ОПТИНА ПУСТЫНЬ
И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
В 1825 —1917 ГОДАХ
Запальский Глеб Михайлович,
кандидат исторических наук. <...> Г. М. ЗАПАЛЬСКИЙ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
В 1825 —1917 ГОДАХ <...> В число наиболее влиятельных обителей в России вошла малоизвестная до XIX в. заштатная Козельская
Введенская Оптина пустынь (Калужской губернии). <...> Начальник ее издательства иеромонах Мефодий
(Капустин), а также монах Платон (Рожков), познакомившись с рукописью, поддержали нас и помогли уточнить некоторые факты. <...> Первые опыты изучения монастыря относились к 1840-м гг., причем авторами выступали в основном сами оптинские монахи. <...> Оптинские монахи наиболее широко представлены
в двух универсальных изданиях: «Русском биографическом словаре»
(включая составленный для него «Азбучный указатель имен русских
деятелей») (1896—1918) и «Православной энциклопедии» (с 1999). <...> Итак, именно люди, относящиеся к
перечисленным категориям, олицетворяют Оптину пустынь в глазах
общества. <...> Многие оптинские монахи, ставшие настоятелями до 1870-х гг.,
упомянуты в справочнике П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». <...> В 2006 г. увидел свет
сборник «Оптинский патерик», составленный монахиней Иулианией
(Самсоновой)17. <...> К ним относятся, собственно, не только наиболее известные оптинские старцы, но и настоятели и другие
почитаемые монахи. <...> Среди них иеросхимонах Лев (Наголкин), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиархимандрит Моисей (Путилов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Амвросий (Гренков), иеросхимонах Иларион (Пономарев), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Иосиф
(Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев) и архимандрит Исаакий (Бобраков)18. <...> Это видно уже по названиям некоторых работ: «Владыка
оптинского духа», «Оптинской святости мудрый хранитель», «Свет
16
17
Оптинский патерик / Сост. мон <...>
Оптина_пустынь_и_ее_воспитанники_в_1825-1917_гг..pdf
Г. М. ЗАПАЛЬСКИЙ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
В 1825—1917 ГОДАХ
Запальский Глеб Михайлович,
кандидат исторических наук.
Родился в 1981 г. в Обнинске
(Калужская область). Окончил
Исторический факультет МГУ
им. М. В. Ломоносова в 2003 г.,
в 2007 г. защитил кандидатскую
диссертацию. С 2004 г. работает
редактором в Церковнонаучном
центре «Православная
энциклопедия», с 2007 г. —
доцент кафедры истории Церкви
Исторического факультета
МГУ.
Область научных интересов:
история Церкви, история
монастырей и монашества,
Святейший Синод, генеалогия,
просопография.
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
В 1825—1917 ГОДАХ
Стр.1
Г. М. ЗАПАЛЬСКИЙ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ
В 1825—1917 ГОДАХ
РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
МОСКВА 2009
Стр.2
��� 63.3(2)
� 30
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� ����� (����)
������ � 08-01-16109
�������� ��:
������ ������������ ���� �. �. ������������,
������ ������������� ���� �. �. �������
���������� �. �.
� 30
������ ������� � �� ������������ � 1825—1917 �����. —
�.: ���������� ��������� ������� ����, 2009. — 416 �.: ��.
(������� � ����� �����.)
ISBN 978-5-9551-0343-3
����� ������������ ����� ������ ���� ������������ �������-0337-2
������������
������������ ������� ������ ��������������. �
������ �������� ������������� ��������� — ������ ������� — �
����� ��� �������� � ����� ������� � �����������, ������� � ����
������ ������ �������� ��������� ��������, ������������ � �����
������ ������������, �� �������� �������� ������������ «��������
������». � �� ����� ���������� ��� ���������� ��������, ������,
�������� ��������, ��� � ������ �� ��������� ������� «������� ��������».
�� ��������� �������� ����������, ������ ����� �����������
�������, ����� �������� ������������ ������ ������� � �������������
�������� ����� ��������������, ������������ ��
������ ����� ������ �� ������� �������. ������������ ���������
� ���������� ������� ��������� ��������� ������� �� ������������ �
������������ �����.
