Юрий Степанов КОНЦЕПТЫ
Юрий Степанов
ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ
Стр.1
Юрий Степанов
КОНЦЕПТЫ
ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ
ЯЗЫКИ СЛАВ ЯНС КИХ КУЛЬТ У Р
МОС К ВА 2007
Стр.2
712
79
()
07-04-16189
79
. .
. . — .: ,
2007. — 248 .: . ( . 64, 192.)
ISBN 5-9551-0205-1
.
, «» , ,
— «» . « — , —
» (. , 1953).
— , ,
, , , ,
, , «».
,
« ».
«»,
.
«» (I, II ... IX), , ,
, : «» «»; «
»; « »; «
»; « (“”)» . .
- -
,
«» (« »? « »? «
»?).
712
a :
Paul Jenkins. «Phenomena Land’s End». 1972. Collection Particulière, Bruxelles
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 5-9551-0205-1
© . . , 2007
© , -, 2007
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Гуманитарная наука сегодня. Ее сфера и предмет
1. Краткий обзор предмета. Ее сфера — весь мир. Метафора Паскаля.............11
2. Понятие «гуманитарная наука» — само своеобразный концепт ...................12
3. Опыты обобщения самого концепта «Гуманитарной науки».
От «Новой Науки» Дж. Вико и семиотики
к «всеобщей антропологии» наших дней и «сверхпрагматике»......................15
II. Концепт
1. Концепт. Предварительное определение...........................................................19
2. Концепт в «научном» и «ненаучном», в гуманитарной науке вообще.
Трудность проблемной ситуации .......................................................................20
3. Шокирующие термины «так называемое научное»,
«так называемое художественное».
Кавычки как «вакцинация» при употреблении термина..................................22
4. Одна базовая синонимия концептов: Концепт как
«общечеловеческое, вненациональное» естественно
тяготеет к «научному»; концепт как «национальное»
столь же естественно тяготеет к «художественному»......................................23
III. Концепты. Так называемое «научное».
Соединения концептов — изолинии (изотемы)
1. Изотема 1. Термины с морфемой изо- как функции особого вида..................24
2. Изотема 2. Расширенное замечание к понятию изотема в целом ..................25
3. Изотема 3. Философия & Философоведение &
Философия в контексте современной гуманитарной науки ............................27
4. Изотема 4. Язык, языки. Языки в «волновой теории» И. Шмидта &
Диаграммы Венна & Концепция «семейных сходств» Л. Витгенштейна.....29
5. Изотема 5. Дискурсы гуманитариев &
Ценозы биологов (А. Тьюринг, Б. Н. Белинцев и др.) &
Ценозы социологов (Б. И. Кудрин, Жан Бодрийяр) .........................................30
Стр.4
6
Оглавление
6. Изотема 6. Концептный анализ и роль имени в языке науки.
Генрих Шлиман, археолог Трои &
Зигмунд Фрейд, археолог психоанализа............................................................34
7. Изотема 7. Конфликтология. Агрессия во зло &
Агрессия во благо (Ю. В. Монич и др.) .............................................................40
8. Изотема 8. Гармоникология. Гармонический (формантный) анализ
в лингвистике & Гармонические ряды; ряды Фурье в математике &
Второй закон термодинамики & Понятие энтропии ........................................46
9. Изотема 9. Функции и глубинное. Логико-математическое понятие
функции & Пропозициональная функция в лингвистике &
Бинарная функция в математике и сложное слово в лингвистике..................51
10. Изотема 10. Одна современная тематизация —
«Автомодельность» С. П. Капицы & «Autopoetica» В. В. Фещенко...............58
11. Изотема 11. Самоорганизация науки. Синергетика
(И. Пригожин, С. П. Курдюмов и др.) & Autopoetica (В. В. Фещенко),
Автопоэзис (И. Е. Москалев и др.) & А. Тьюринг............................................60
IV. Концепты. Так называемое «художественное».
Концепты как неповторимые (несоединимые) национальные ценности
1. Вводное замечание. Концепт — своеобразный национальный
жанр словесности, ее «национальная минимализация»...................................63
Русское
2. «Несказáнное, синее, нежное…»........................................................................65
3. Небесспорное: «Понадеемся на русский “Авось”»...........................................66
4. Интеллигенция. «Жрец» нарекись и именуйся «Жертва» ...............................67
5. «Мнение». «Общественное мнение»..................................................................68
6. Концепты «высокого стиля» — как ценность и красота.
«Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана» .....................................71
Английское
7. «Большие ожидания»...........................................................................................74
8. Некоторое расширение концепта. Читатель, вероятно, заметил….................76
9. Один ключевой английский концепт — «Fair play».........................................77
Французское
10. Один «очень французский» концепт — «Любовь-ревность».
