Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Концепты. Тонкая пленка цивилизации (198,00 руб.)

0   0
Первый авторСтепанов Ю. С.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц278
ID175201
АннотацияКлючевым термином этой книги является концепт. Под концептом понимается явление культуры, родственное "понятию" в логике, психологии и философии, исторически - "идеям" Платона. Осуществление концепта - это прежде всего его имя, но часто, притом в самых важных случаях, просто фраза, целое высказывание, бытовое, музыкальное или живописное, картина или даже нечто несловесное, "недискретное". В нашей книге с этой целью введены две внетекстовые цветные вклейки, как бы "две книги внутри книги". Изучение концептов состоит не в классификации их "осуществлений", а в раскрытии их внутренних мыслительных связей. В совокупности концептов и их тем открывается какое-то новое состояние общественной духовной жизни, не нашедшее еще общего "имени" ("Новая антропология", "Новая семиотика культуры", "Цивилизация духа").
Кому рекомендованоКнига предназначена для филологов и всех интересующихся литературоведением и историей культуры.
ISBN978-5-9551-0205-1
УДК008.01
ББК71я2
Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю.С. Степанов .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 278 с. : ил. — На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур; Вклейки после с. 64, 192 .— ISBN 978-5-9551-0205-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/175201 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юрий Степанов КОНЦЕПТЫ Юрий Степанов ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ Юрий Степанов КОНЦЕПТЫ ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ Я З Ы К И С Л А В Я Н С К И Х К УЛ ЬТ У Р МОСКВА 2007 ȻȻɄ 71ɹ2 ɋ 79 ɂɡɞɚɧɢɟ ɨɫɭɳɟɫɬɜɥɟɧɨ ɩɪɢ ɩɨɞɞɟɪɠɤɟ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɝɨ ɝɭɦɚɧɢɬɚɪɧɨɝɨ ɧɚɭɱɧɨɝɨ ɮɨɧɞɚ (ɊȽɇɎ) ɩɪɨɟɤɬ ʋ 07-04-16189 ɋɬɟɩɚɧɨɜ ɘ. <...> Метафора Паскаля.............11 Понятие «гуманитарная наука» — само своеобразный концепт ...................12 Опыты обобщения самого концепта «Гуманитарной науки». <...> Агрессия во зло & Агрессия во благо (Ю. В. Монич и др.) <...> Логико-математическое понятие функции & Пропозициональная функция в лингвистике & Бинарная функция в математике и сложное слово в лингвистике ..................51 <...> Гуманитарный поворот наших дней посреди искусственного круговорота в технической цивилизации.............................134 <...> Капицы «Теория роста населения земли» и его опыт «метаистории». <...> На наших глазах создается в с е о б щ а я г у м а н и т а р н а я н а у к а, или новая всеобщая антропология, объединяющая разные виды искусств и разделы наук о них. <...> Б е л и н ц е в «Физические основы биологического формообразования. <...> (Эти понятия в данной связи, по крайней мере для русского текста, стали предметом нашей специальной работы «Безличность и неопределенная референция» [Степанов 1988: 226—236] и вслед за ней «Философия и непрямая референция» [Вас. <...> , когда он говорит относительно н <...>
Концепты._Тонкая_пленка_цивилизации_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Концепты._Тонкая_пленка_цивилизации_.pdf
Юрий Степанов КОНЦЕПТЫ Юрий Степанов ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ
Стр.1
Юрий Степанов КОНЦЕПТЫ ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ЯЗЫКИ СЛАВ ЯНС КИХ КУЛЬТ У Р МОС К ВА 2007
Стр.2
 712  79         ()   07-04-16189  79  . . .   . — .:   , 2007. — 248 .: . (  . 64, 192.) ISBN 5-9551-0205-1        .     ,  «»  ,   ,  — «» . « —   ,  —  » (.  , 1953).   —      ,  ,     ,  ,  , ,   ,     , «».                      ,   «   ».        «»,       .       «» (I, II ... IX),  ,    ,       ,  : «»  «»; «    »; «  »; «    »; «    (“”)»  . .        -     -             ,     «» (« »? «  »? « »?).  712    a : Paul Jenkins. «Phenomena Land’s End». 1972. Collection Particulière, Bruxelles Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 5-9551-0205-1 © . . , 2007 ©   , -, 2007
