адресована всем, кого интересует чувственно явленная сущность изобразительного искусства.
ISBN978-5-91419-440-3
УДК73/76
ББК85.1
Теория изобразительного искусства / Жуковский В. И. — СПб. : Алетейя, 2011. — 496 с. + ил. — : [Б.и.], 2011 .— 496 с. : ил. — ISBN 978-5-91419-440-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/177670 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В главах книги, имеющих целью формирование современной теории изобразительного искусства, вскрыта насущная потребность человека и человечества в искусстве, рассмотрен процесс создания произведения как иллюзорно-конечной вещи при операционном взаимодействии художника с художественным материалом, а также процесс созидания художественного образа в игровом диалоге-отношении реципиента с произведением-вещью, подчеркнута роль произведения искусства в качестве места встречи конечного человека с бесконечным Абсолютом, развернуто учение о структуре и принципах функционирования самодвижущейся и самоорганизующейся системы художественных образов, обозначена роль носителя концептуальных положений теории, каковым выступает искусствовед в единстве таких его профессиональных аспектов, как знаток, исследователь и майевтик. <...> Книга ориентирована на специалистов в области философии, культурологии и искусствознания, предназначена студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также адресована всем, кого интересует чувственно явленная сущность изобразительного искусства. <...> Жизненная необходимость общения человека с произведениями искуссства – Каждый человек еще до своего рождения владеет чудом интимного взаимодействия с Совершенством, знаменованным Матерью. <...> Жизненная необходимость общения человека с произведениями искусства – Материал четвертой части главы весьма необычен. <...> Его материал показывает, что основу большинства космогонических мифов (древнеегипетских, древнекитайских, древнегреческих, древнеиндийских и пр.) составляет идеальное отношение Творца вселенной с творимым им миром. <...> Жизненная необходимость общения человека с произведениями искусства рук и ума. <...> Жизненная необходимость общения человека с произведениями искусства в качестве репрезентантов идеального отношения конечного с конечным, ибо в их «иллюзорной конечности» мера единичного и конкретного относительно <...>
Теория_изобразительного__искусства_.pdf
   - 
Стр.3
УДК 73/76 ББК 85.1 Ж86 Жуковский В. И. Ж86 Теория изобразительного искусства / В. И. Жуковский. — СПб. : Алетейя, 2011. — 496 с. + ил. ISBN 978-5-91419-440-3 Монография посвящена исследованию актуальных проблем художественного творчества. В главах книги, имеющих целью формирование современной теории изобразительного искусства, вскрыта насущная потребность человека и человечества в искусстве, рассмотрен процесс создания произведения как иллюзорно-конечной вещи при операционном взаимодействии художника с художественным материалом, а также процесс созидания художественного образа в игровом диалоге-отношении реципиента с произведением-вещью, подчеркнута роль произведения искусства в качестве места встречи конечного человека с бесконечным Абсолютом, развернуто учение о структуре и принципах функционирования самодвижущейся и самоорганизующейся системы художественных образов, обозначена роль носителя концептуальных положений теории, каковым выступает искусствовед в единстве таких его профессиональных аспектов, как знаток, исследователь и майевтик. Книга ориентирована на специалистов в области философии, культурологии и искусствознания, предназначена студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также адресована всем, кого интересует чувственно явленная сущность изобразительного искусства. УДК 73/76 ББК 85.1 © В. И. Жуковский, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ К зачину второго десятилетия XXI века искусствознание накопило огромный эмпирический материал, крайне нуждающийся в систематизации и научной обработке. Ныне существует целая группа историкоискусствоведческих дисциплин, где собраны, описаны и хронологически градуированы многочисленные памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Это превосходные и фундаментальные истории искусства стран Азии, Африки, Америки и Европы от начала времен до начала XXI столетия. Однако классный уровень эмпирического искусствознания с необходимостью требует достойного теоретического уровня. Целостная теория – ключ к научной истории и методологии изобразительного искусства. Каждый, кто когда-либо приступал к освоению артефактов мирового искусства, сталкивался с проблемой систематизации постигаемых феноменов. Не только для того, чтобы вместить в себя как можно больше искусствоведческих знаний, но, прежде всего, затем, чтобы понять их фундаментальное основание – что, собственно, отличает произведение искусства от любого другого произведения человеческих рук? Более того, любой здравомыслящий человек, общавшийся с продуктами художественной деятельности, обязательно задавался следующими вопросами. Зачем человечество со дня своего рождения неустанно производит и производит предметы искусства, в бытовом отношении совершенно лишние для него? Почему для создания этих ненужных в плане жизнеобеспечения человека произведений искусства людское сообщество отряжает лишь архиталантливых и гениальных личностей, а на их приобретение и сохранение тратит уйму денег? Главное, поддается ли единой систематизации бесчисленное множество творений различных видов и жанров искусства, рассеянное во времени и пространстве по континентам, цивилизациям, странам, нациям, народностям, городам и весям? Короче говоря, у каждого человека, приступившего к освоению тех или иных конкретных артефактов, рано или поздно возникает желание обратиться к теории искусства, то есть туда, где с необходимостью должно содержаться концептуальное знание о причинах неизбывного производства и потребления людьми во все времена архитектурных,
Стр.5
В.И. Жуковский «Теория изобразительного искусства» скульптурных и живописных произведений. Недаром светлые головы давно заметили, что, не решив общих вопросов и подменяя их решением частных задач, приходится всякий раз с неизбежностью упираться в общие вопросы и проблему их решения. Как не странно, естественное желание найти ответы на глобальные вопросы искусства довольно быстро превращается в удивление, а затем в недоумение. Дело в том, что в мировом искусствознании, несмотря на его многовековое функционирование, по сей день теории искусства в строго научном смысле слова «теория» просто нет. Сегодня в многочисленной научно-исследовательской литературе под теорией изобразительного искусства, как правило, понимаются различные гуманитарные науки: философская теория познания, эстетика, культурология, социология искусства, психология художественной деятельности и пр. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что перечисленные науки в качестве своего предмета должны исследовать те или иные теоретико-искусствоведческие принципы, но при всем старании не в состоянии их подменить. Реальное противоречие – между насущной потребностью в теории изобразительного искусства и ее практическим отсутствием – вызвало к жизни данную монографию. При этом автор прекрасно отдает себе отчет в том, что создание полноценной и фундаментальной теории изобразительного искусства не может быть детищем одного человека. Думается, что это забота многих мастеровитых в своем деле специалистов в течение ряда поколений. Однако уже сейчас реально выдвинуть ряд концептуальных положений, которые позволяют заложить фундамент теоретического знания об изобразительном искусстве в единстве произведений различных видов и жанров. Предлагаемая читательскому вниманию монография раскрывает объем и содержание пусть и недостаточных в перечне, но необходимых понятий, с помощью которых искусствоведение, опираясь на законы логики мыслительного процесса, обретет, наконец, твердую и давно ожидаемую основу. Книга «Теория изобразительного искусства» обращена не только к тем, кто выбрал искусствоведение своим профессиональным делом – к студентам, аспирантам, преподавателям и умудренным специалистам, каждодневно занимающимся делом постижения тайников изобразительного искусства. Она также ориентирована на оказание помощи тем, кому для личного удовольствия интересно периодически взаимодействовать с подлинными, репродуцированными или выставленными в Интернете творениями мировой архитектуры, скульптуры, живописи. 6
Стр.6