Феминистская коллекция
женский
проект
ИСТОРИЧЕСКАЯ
КНИГА
Стр.1
-
--
Санкт-Петербург
АЛЕТЕЙЯ
2011
-
Стр.3
УДК
ББК
318.48
66.3(0)6
Ж 54
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Центра изучения Германии и Европы (Университет Билефельда –
Санкт-Петербургский государственный университет)
Ж 54 Женский проект: метаморфозы диссидентского феминизма во
взглядах молодого поколения России и Австрии / под ред. С. Ярошенко.
– СПб.: Алетейя, 2011. – 336 с. – (Феминистская коллекция).
ISBN 978-5-91419-433-5
В книге развернута дискуссия о диссидентском феминизме позднесоветского
общества. Представители разных поколений, ученые и студенты
из России и Австрии высказываются об актуальности женского вопроса
тогда и сегодня. Положение советских женщин и их проблемы в период
расцвета реального социализма были озвучены в независимом женском
журнале, первый номер которого вышел в августе 1979 года в Ленинграде.
Его авторы впоследствии были выдворены из СССР. Критическая
рефлексия нынешнего молодого поколения по поводу данного события
выявляет новые смыслы и значения, приписываемые феминизму прошлого
и текущей феминистской повестке. Проводится сравнительный анализ
того, каким образом молчаливая защитная реакция и стратегия голоса
погружены в контекст конкретных гендерных режимов.
На обложке: Н. Малаховская и Т. Мамонова с детьми. Фото из частного
архива, конец 1970-х гг.; Обложка журнала «Ms.», изданного в ноябре 1980 г.
и посвященного высланным из СССР авторам женского самиздата, слева
направо: Ю. Вознесенская, Т. Горичева, Н. Малаховская, Т. Мамонова.
ISBN 978-5-91419-433-5
УДК 318.48
ББК 66.3(0)6
9 7 8 5 9 1 4 1 9 4 3 3 5
© Коллектив авторов, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Женский проект: метаморфозы диссидентского феминизма
во взглядах молодого поколения России и Австрии
Главный редактор издательства И. А. Савкин
Дизайн обложки И. Н. Граве
Оригинал-макет Н. Н. Орловская
Корректор Д. Ю. Былинкина
ИД № 04372 от 26.03.2001 г. Издательство «Алетейя»,
192171, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 53. Тел.: (812) 560-89-47
www.aletheia.spb.ru
Подписано в печать 02.08.2011. Формат 60x88 1
⁄16
Усл. печ. л. 20,53. Печать офсетная. Тираж 1000 экз. Заказ №
Стр.4
Предисловие
7
прЕДИСЛовИЕ
Эта книга о том, что сегодня волнует поколение «родителей» из числа
диссидентов, создавших 30 лет назад женский самиздат в Ленинграде,
испытавших на себе возможность инакомыслия и сопротивления
власти ценой исключения из системы. И о том, как к их призывам,
опасениям и страхам относится молодое поколение, живущее в новом
измерении социальных отношений, считающее возможными свободу
и самостоятельное решение вопроса о придании смысла своей жизни.
В условиях реализации либерального проекта, глобализации рыночных
отношений и трансформации государства всеобщего благосостояния,
кризиса семьи и многообразия личных историй, вопрос о возможности
независимого придания смысла жизнедеятельности становится
особенно актуальным. Тем более, что все еще мало понятен механизм,
благодаря которому различные социальные конструкты (пола, возраста,
класса и нации) не только могут оказывать мощный мобилизующий
эффект1
, но и сдерживать самореализацию, становиться источником
неравенства, классификационной борьбы и исключения.
Эта книга является попыткой выстроить диалог между представителями
разных поколений, между преподавателями, учеными и студентами
России и Австрии. Площадкой для такого диалога через годы, расстояния
и границы стал дискуссионный семинар, организованный одновременно
как образовательный, исследовательский и просветительский проект, реализованный
в 2008 году в университетах Санкт-Петербурга и Зальцбурга.
По существу, это была лаборатория, в которой совместно обсуждались
одни и те же тексты женского самиздата эпохи реального социализма.
«Женский проект» — название, отражающее фокус наших рассуждений
о проекте эмансипации женщин, предложенном авторами
женского самиздата. В этом названии также содержится предмет наших
споров вокруг феномена «женского» опыта, которому отводится
важное место в диссидентской феминистской критике, чувствительной
к изоляции женского опыта и обращающейся к нему как источнику
сопротивления системе. В нем также выражен лейтмотив наших
дискуссий о соответствии проекта диссидентского феминизма текущей
ситуации. Такое название привлекает внимание к сложностям
осознания позиции, провоцирует размышления о противоречивости
1 Ушакин С. (2007). Поле пола. Вильнюс: Европейский гуманитарный университет.
С. 17.
Стр.7
8
Метаморфозы диссидентского феминизма
смыслов, которые ей приписываются, предполагает возможность деятельного
отношения к происходящему, а также подразумевает временный
и преходящий характер любого проекта.