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ I. Гуманитарная наука сегодня. Ее сфера и предмет 1. Краткий обзор предмета. Ее сфера — весь мир. Метафора Паскаля.............11 2. Понятие «гуманитарная наука» — само своеобразный концепт ...................12 3. Опыты обобщения самого концепта «Гуманитарной науки». От «Новой Науки» Дж. Вико и семиотики к «всеобщей антропологии» наших дней и «сверхпрагматике»......................15 II. Концепт 1. Концепт. Предварительное определение...........................................................19 2. Концепт в «научном» и «ненаучном», в гуманитарной науке вообще. Трудность проблемной ситуации .......................................................................20 3. Шокирующие термины «так называемое научное», «так называемое художественное». Кавычки как «вакцинация» при употреблении термина..................................22 4. Одна базовая синонимия концептов: Концепт как «общечеловеческое, вненациональное» естественно тяготеет к «научному»; концепт как «национальное» столь же естественно тяготеет к «художественному»......................................23 III. Концепты. Так называемое «научное». Соединения концептов — изолинии (изотемы) 1. Изотема 1. Термины с морфемой изо- как функции особого вида..................24 2. Изотема 2. Расширенное замечание к понятию изотема в целом ..................25 3. Изотема 3. Философия & Философоведение & Философия в контексте современной гуманитарной науки ............................27 4. Изотема 4. Язык, языки. Языки в «волновой теории» И. Шмидта & Диаграммы Венна & Концепция «семейных сходств» Л. Витгенштейна.....29 5. Изотема 5. Дискурсы гуманитариев & Ценозы биологов (А. Тьюринг, Б. Н. Белинцев и др.) & Ценозы социологов (Б. И. Кудрин, Жан Бодрийяр) .........................................30
Стр.4
6 Оглавление 6. Изотема 6. Концептный анализ и роль имени в языке науки. Генрих Шлиман, археолог Трои & Зигмунд Фрейд, археолог психоанализа............................................................34 7. Изотема 7. Конфликтология. Агрессия во зло & Агрессия во благо (Ю. В. Монич и др.) .............................................................40 8. Изотема 8. Гармоникология. Гармонический (формантный) анализ в лингвистике & Гармонические ряды; ряды Фурье в математике & Второй закон термодинамики & Понятие энтропии ........................................46 9. Изотема 9. Функции и глубинное. Логико-математическое понятие функции & Пропозициональная функция в лингвистике & Бинарная функция в математике и сложное слово в лингвистике..................51 10. Изотема 10. Одна современная тематизация — «Автомодельность» С. П. Капицы & «Autopoetica» В. В. Фещенко...............58 11. Изотема 11. Самоорганизация науки. Синергетика (И. Пригожин, С. П. Курдюмов и др.) & Autopoetica (В. В. Фещенко), Автопоэзис (И. Е. Москалев и др.) & А. Тьюринг............................................60 IV. Концепты. Так называемое «художественное». Концепты как неповторимые (несоединимые) национальные ценности 1. Вводное замечание. Концепт — своеобразный национальный жанр словесности, ее «национальная минимализация»...................................63 Русское 2. «Несказáнное, синее, нежное…»........................................................................65 3. Небесспорное: «Понадеемся на русский “Авось”»...........................................66 4. Интеллигенция. «Жрец» нарекись и именуйся «Жертва» ...............................67 5. «Мнение». «Общественное мнение»..................................................................68 6. Концепты «высокого стиля» — как ценность и красота. «Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана» .....................................71 Английское 7. «Большие ожидания»...........................................................................................74 8. Некоторое расширение концепта. Читатель, вероятно, заметил….................76 9. Один ключевой английский концепт — «Fair play».........................................77 Французское 10. Один «очень французский» концепт — «Любовь-ревность». «Федра открывается Ипполиту».........................................................................78 11. Концепты-двойники. Два возлюбленных Федры — муж Тесей и пасынок Ипполит par Phèdre interposée .......................................79 12. Концепты-двойники вообще. Двойничество Анны Ахматовой......................81 13. Один из самых красивых концептов Франции — «Цветущие яблони под ледяным дождем и Крестьяне на проселочных дорогах Франции» (Марсель Пpycт)......................................81
Стр.5
