И. Р. НАСЫРОВ
ОСНОВАНИЯ
ИСЛАМСКОГО
МИСТИЦИЗМА
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2009
ББК 83.3(0) Н 31
Серия учреждена к печати
Ученым Советом Института философии РАН
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
Ответственный редактор тома
член�корреспондент РАН <...> В книге
исследуются причины возникновения мистического течения в ис�
ламе и его превращения в философский суфизм. <...> Единство и единственность Бытия: видение мира неиным
Богу. <...> Что объединяет мироотречную практику (зухд) раннего ислама с философскими
построениями элитарного суфизма? <...> Как из движения «отрешения
от мирского» (зухд) раннего ислама возникла мистическая традиция? <...> Ведь принято считать, что аскетизм предполагает ничтожность
10
Предисловие
множественного мира и негативную установку к мирскому, тогда
как мистическое мировидение, основанное на посылке о Боге как
«неином» мира, предполагает необходимость любви к множественному миру как месту «проявления» Бога, благодаря чему становится
возможным прорыв в трансцендентное, выход из конечного в бесконечное. <...> Наше исследование — подступ к реализации цели, которая заключается в раскрытии онтологических и гносеологических оснований суфизма ради выявления причин возникновения мистического течения в исламе и его превращения
в философский суфизм. <...> В этой книге читатель
найдет цитаты в нашем переводе из таких работ, как «АзЗухд ва васф
аззāхидин» (Отрешение от мирского и описание отрешенных от мирского) Ахмада ибн Мухаммада ибн Зийāда ибн Бишра, «АзЗухд» (Отрешение от мирского) Ахмада ибн Х̣анбала, «Ру’йат ’Аллāх» (Видение
Бога) адДāракутни, «Расā’ил алмустаршидин» (Послания [для] просящих наставления) алХ̣āриcа алМухасиби, «АрРасā’ил» (Послания)
алДжунайда, «Китāб аллума‘ фи аттасаввуф» (Проблески [знаний]
о суфизме) ’Абy Насра асСаррāджа, «Китāб атта‘арруф лимазÔхаб
’ахл аттасаввуф» (Введение в суфийское <...>
Основания_исламского_мистицизма_генезис_и_эволюция.pdf
И. Р. НАСЫРОВ
ОСНОВАНИЯ
ИСЛАМСКОГО
МИСТИЦИЗМА
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2009
Стр.4
ББК 83.3(0) Н 31
Серия учреждена к печати
Ученым Советом Института философии РАН
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
Ответственный редактор тома
член�корреспондент РАН
А. В. Смирнов
Н 31
Насыров И. Р.
Основания исламского мистицизма (генезис и эволю�
ция). — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
Работа посвящена исследованию онтологических и гносео�
логических оснований одного из ведущих направлений класси�
ческой арабо�мусульманской философии — суфизма. В книге
исследуются причины возникновения мистического течения в ис�
ламе и его превращения в философский суфизм. На основе об�
ширного текстологического материала суфизм рассматривается
во всех исторических формах его бытования как единое явление.
В центре внимания автора — экспозиция основных суфийских
концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена
предметным и именным указателями, списком арабоязычных
терминов и понятий.
ББК 83.3
Научное издание
Серия «Философская мысль исламского мира»
Исследования
Том 1
Ильшат Рашитович Насыров
ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА
(ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ)
Издатель А. Кошелев
Зав. редакцией М. Тимофеева. Дизайн Я. Быстровой.
Корректор А. Ставцев. Оригинал�макет подготовлен И. Богатыревой
Подписано в печать 28.08.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1,
печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 34,5. Тираж 600. Заказ №
Издательство «Языки славянских культур». № госрегистрации 1037789030641.