Дискуссия часто выходила за обозначенные рамки, но в книгу включены
рассуждения о том, как проявляется чувствительность к гендерному
исключению — распорядку доступа к социальным благам исходя
из представлений о том, что должны делать в обществе мужчины и
женщины. Выход за пределы приватного пространства и возможность
проявления стратегии голоса в публичной сфере, предпринятый авторами
женского самиздата в Ленинграде, позволяет размышлять о том,
как недовольство социальными условиями в советское время преобразуется
в коллективные действия, направленные на изменение существующего
порядка вещей, т.е. следовать стратегии «голоса»; о том, что
делает возможной стратегию «голоса» тогда и сейчас, в какой мере она
соотносится с практическим опытом и существующими конструктами
«женственности» и «мужественности» сегодня, в разных странах и уже
в глобальных условиях. В представленных текстах стратегия «голоса»
рассматривается и проявляется с двух сторон. С одной стороны, через
обсуждение чувствительности к неравенству, осознания несправедливости
и артикуляцию проблем, т.е. понимание механизмов действия
власти. А с другой — через обозначение позиции и собственного интереса,
предложение узнаваемого образа и стратегии его продвижения,
т.е. включение в область политики и перераспределения власти.
Общие рамки и контекст дискуссии описывают вводные статьи
С. Ярошенко и Н. Малаховской. В них характеризуется женский самиздат,
описываются его идейные рамки и социальный контекст создания,
рассматриваются особенности организации семинара в России и
Австрии, а также дается характеристика того, как расценивают современную
ситуацию молодежь и старшее поколение.
Первую часть книги открывает диалог между Е. Здравомысловой
и С. Ярошенко о возможностях понимания диссидентских феминистских
текстов сегодня, приводятся разные точки зрения об их значении.
О текстах женского самиздата как специфическом феминистском
дискурсе позднесоветского времени размышляют В. Галиндабаева,
А. Малышев, А. Смирнова, Г. Юсупова — слушатели гендерной программы
Европейского университета в Санкт-Петербурге. Об актуальных
смыслах диссидентской феминистской критики, ее соответствии
текущему социальному контексту в России и Австрии высказываются:
И. Покорны, М. Принц, П. Арсеньев, С. Акимова, П. Фурлан, — студенты
университетов Санкт-Петербурга и Зальцбурга.
Стр.8
Предисловие
9
Вторая часть представляет размышления по поводу (рас)согласований
женского опыта и политического проекта. Т. Лыткина доказывает,
что рост одинокого материнства в СССР вызван государственной политикой,
а не изданием самиздатовского альманаха «Женщина и Россия».
В другой перспективе, вытекающей из личного осмысления реальности,
раскрывают свои взгляды российские и австрийские участники проекта.
О возможности перераспределения семейных обязанностей и конструктивной
роли материнского воспитания в повседневной (практической)
жизни австрийских семей пишет В. Вагенедер. В успехе такого подхода
сомневается П. Фурлан, которая считает, что переосмысление пола
является длительным историческим процессом, исход которого зависит
от личной позиции каждого. О материнстве как идеологическом и навязанном
конструкте женственности в разных обществах рассуждают
И. Покорны, М. Принц, К.С. Кайль и А. Штеклер. О материнской семье,
как распространенной и типичной практике советского времени, сохраняющейся
и в постсоветских семьях, пишет Ю. Цивковская. Возможность
и необходимость четкого разделения мужских и женских обязанностей
обсуждают С. Кияненко, М. Размыслова, М. Сакаева и М. Иванова.
В заключительной статье С. Ярошенко сравниваются представления
российских и австрийских студентов о диссидентском феминизме, рассматривается
влияние гендерных режимов России и Австрии на обоснование
молодыми участниками семинара собственной позиции и мнения.
В приложении также публикуются некоторые тексты из альманаха
«Женщина и Россия» и журнала «Мария», составившие основание
первого независимого женского журнала в СССР и ставшие центром
притяжения наших дискуссий и споров, приводятся биографии инициаторов
создания женского самиздата в Ленинграде.
Я признательна всем, кто участвовал в диалоге и сделал возможным
совмещение разных точек зрения. Я благодарна Наталии Малаховской
и ее соратницам за вызов, Елене Здравомысловой и Анне Темкиной
за критику и поддержку, Ирине Тартаковской за экспертизу, Наталье
Якиманской-Першиной и Ольге Егоровой за творческий подход, Татьяне
Лыткиной за дружеское участие, а Астрид Шорн за вдохновение и неоценимую
помощь с переводом феминизмов в практическую плоскость.
Издание книги стало возможным при финансовой поддержке Центра
изучения Германии и Европы, а также благодаря деятельному участию
Елены Белокуровой и Татьяны Зименковой. Перевод книги на
немецкий язык был выполнен Астрид Шорн совместно с Вилом Фиртом
и Констанцией Грум — волонтерами общественной организации
«Немецко-Русский обмен».
Стр.9