Оглавление 7 14. Французский концепт-идея — «le Droit», франц. «Право. Закон»..................83 Испанское 15. Испанский концепт «Честь» — почти национальная идея.............................84 16. Испанский концепт — «el honor» «честь». Русские переводы К. Бальмонта, В. А. Жуковского и Ф. Шиллера...............85 Польско-русское 17. Один польско-русский концепт — Ярослав Ивашкевич «За что я ненавижу и люблю Россию» ...........................89 Немецко-французское. Один концепт-диссидент 18. Жизнь Христа в изображении Д. Ф. Штрауса и Э. Ренана .............................90 19. «Тонкая пленка» франко-германской и славянской цивилизации в сфере филологии ...............................................................................................94 20. «Тонкая пленка», «цивилизация», «культура» — необходимый возврат к попыткам общих определений ..................................95 V. Концепты — тонкая пленка цивилизации, кожица яблока. «Минимализация». (1) В «художественном» 1. В этой книге не будет ничего о яблоках. Самое большее — об их тонкой пленке. О минимализации............................97 2. Концепт как минимализация. По линии словесного. «Литература — не отражение действительности». Ю. И. Айхенвальд, Е. М. Верещагин ...............................................................100 3. Концепт как минимализация. В древнерусском искусстве. Е. Трубецкой «Умозрение в красках» и др......................................................103 4. Концепт как минимализация. Развитие тезиса и явления жизни: не «Литература как отражение жизни», а «Жизнь как отражение литературы». Начинается с Театра. Театр Юрия Любимова «На Таганке»..............................................................105 5. Концепт как минимализация по всем линиям изобразительного искусства. Кубизм Пикассо, новый французский «мизерабилизм» и т. п. ...................................................106 6. Продолжение. Концепт как минимализация в музыкально-словесном — «Гул» В. Маяковского, «чистая ощутимость» у теоретиков (В. Фещенко и др.) ................................109 7. Само «знание» как «тонкая пленка». По-русски — тонкое различие «я знаю это» и «я знаю об этом» .......................................112 8. «Знание» как дискурсивное мышление в смысле Б. Рассела.........................113 9. В концептах нет «знания» вне «эмоций». Трудность именования эмоций при знании.....................................................114
Стр.6
8 Оглавление 10. Концепты с эмоциями в «тонкой пленке». Положительное минорное — Маргарита Алигер. «Музыка» (1942)............116 11. Концепты с эмоциями в «тонкой пленке». Отрицательное минорное отвратительное — Георгий Иванов «развоплощение» из книги «Распад атома» (1938)............118 12. «Тонкая пленка» концепта, расширяясь в к о н т е к с т, лечит, затягивает сама себя. Концепты с эмоциями: дети и зверьки в романе Г. Иванова.................................................................120 13. Концепты с эмоциями — «тонкая пленка» как «Улыбка чеширского кота». Льюис Кэрролл «Поэма Алисе»................121 14. Конфликтология в «минимальном». Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков adversus Пикассо. Необходимость расширения понятия «Концепт»............124 15. Концепт. Второе (расширенное) определение ................................................126 VI. Концепты — тонкая пленка цивилизации, кожица яблока. (2) В «научном» 1. Ньютон в 1686 году... ........................................................................................130 2. Центральное «нервное звено» «тонкой пленки» в сфере философии, математики и логики. Декартовский поворот XVII века ...............................131 3. «Созидать и позволять естественно расти». Гуманитарный поворот наших дней посреди искусственного круговорота в технической цивилизации.............................134 4. Одна «тонкая пленка» в логике концептов — Cogito Декарта и картезианская логика жизни П. С. Попова ........................135 5. Некоторые современные добавления к предыдущему о логике...................139 6. Проблема обозначения сущностей: «События», «факты» и «суждения о фактах». Нехватка терминов в современной гуманитарной науке («утверждение», «суждение», «предложение», «пропозиция», англ. judgement, sentence, proposition, франц. phrase и т. д.) ..........................140 7. Логический анализ сущностей (лучше будет сказать «прикладной логический анализ»). К термину «суждение» и др.................142 8. Глубинный язык открывается ближайшим образом в самом тонком звене «тонкой пленки» — в «суждении». Анализ суждения по О. Конту, по Лейбницу, по Канту, П. С. Попову, Е. Д. Смирновой..............................144 9. Анализ концепта по линии суждения по И. Канту. Ядро — «Синтетическое суждение a priori» ...................................................149 10. Анализ концепта по линии суждения, опирающийся на современное понимание проблемы «аналитического и синтетического» по Е. Д. Смирновой ...........................................................151 11. Анализ концепта по линии суждения в ключе семиотики по Ч. С. Пирсу. Суждение — это «убеждение-принуждение» ......................152 12. Нехватка терминов — явление «классическое» и постоянное. В сущности — один и тот же вопрос и даже одно и то же решение: Кант «Пролегомены. Общий вопрос: как возможно познание