Тел.: 95�171�95. E�mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc�press.ru, http://www.lrc�lib.ru
ISBN 978�5�9551�0336�5
© И. Р. Насыров, 2009
© Фонд исследований исламской культуры, 2009
© Языки славянских культур, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
Оглавление
Предисловие ..................................................................................................9
Введение .......................................................................................................13
Глава I. Феномен «зухда» в исламе ...........................................................33
§ 1.1. Аскетизм в античности, христианстве, буддизме
и в доисламской Аравии ........................................................................38
§ 2.1. «Зухд» в исламе ............................................................................56
2.1.1. Трактовки «зухда» традиционалистами, мутазилитами
и суфиями в первые века ислама .....................................................65
2.1.1.1. Понимание «зухда» ранними традиционалистами .....67
2.1.1.2. Понимание «зухда» мутазилитами ...............................70
2.1.1.3. Понимание «зухда» ранними суфиями ........................72
2.1.2. Отношение к «зухду» в эпоху классического ислама ..........80
2.1.2.1. Отношение к «зухду» в среде традиционалистов .......80
2.1.2.2. Отношение к «зухду» в рамках доктринального
суфизма ........................................................................................84
2.1.3. Трактовка феномена «зухд» и соотношения «зухд»
и «тасаввуф» (суфизм) в исламоведении ....................................103
§ 3.1. Развитие «зухда»: разделение на практический
и теоретический «зухд» ........................................................................120
3.1.1. Физический «зухд» ...............................................................135
3.1.2. Этический «зухд» ..................................................................138
3.1.3. «Зухд» как духовно-практическая деятельность
с познавательной установкой и его онто-гносеологические
основания ........................................................................................140
3.1.3.1. Онтологические основания (общие и частные
основания возникновения познавательного аспекта зухда) ..142
3.1.3.2. Теоретико-познавательные элементы «отрешения
от мирского» (зухд) ...................................................................152
3.1.3.3. Становление мистической традиции в рамках
«отрешения от мирского» (зухд) ..............................................174
3.1.3.4. Кризис движения «отрешения от мирского» (зухд) ..189
Глава II. Развитие доктринального суфизма ..........................................197
§ 2.1. От рационального к интуитивному ..........................................201
§ 2.2. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’)
как опыт трансцендирования ..............................................................224
Стр.6
§ 2.3. Учения об интуитивно-созерцательном познании
Абсолюта ...............................................................................................228
2.3.1. ’Абy Са‘ид ал-ХÔаррāз ...........................................................228
2.3.2. Сахл ат-Тустари ....................................................................230
2.3.3. ’Абy Йазид ал-Бистāми ........................................................236
2.3.4. Ал-Х̣аллāдж ...........................................................................244
2.3.5. Ал-Г̣азāли ..............................................................................250
§ 2.4. Концепция суфийского познания: «Путь к Богу» (тарūк) .....258
2.4.1. Основание суфийской теории и практики ..........................258
2.4.2. «Стоянки» (макāмāт) и «состояния» (ахвāл) ....................262
2.4.3. Богопоминание (зÔикр), «постоянное осознание» (мурāкаба)
и «радение» (самā‘) ........................................................................267
2.4.4. Конечная цель Пути к Богу (тарūк) ...................................268
2.4.4.1. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’), «пребывание
[в Боге]» (бакā’) и «нахождение [Бога]» (ваджд) .................268
2.4.4.2. «Созерцание» (мушāхада) ...........................................276
2.4.4.3. Интуитивно-созерцательное и мистическое
познание .....................................................................................279
2.4.4.4. Первоначало и множественный мир,
познаваемость Первоначала .....................................................287
2.4.4.5. Время (вакт) .................................................................292
2.4.4.6. От понимания истины как предмета поиска
к ее «утвержденности» .............................................................293
§ 2.5. От дуализма к моноонтизму ......................................................308
2.5.1. «Наука Единобожия» (‘илм ат‑тавхūд) ал-Джунайда .....316
2.5.2. Теория «договора» (мūcāк) ..................................................328
2.5.3. Учение ал-Джунайда о богопознании ................................332
Глава III. Единство и единственность Бытия: видение мира неиным
Богу. Самопознание как открывание потаенного Бытия ........................357
§ 3.1. Человек как место самопостижения Бога в процессе Его
проявления (таджаллин) в мире ........................................................360
§ 3.2. Коран и хадисы о богоявлении (таджаллин) ..........................363
§ 3.3. Богоявление (таджаллин) в суфизме .......................................365
§ 3.4. Ибн ‘Араби и его последователи о богоявлении
(таджаллин) .........................................................................................372
3.4.1. «Прекрасные имена Бога» (ал‑асмā’ ал‑хуснā) ..................385
§ 3.5. Богоявление (таджаллин) как акт самопознания
Абсолюта в человеке ............................................................................390
Стр.7
§ 3.6. «Достижение истинности» (тахкūк) как реализация единства
«осуществившего Истину» (мухаккик) с предметом своего знания,
с Абсолютом ..........................................................................................399
3.6.1. Рациональное познание .......................................................403
3.6.2. Интуитивно-созерцательное познание (мушāхада) ..........408
3.6.3. Мистическое познание («достижение истинности»
(тахкūк)) ..........................................................................................412
3.6.4. «Избранничество» (вилāйа) — высшая степень суфийского
познания, итог «достижения истинности» (тахкūк) ...................439
3.6.5. Развитие идеи «единства бытия» (вахдат ал‑вуджyд)
после Ибн ‘Араби и характер комментаторской традиции
(неоплатонизация Ибн ‘Араби) .....................................................445
Заключение ................................................................................................463
Список сокращений .................................................................................466
Библиография ...........................................................................................467
Биобиблиографический словарь...........................................................483
Предметный указатель ...........................................................................491
Указатель имен .........................................................................................522
Указатель арабских терминов и словосочетаний ..............................531
Стр.8