� ����� ������������ ����� ����� ������������ ��������: ������
�������������� ������������ �� ���� ������� ����������� ��
�������, �������� ������������� ����� ������� � ������� �����������,
��������� ��������, ��������� ���������, ������� �������������
��������, �������� �������. � ���������� �����������
������������ �������������������� ��������� �������� ��
�������.
���������� �������� ������� ������� ������ ����������� �������
(���������) � ��������� «������� ������������ ������» (2009).
��� 63.3
ISBN 978-5-9551-0343-3
-0337-2
© �. �. ����������, 2009 ���������������������
© ���������� ��������� ������� ����, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ввеДение ...................................................................................................7
истоРиоГРаФиЯ ...................................................................................11
источники .............................................................................................26
Глава 1. оптина пустынь: МонастыРь и МиР .................45
1. Монастырская культура .....................................................................45
2. Знакомство с Оптиной .......................................................................48
3. Старцы и старчество ..........................................................................52
4. Монастырские будни ..........................................................................61
5. Жизнь страны глазами оптинских монахов .....................................65
6. Авторитет Оптиной пустыни в Церкви ............................................79
7. Место монастыря в общественном сознании ..................................86
Глава 2. Состав и РаспРеДеление оптинских
воспитанников .................................................................................97
1. Динамика выхода из монастыря .......................................................97
2. Состав выходцев из Оптиной пустыни ..........................................101
3. Возвращение в мир ..........................................................................108
4. Монахи-миссионеры ........................................................................116
5. Переход в другие монастыри ..........................................................124
6. «Духовные землячества» .................................................................126
7. Традиции выбора настоятелей монастырей ...................................131
8. Карьерный рост в Церкви ................................................................141
Глава 3. саМосоЗнание и повсеДневнаЯ ЖиЗнь
оптинских воспитанников ...................................................153
1. Выход из монастыря.........................................................................153
2. В разлуке с «духовной родиной» ....................................................158
3. Черты самосознания оптинцев........................................................168
4. Оптинское наследие .........................................................................173
5. Иеромонах Арсений (Троепольский) .............................................182
6. Монашеские нестроения .................................................................200
7. Оптинские воспитанники глазами современников .......................208
8. Возвращение в Оптину пустынь .....................................................215
Стр.4
ЗаклЮчение ........................................................................................219
SUMMARY ................................................................................................224
приложение. БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
«ВОСПИТАННИКИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ (1825—1917 гг.)» ..........227
список источников ..................................................................................370
список литературы .................................................................................376
список библиографических сокращений ...........................................386
именной указатель ..................................................................................389
Географический указатель .....................................................................408
Стр.5
Введение
Одно из наиболее вдохновляющих, интригующих направлений
современной исторической науки — социальная история. Что может
быть любопытнее изучения ментальности людей, их системы ценностей,
повседневной жизни, социальных связей... Историки с успехом
изучают, скажем, дворянскую, крестьянскую культуру и более узкие
направления, например университетскую культуру. Полноправное
место в этом ряду занимает культура монастырская. Монахов отделяют
от других групп людей не только социальный статус, но и строгие
религиозные обеты. Вместе с тем монахи — это выходцы из светского
общества, и, покидая мир, они неизбежно сохраняют с ним связь.
С такой диалектикой приходится сталкиваться постоянно.
В истории Православной Церкви в России XIX век и начало XX
выпадают на синодальный период, время внешнего благополучия и
процветания — и одновременно подчинения государству, жесткого
контроля, секуляризации. В эту эпоху с особой силой заявили о себе
некоторые удаленные от мира монастыри, превратившиеся в духовные
ориентиры для многих людей: Соловецкий, Валаамский, Саровская
пустынь, Глинская пустынь. В число наиболее влиятельных обителей
в России вошла малоизвестная до XIX в. заштатная Козельская
Введенская Оптина пустынь (Калужской губернии). Отличительной
чертой в новый период ее истории стали открытость и живая связь
с окружающим миром, которые проявлялись в служении оптинских
старцев, переводческой и издательской деятельности, массовых паломничествах
в Оптину, контактах со многими крупными писателями,
поэтами, философами, членами императорской фамилии. Особое место
в истории Оптиной пустыни занимали те монахи и послушники,
которые в силу разных причин покинули ее, разъехавшись в самых
разных направлениях, но зачастую сохранив причастность «духовной
родине». Более того, попав в новое место, они нередко передавали ему
особый отпечаток оптинской монастырской культуры.
Стр.6