Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция (220,00 руб.)

0   0
Первый авторНасыров И. Р.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц553
ID175257
АннотацияРабота посвящена исследованию онтологических и гносеологических оснований одного из ведущих направлений классической арабо-мусульманской философии - суфизма. В книге исследуются причины возникновения мистического течения в исламе и его превращения в философский суфизм. На основе обширного текстологического материала суфизм рассматривается во всех исторических формах его бытования как единое явление. В центре внимания автора - экспозиция основных суфийских концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий.
Кому рекомендованоКнига предназначена для философов, религиоведов, специалистов в области ислама и суфизма.
ISBN978-5-9551-0336-5
УДК22/29
ББК83.3(0)
Насыров, И.Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция / И.Р. Насыров .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 553 с. — (Философская мысль исламского мира) .— На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0336-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/175257 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. Р. НАСЫРОВ ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР Москва 2009 ББК 83.3(0) Н 31 Серия учреждена к печати Ученым Советом Института философии РАН Издание осуществлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры Ответственный редактор тома член�корреспондент РАН <...> В книге исследуются причины возникновения мистического течения в ис� ламе и его превращения в философский суфизм. <...> Единство и единственность Бытия: видение мира неиным Богу. <...> Что объединяет мироотречную практику (зухд) раннего ислама с философскими построениями элитарного суфизма? <...> Как из движения «отрешения от мирского» (зухд) раннего ислама возникла мистическая традиция? <...> Ведь принято считать, что аскетизм предполагает ничтожность 10 Предисловие множественного мира и негативную установку к мирскому, тогда как мистическое мировидение, основанное на посылке о Боге как «неином» мира, предполагает необходимость любви к множественному миру как месту «проявления» Бога, благодаря чему становится возможным прорыв в трансцендентное, выход из конечного в бесконечное. <...> Наше исследование — подступ к реализации цели, которая заключается в раскрытии онтологических и гносеологических оснований суфизма ради выявления причин возникновения мистического течения в исламе и его превращения в философский суфизм. <...> В этой книге читатель найдет цитаты в нашем переводе из таких работ, как «АзЗухд ва васф аззāхидин» (Отрешение от мирского и описание отрешенных от мирского) Ахмада ибн Мухаммада ибн Зийāда ибн Бишра, «АзЗухд» (Отрешение от мирского) Ахмада ибн Х̣анбала, «Ру’йат ’Аллāх» (Видение Бога) адДāракутни, «Расā’ил алмустаршидин» (Послания [для] просящих наставления) алХ̣āриcа алМухасиби, «АрРасā’ил» (Послания) алДжунайда, «Китāб аллума‘ фи аттасаввуф» (Проблески [знаний] о суфизме) ’Абy Насра асСаррāджа, «Китāб атта‘арруф лимазÔхаб ’ахл аттасаввуф» (Введение в суфийское <...>
Основания_исламского_мистицизма_генезис_и_эволюция.pdf
Стр.1
И. Р. НАСЫРОВ ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР Москва 2009
Стр.4
ББК 83.3(0) Н 31 Серия учреждена к печати Ученым Советом Института философии РАН Издание осуществлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры Ответственный редактор тома член�корреспондент РАН А. В. Смирнов Н 31 Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволю� ция). — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с. Работа посвящена исследованию онтологических и гносео� логических оснований одного из ведущих направлений класси� ческой арабо�мусульманской философии — суфизма. В книге исследуются причины возникновения мистического течения в ис� ламе и его превращения в философский суфизм. На основе об� ширного текстологического материала суфизм рассматривается во всех исторических формах его бытования как единое явление. В центре внимания автора — экспозиция основных суфийских концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий. ББК 83.3 Научное издание Серия «Философская мысль исламского мира» Исследования Том 1 Ильшат Рашитович Насыров ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА (ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ) Издатель А. Кошелев Зав. редакцией М. Тимофеева. Дизайн Я. Быстровой. Корректор А. Ставцев. Оригинал�макет подготовлен И. Богатыревой Подписано в печать 28.08.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1, печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 34,5. Тираж 600. Заказ № Издательство «Языки славянских культур». № госрегистрации 1037789030641. Тел.: 95�171�95. E�mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc�press.ru, http://www.lrc�lib.ru ISBN 978�5�9551�0336�5 © И. Р. Насыров, 2009 © Фонд исследований исламской культуры, 2009 © Языки славянских культур, 2009 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
Оглавление Предисловие ..................................................................................................9 Введение .......................................................................................................13 Глава I. Феномен «зухда» в исламе ...........................................................33 § 1.1. Аскетизм в античности, христианстве, буддизме и в доисламской Аравии ........................................................................38 § 2.1. «Зухд» в исламе ............................................................................56 2.1.1. Трактовки «зухда» традиционалистами, мутазилитами и суфиями в первые века ислама .....................................................65 2.1.1.1. Понимание «зухда» ранними традиционалистами .....67 2.1.1.2. Понимание «зухда» мутазилитами ...............................70 2.1.1.3. Понимание «зухда» ранними суфиями ........................72 2.1.2. Отношение к «зухду» в эпоху классического ислама ..........80 2.1.2.1. Отношение к «зухду» в среде традиционалистов .......80 2.1.2.2. Отношение к «зухду» в рамках