Стр.7
Оглавление 9 из чистого разума» и Пирс: «Утверждение, обладающее непосредственной убедительной силой».........................................................154 13. Утверждение-принуждение, или «утверждение, обладающее непосредственной убедительной силой» как основание для единой классификации явлений «современной гуманитарной науки» — «научного» и «художественного» .........................155 VII. Антиконцепты 1. Антигерой возникает под пером Ф. М. Достоевского в 1864 г. ....................158 2. «Кич» и «Кэмп» — продолжения явления «Антигерой» в нашем веке................................................................................161 3. Поддельные концепты. «Образцы» — «Христос в Эммаусе». «Смерть в атаке. Испания 1936 г.»...................................................................167 4. Концепты об «Антиконцептах»: Г. В. Спешнев (1912—1987), С. Е. Бирюков (диссертация 2007 г.) и др........................................................171 5. Предельная минимализация концепта — «прозрачность знака». Предельная минимализация — тоже «Антиконцепт»....................................171 VIII. Концепты как неодобряемое, осуждаемое, запрещаемое… но — «концептное»! 1. Лермонтов «На смерть поэта», Бодлер «Цветы зла», Флобер «Госпожа Бовари». И т. д. И т. п.........................................................175 2. Тимур Кибиров — поэт концептов. Первое вступление................................176 3. Второе Вступление. Тимур Кибиров. Из журнала «Юность», 9, 1988 .........................................................................179 4. Тимур Кибиров. Художнику Семену Файбисовичу.......................................181 5. Тимур Кибиров. «Человеческий фактор» (Из «Песен стиляги») ..................190 IX. Самые большие концепты без имени 1. Что значит «без имени»? ...................................................................................192 2. «Введение к Заключению», или «Заключение к Введению».........................192 3. Композиция «книги о концептах» — это рекурсия........................................193 Большой концепт: Любовь и голод движут миром 1. Голод. «Дорогие товарищ Сталин…»..............................................................194 2. О голоде в более общественном смысле. Работа Питирима Сорокина «Голод как фактор» ...........................................198 3. Голод и фактор населения. Книга С. П. Капицы «Теория роста населения земли» и его опыт «метаистории». Наш возврат к понятию «Концепт».....................................201 4. Любовь. «Во сне ты горько плакал…» — Юрий Казаков (Отец о своем сыночке, фрагменты) ......................................203
Стр.8
10 Оглавление Большой концепт: «Вечное» значит «вечно молодое» 1. «Парижский синдром». Молодежная революция 1968 г. и 2005—2006 гг. Наше вступление «тонкая пленка»...................................................................208 2. Французы об этом. Книга Р. Арона (1968 г.)...................................................211 3. «Liberté, Egalité, Fraternité» — «Свобода, Равенство, Братство» — Вечно молодое....................................................................................................214 Концепт как предчувствие. Франц Кафка 1. Концепт как предчувствие. Кафкова Прага.....................................................220 2. Сбывшееся предчувствие. Холокост поодаль от Праги.................................226 «Про это». «Садизм в легкой форме» 1. «О.Р.З» (о-эр-зэ) — это «грипп в легкой форме». Дедовщина. Садизм. Все «в легкой форме» — «вакцинация идеи».............226 2. Маркиз де Сад (1740—1814) и Жорж Батай (1897—1962). Философия «садизма»........................................................................................227 3. Философия «практического разума» по Саду. Маркиз де Сад в его иллюстрациях — «прозрачность знака».......................232 X. Бином Ньютона — геном Баха Заключительная глава как «Большой концепт»......................................................235 Цитируемая литература.............................................................................................237
Стр.9