«Федра открывается Ипполиту».........................................................................78
11. Концепты-двойники. Два возлюбленных Федры —
муж Тесей и пасынок Ипполит par Phèdre interposée .......................................79
12. Концепты-двойники вообще. Двойничество Анны Ахматовой......................81
13. Один из самых красивых концептов Франции —
«Цветущие яблони под ледяным дождем и Крестьяне
на проселочных дорогах Франции» (Марсель Пpycт)......................................81
Стр.5
Оглавление
7
14. Французский концепт-идея — «le Droit», франц. «Право. Закон»..................83
Испанское
15. Испанский концепт «Честь» — почти национальная идея.............................84
16. Испанский концепт — «el honor» «честь».
Русские переводы К. Бальмонта, В. А. Жуковского и Ф. Шиллера...............85
Польско-русское
17. Один польско-русский концепт —
Ярослав Ивашкевич «За что я ненавижу и люблю Россию» ...........................89
Немецко-французское. Один концепт-диссидент
18. Жизнь Христа в изображении Д. Ф. Штрауса и Э. Ренана .............................90
19. «Тонкая пленка» франко-германской и славянской цивилизации
в сфере филологии ...............................................................................................94
20. «Тонкая пленка», «цивилизация», «культура» —
необходимый возврат к попыткам общих определений ..................................95
V. Концепты — тонкая пленка цивилизации, кожица яблока.
«Минимализация». (1) В «художественном»
1. В этой книге не будет ничего о яблоках.
Самое большее — об их тонкой пленке. О минимализации............................97
2. Концепт как минимализация. По линии словесного.
«Литература — не отражение действительности».
Ю. И. Айхенвальд, Е. М. Верещагин ...............................................................100
3. Концепт как минимализация. В древнерусском искусстве.
Е. Трубецкой «Умозрение в красках» и др......................................................103
4. Концепт как минимализация. Развитие тезиса и явления жизни:
не «Литература как отражение жизни», а «Жизнь как отражение
литературы». Начинается с Театра.
Театр Юрия Любимова «На Таганке»..............................................................105
5. Концепт как минимализация по всем линиям
изобразительного искусства. Кубизм Пикассо,
новый французский «мизерабилизм» и т. п. ...................................................106
6. Продолжение. Концепт как минимализация
в музыкально-словесном — «Гул» В. Маяковского,
«чистая ощутимость» у теоретиков (В. Фещенко и др.) ................................109
7. Само «знание» как «тонкая пленка». По-русски —
тонкое различие «я знаю это» и «я знаю об этом» .......................................112
8. «Знание» как дискурсивное мышление в смысле Б. Рассела.........................113
9. В концептах нет «знания» вне «эмоций».
Трудность именования эмоций при знании.....................................................114
Стр.6
8
Оглавление
10. Концепты с эмоциями в «тонкой пленке».
Положительное минорное — Маргарита Алигер. «Музыка» (1942)............116
11. Концепты с эмоциями в «тонкой пленке».
Отрицательное минорное отвратительное —
Георгий Иванов «развоплощение» из книги «Распад атома» (1938)............118
12. «Тонкая пленка» концепта, расширяясь в к о н т е к с т,
лечит, затягивает сама себя. Концепты с эмоциями:
дети и зверьки в романе Г. Иванова.................................................................120
13. Концепты с эмоциями — «тонкая пленка»
как «Улыбка чеширского кота». Льюис Кэрролл «Поэма Алисе»................121
14. Конфликтология в «минимальном». Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков
adversus Пикассо. Необходимость расширения понятия «Концепт»............124
15. Концепт. Второе (расширенное) определение ................................................126
VI. Концепты — тонкая пленка цивилизации, кожица яблока.
(2) В «научном»
1. Ньютон в 1686 году... ........................................................................................130
2. Центральное «нервное звено» «тонкой пленки» в сфере философии,
математики и логики. Декартовский поворот XVII века ...............................131
3. «Созидать и позволять естественно расти».
Гуманитарный поворот наших дней посреди
искусственного круговорота в технической цивилизации.............................134
4. Одна «тонкая пленка» в логике концептов —
Cogito Декарта и картезианская логика жизни П. С. Попова ........................135
5. Некоторые современные добавления к предыдущему о логике...................139
6. Проблема обозначения сущностей: «События», «факты» и «суждения
о фактах». Нехватка терминов в современной гуманитарной науке
(«утверждение», «суждение», «предложение», «пропозиция»,
англ. judgement, sentence, proposition, франц. phrase и т. д.) ..........................140
7. Логический анализ сущностей (лучше будет сказать
«прикладной логический анализ»). К термину «суждение» и др.................142
8. Глубинный язык открывается ближайшим образом в самом тонком звене
«тонкой пленки» — в «суждении». Анализ суждения по О. Конту,
по Лейбницу, по Канту, П. С. Попову, Е. Д. Смирновой..............................144
9. Анализ концепта по линии суждения по И. Канту.