доктринального суфизма ........................................................................................84 2.1.3. Трактовка феномена «зухд» и соотношения «зухд» и «тасаввуф» (суфизм) в исламоведении ....................................103 § 3.1. Развитие «зухда»: разделение на практический и теоретический «зухд» ........................................................................120 3.1.1. Физический «зухд» ...............................................................135 3.1.2. Этический «зухд» ..................................................................138 3.1.3. «Зухд» как духовно-практическая деятельность с познавательной установкой и его онто-гносеологические основания ........................................................................................140 3.1.3.1. Онтологические основания (общие и частные основания возникновения познавательного аспекта зухда) ..142 3.1.3.2. Теоретико-познавательные элементы «отрешения от мирского» (зухд) ...................................................................152 3.1.3.3. Становление мистической традиции в рамках «отрешения от мирского» (зухд) ..............................................174 3.1.3.4. Кризис движения «отрешения от мирского» (зухд) ..189 Глава II. Развитие доктринального суфизма ..........................................197 § 2.1. От рационального к интуитивному ..........................................201 § 2.2. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’) как опыт трансцендирования ..............................................................224
Стр.6
§ 2.3. Учения об интуитивно-созерцательном познании Абсолюта ...............................................................................................228 2.3.1. ’Абy Са‘ид ал-ХÔаррāз ...........................................................228 2.3.2. Сахл ат-Тустари ....................................................................230 2.3.3. ’Абy Йазид ал-Бистāми ........................................................236 2.3.4. Ал-Х̣аллāдж ...........................................................................244 2.3.5. Ал-Г̣азāли ..............................................................................250 § 2.4. Концепция суфийского познания: «Путь к Богу» (тарūк) .....258 2.4.1. Основание суфийской теории и практики ..........................258 2.4.2. «Стоянки» (макāмāт) и «состояния» (ахвāл) ....................262 2.4.3. Богопоминание (зÔикр), «постоянное осознание» (мурāкаба) и «радение» (самā‘) ........................................................................267 2.4.4. Конечная цель Пути к Богу (тарūк) ...................................268 2.4.4.1. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’), «пребывание [в Боге]» (бакā’) и «нахождение [Бога]» (ваджд) .................268 2.4.4.2. «Созерцание» (мушāхада) ...........................................276 2.4.4.3. Интуитивно-созерцательное и мистическое познание .....................................................................................279 2.4.4.4. Первоначало и множественный мир, познаваемость Первоначала .....................................................287 2.4.4.5. Время (вакт) .................................................................292 2.4.4.6. От понимания истины как предмета поиска к ее «утвержденности» .............................................................293 § 2.5. От дуализма к моноонтизму ......................................................308 2.5.1. «Наука Единобожия» (‘илм ат‑тавхūд) ал-Джунайда .....316 2.5.2. Теория «договора» (мūcāк) ..................................................328 2.5.3. Учение ал-Джунайда о богопознании ................................332 Глава III. Единство и единственность Бытия: видение мира неиным Богу. Самопознание как открывание потаенного Бытия ........................357 § 3.1. Человек как место самопостижения Бога в процессе Его проявления (таджаллин) в мире ........................................................360 § 3.2. Коран и хадисы о богоявлении (таджаллин) ..........................363 § 3.3. Богоявление (таджаллин) в суфизме .......................................365 § 3.4. Ибн ‘Араби и его последователи о богоявлении (таджаллин) .........................................................................................372 3.4.1. «Прекрасные имена Бога» (ал‑асмā’ ал‑хуснā) ..................385 § 3.5. Богоявление (таджаллин) как акт самопознания Абсолюта в человеке ............................................................................390
Стр.7
§ 3.6. «Достижение истинности» (тахкūк) как реализация единства «осуществившего Истину» (мухаккик) с предметом своего знания, с Абсолютом ..........................................................................................399 3.6.1. Рациональное познание .......................................................403 3.6.2. Интуитивно-созерцательное познание (мушāхада) ..........408 3.6.3. Мистическое познание («достижение истинности» (тахкūк)) ..........................................................................................412 3.6.4. «Избранничество» (вилāйа) — высшая степень суфийского познания, итог «достижения истинности» (тахкūк) ...................439 3.6.5. Развитие идеи «единства бытия» (вахдат ал‑вуджyд) после Ибн ‘Араби и характер комментаторской традиции (неоплатонизация Ибн ‘Араби) .....................................................445 Заключение ................................................................................................463 Список сокращений .................................................................................466 Библиография ...........................................................................................467 Биобиблиографический словарь...........................................................483 Предметный указатель ...........................................................................491 Указатель имен .........................................................................................522 Указатель арабских терминов и словосочетаний ..............................531
Стр.8