Народная загадка при первом знакомстве, или О том, как несправедливо
называть незнакомца добрым знакомым . <...> Хампти Дампти и морфология подлинной загадки . <...> 17.
ча нести порядок в собрание загадок привела к решению сложнейшей задачи
классификации загадки и подвела к порогу решения еще более трудной задачи
построения таксономии загадки . <...> Генетический код загадки и механизмы ее морфологического изменения
. <...> О поэтической
основе загадки и о поэтическом на службе у загадки
. <...> Пытаясь разглядеть
сквозь морфологию черты истории, эта работа не следует никаким готовым эволюционным моделям; то, как история загадки проглядывает
в попытках ее реконструкции, скорее, бросает вызов привычным представлениям. <...> Понятие генетического кода означает те особенности загадки, которые на материале записанных в новое время ее форм реконструируются в качестве фундаментальных
черт ее полнозначного состояния в прошлом, а также те особенности
загадки нового времени, которые разъясняются их происхождением от
древних. <...> Функционирование загадки в ритуале устной
традиции делает ее предметом антропологии; а связь устной традиции
с определенным состоянием общества — предметом социологии. <...> Так как функционирование загадки интимно связано
со своеобразной конфигурацией выражения, восприятия и переживания, то существен и ее психологический аспект, уходящий в глубинную
психологию, то есть соприкасающийся с психоанализом. <...> Поскольку морфологическая классификация, проведенная не формально, а по существу, переходит в таксономию, которая всегда является уникальной проблемой на любом данном стыке
природы или истории с разумом, то логика загадки выходит за рамки
формальной логики и побуждает нас воздерживаться от абстрактных
рационализаций и настороженно относиться к требованиям логики, основанной на самом общем уровне опыта. <...> Я
не буду извлекать, как кроликов из шляпы, готовые теории выше перечисленных наук и прилагать их <...> 
								
							
							
								
								
									
										Морфология_загадки.pdf
										
                                            
                                            		
								                        
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
МОРФОЛОГИЯ
ЗАГАДКИ
Савелий Яковлевич Сендерович —
профессор русской литературы
и средневековых исследований
Корнельского университета (Cornell
University) в г. Итака штата НьюЙорк.
Автор статей по проблеме
начала русской историографии,
книг по истории русской культуры
(«Георгий Победоносец в русской
культуре», Берн 1994, Москва
2000), о русской поэзии XIX—
XX веков («Пенаты» Ист Лансинг
1990, совместно с Мареной
Сендерович), об элегическом
жанре у Пушкина («Алетейя», Вена
1982), о феноменологии творчества
Чехова («Чехов — с глазу на глаз»,
СПб. 1994), более тридцати статей
о Набокове (совместно с Еленой
Шварц) на русском и английском
языках и др. работ.
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ МОРФОЛОГИЯ ЗАГАДКИ
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
МОРФОЛОГИЯ
ЗАГАДКИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2008
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
 71.04
 31
 . .
 31
 . — .:   ,
2008. — 208 c.
ISBN 978-5-9551-0283-2
    ,    
  ,  , 
  .   
       
        « ».
      
           .
         
       .
 71.04
     
 .  «»
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0283-2
© . .  . , 2008
©  , «», 2008 
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. О морфологии в широком смысле и морфологии загадки в частности,
а также О характере предстоящего исследования
2. Народная загадка при первом знакомстве, или О том, как несправедливо
называть незнакомца добрым знакомым . . . . . .
.
.
.
.
.
.
. . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
14
3. Трудности определения загадки. Как мы отражаемся в предмете нашего
познания, или О древнем чувстве сложности и новейшем редукционизме . 22
4. Отступление о характере гуманитарного знания, или Кое-что о герменевтике
не в классическом ключе . . .
32
5. О зиянии. Подступ к логике загадки . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
6. О загадке как общественном достоянии и О силе рационалистических
предрассудков .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
10. Подлинная загадка и ее окрестности. Что одному кажется сумбуром, то
другому может звучать музыкой . . . .
9. Хампти Дампти и морфология подлинной загадки
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
67
11. Отступление о проблеме истории загадки. Необходимые вопросы, точных
ответов на которые автор не знает . . . . . . . . . . . . . 76
12. Классификация по Леманну-Нитше. Рассказ о том, как простейшая задача
нести порядок в собрание загадок привела к решению сложнейшей задачи
классификации загадки и подвела к порогу решения еще более трудной задачи
построения таксономии загадки . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
81
13. Классификация по Арчеру Тэйлору, или О непреднамеренных и счастливых
результатах научных поисков . . . . . . . . . . . . . . 89
14. Пост-теэйлорианская перспектива. Еще немного рефлексии . . 95
15. Народная загадка как фигура сокрытия. В этой центральной главе книги
речь идет о том, что загадка представляет собой не только жанр словесного искусства,
но и особую символическую формацию и особый феномен сознания 103
16. Скрытое содержание загадки. О том, что есть вещи, которые предпочитают
быть скрытыми
.
17. Место загадки в жизни общества. Содержание, функция и морфология
загадки
. . . . . .
. . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
115
122
.
.
.
.
.
.
.
.
. . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
7. Проблема жанра народной загадки. О необходимости дискриминации 49
8. В поисках подлинной загадки по заросшим травой следам фольклористов
XIX века .
55
60
40
.
.
.
.
7
								                        
									                        Стр.6
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
18. Психология загадывания загадки, или Три способа подразнить. Компетенция 
в разгадывании загадок . . . . . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
19. В кулисах тэйлоровой сцены. Возможность установить соответствие между 
формальными средствами загадки и ее смысловыми предпочтениями . 
127 
135 
20. Образное ядро народной загадки. Слово и образ. Гротеск в полную силу. 
Попытка архетипологии 
21. Снова Хапти Дампти. Генетический код загадки и механизмы ее морфологического 
изменения . . 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
23. Замечания о народной загадке как поэтическом жанре. О поэтической 
основе загадки и о поэтическом на службе у загадки 
24. Методологическая рефлексия. Глава дополнительная, предназначенная 
лишь для самых любознательных читателей . . 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 
167 
178 
. 
. 
Предметный указатель . . 
Именной указатель . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
25. Финальные замечания о незавершенности этой работы 
Приложение: Генетический код загадки 
Библиография 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 186 
190 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 
. 
. 
202 
205 
147 
22. Обзор фигуративных средств загадки. Морфология загадки vis-à-vis 
морфологии сказки 
								                        
									                        Стр.7