Ядро — «Синтетическое суждение a priori» ...................................................149
10. Анализ концепта по линии суждения, опирающийся
на современное понимание проблемы «аналитического
и синтетического» по Е. Д. Смирновой ...........................................................151
11. Анализ концепта по линии суждения в ключе семиотики
по Ч. С. Пирсу. Суждение — это «убеждение-принуждение» ......................152
12. Нехватка терминов — явление «классическое» и постоянное.
В сущности — один и тот же вопрос и даже одно и то же решение:
Кант «Пролегомены. Общий вопрос: как возможно познание
Стр.7
Оглавление
9
из чистого разума» и Пирс: «Утверждение, обладающее
непосредственной убедительной силой».........................................................154
13. Утверждение-принуждение, или «утверждение, обладающее
непосредственной убедительной силой» как основание
для единой классификации явлений «современной
гуманитарной науки» — «научного» и «художественного» .........................155
VII. Антиконцепты
1. Антигерой возникает под пером Ф. М. Достоевского в 1864 г. ....................158
2. «Кич» и «Кэмп» — продолжения явления
«Антигерой» в нашем веке................................................................................161
3. Поддельные концепты. «Образцы» — «Христос в Эммаусе».
«Смерть в атаке. Испания 1936 г.»...................................................................167
4. Концепты об «Антиконцептах»: Г. В. Спешнев (1912—1987),
С. Е. Бирюков (диссертация 2007 г.) и др........................................................171
5. Предельная минимализация концепта — «прозрачность знака».
Предельная минимализация — тоже «Антиконцепт»....................................171
VIII. Концепты как неодобряемое, осуждаемое, запрещаемое…
но — «концептное»!
1. Лермонтов «На смерть поэта», Бодлер «Цветы зла»,
Флобер «Госпожа Бовари». И т. д. И т. п.........................................................175
2. Тимур Кибиров — поэт концептов. Первое вступление................................176
3. Второе Вступление. Тимур Кибиров.
Из журнала «Юность», 9, 1988 .........................................................................179
4. Тимур Кибиров. Художнику Семену Файбисовичу.......................................181
5. Тимур Кибиров. «Человеческий фактор» (Из «Песен стиляги») ..................190
IX. Самые большие концепты без имени
1. Что значит «без имени»? ...................................................................................192
2. «Введение к Заключению», или «Заключение к Введению».........................192
3. Композиция «книги о концептах» — это рекурсия........................................193
Большой концепт:
Любовь и голод движут миром
1. Голод. «Дорогие товарищ Сталин…»..............................................................194
2. О голоде в более общественном смысле.
Работа Питирима Сорокина «Голод как фактор» ...........................................198
3. Голод и фактор населения. Книга С. П. Капицы
«Теория роста населения земли» и его опыт
«метаистории». Наш возврат к понятию «Концепт».....................................201
4. Любовь. «Во сне ты горько плакал…» —
Юрий Казаков (Отец о своем сыночке, фрагменты) ......................................203
Стр.8
10
Оглавление
Большой концепт:
«Вечное» значит «вечно молодое»
1. «Парижский синдром». Молодежная революция 1968 г. и 2005—2006 гг.
Наше вступление «тонкая пленка»...................................................................208
2. Французы об этом. Книга Р. Арона (1968 г.)...................................................211
3. «Liberté, Egalité, Fraternité» — «Свобода, Равенство, Братство» —
Вечно молодое....................................................................................................214
Концепт как предчувствие. Франц Кафка
1. Концепт как предчувствие. Кафкова Прага.....................................................220
2. Сбывшееся предчувствие. Холокост поодаль от Праги.................................226
«Про это». «Садизм в легкой форме»
1. «О.Р.З» (о-эр-зэ) — это «грипп в легкой форме».
Дедовщина. Садизм. Все «в легкой форме» — «вакцинация идеи».............226
2. Маркиз де Сад (1740—1814) и Жорж Батай (1897—1962).
Философия «садизма»........................................................................................227
3. Философия «практического разума» по Саду.
Маркиз де Сад в его иллюстрациях — «прозрачность знака».......................232
X. Бином Ньютона — геном Баха
Заключительная глава как «Большой концепт»......................................................235
Цитируемая литература.............................................................................................237
Стр.9