Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Пролетая над романом века (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевинтов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц4
ID174053
АннотацияАвтор, анализируя роман Дж. Оруэлла «1984», пытается понять феномен нашей жизни – искусство жить невыносимо несчастливо, и ответить на вопрос – мы продолжаем гнить и гноиться в мерзости сталинизма или свершили покаяние и очищение?
Левинтов, А. Пролетая над романом века / А. Левинтов .— №3 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2006 .— 4 с. — С.9-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/174053 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Левинтов Феномен нашей жизни во все времена, а в последние сто лет особенно вызывает собой мучительный соблазн и любопытство нас самих и окружающих нас: «неужели такое возможно? <...> ». И мы и мир вместе с нами живем в этом недоумении и изумлении от невероятного нашего искусства жить несчастливо, невыносимо несчастливо. <...> И у нас, живущих на этом огромном и угрюмом острове, есть, помимо знания собственно жизни, два зеркала, отражающих это невероятное существование: собственная литература и мировая литература. <...> ». Западная литература представляет все это более символично, более аллегорично, но и про эти, по большей части фантастические, произведения мы с уверенностью говорим: «да, это так!», узнавая себя и признавая их: «Слепящая мгла» Кестлера, «1984» Оруэлла, «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи, «Властелины кольца» Толкиена, «Скотный двор» Шекли и другие. <...> Написанный в 1948-ом, прочитанный в конце 80-х, как теперь воспринимается программный роман этого жанра «1984» как прошедшая история или бесконечный имперфект настоящего? <...> Настоящий комментарий попытка ответа на этот, в сущности, покаянный вопрос: так свершили мы покаяние и очищение или продолжаем гнить и гноиться в мерзости сталинизма? <...> Исходная предпосылка Трехзвенная модель общества, принятая на вооружение Дж. <...> Турена («социальный актор социальный агентсоциальная жертва»), однако для меня, интересующегося антропогенезом, именно переход от трехзвенной модели к так называемой «бушменской», четырехзвенной («вождьжрецвоин шут») обозначил грань, отделившую стаю приматов от человеческого общества. <...> Человек, уверяю вас, произошел от совести, и носителем совести, этическим лидером был жрец. <...> То, что мы до сих пор встречаемся с трехзвенными социальными моделями, свидетельствует: 1) мы все еще в процессе антропогенеза и 2) чем примитивней общество, тем вероятней в нем трехзвенная модель, что блестяще доказывается Дж. <...> На мой, не очень просвещенный, взгляд все дело <...>
Пролетая_над_романом_века.pdf
ПРОЛЕТАЯ НАД РОМАНОМ ВЕКА А. Левинтов Феномен нашей жизни – во все времена, а в последние сто лет особенно – вызывает собой мучительный соблазн и любопытство нас самих и окружающих нас: «неужели такое возможно?». И мы и мир вместе с нами живем в этом недоумении и изумлении от невероятного нашего искусства жить несчастливо, невыносимо несчастливо. И у нас, живущих на этом огромном и угрюмом острове, есть, помимо знания собственно жизни, два зеркала, отражающих это невероятное существование: собственная литература и мировая литература. Они очень разные. «Мы» Замятина, повести и роман «Доктор Живаго» М. Булгакова, Б. Пастернака, произведения Шаламова, Гроссмана, Солженицина, А. Зиновьева и других – суровая и беспощадная правда о нас самих, о нашей æèçíè: «äà, это òàê!». Западная литература представляет все это более символично, более аллегорично, но и про эти, по большей части фантастические, произведения мы с уверенностью говорим: «äà, это òàê!», узнавая себя и признавая их: «Слепящая мгла» Кестлера, «1984» Îðóýëëà, «Ïðîëåòàÿ над гнездом кукушки» Кизи, «Властелины кольца» Толкиена, «Скотный двор» Шекли и другие. Написанный в 1948-ом, прочитанный в конце 80-х, как теперь воспринимается программный роман этого жанра «1984» – как прошедшая история или бесконечный имперфект настоящего? Настоящий комментарий – попытка ответа на этот, в сущности, покаянный вопрос: так свершили мы покаяние и очищение или продолжаем гнить и гноиться в мерзости сталинизма? Исходная предпосылка Трехзвенная модель общества, принятая на вооружение Дж. Оруэллом, была описана еще Платоном, постоянно воспроизводилась в истории на всем ее протяжении, в новейшее время представлена схемой Самойлова в «тюремном социуме» («вор–мужик–козел») и француза А. Турена («социальный актор– социальный агент–социальная жертва»), однако для меня, интересующегося антропогенезом, именно переход от трехзвенной модели к так называемой «бушменской», четырехзвенной («вождь–жрец–воин– øóò») обозначил грань, отделившую стаю приматов от человеческого общества. Человек, уверяю вас, произошел от совести, и носителем совести, этическим лидером был жрец. То, что мы до сих пор встречаемся с трехзвенными социальными моделями, свидетельствует: 1) мы все еще в процессе антропогенеза и 2) чем примитивней общество, тем вероятней в нем трехзвенная модель, что блестяще доказывается Äæ. Оруэллом в его «1984». Цели «средних» всегда двояки – с одной стороны, подняться выше на социальной лестнице, с другой, – не упасть ниже, не оказаться в опасной близости от параши. И только «Униженные и Оскорбленные» знают подлинную цену и ценность справедливости, для них фатально недостижимой, разве что с помощью огнива, феи или благодаря щучьему велению. На мой, не очень просвещенный, взгляд все дело не в вере в себя или управленческих способностях, а в знании будущего, распределенном явно неравномерно среди людей (это легко устанавливается экспериментально). Тот, кому дано видение будущего, не рискует: риск есть плата за незнание будущего. Тут неизбежен вопрос: почему одним дано это знание, а другим нет? Все мировые религии, а также многие языческие культы запрещают человеку знать будущее и оставляют прерогативу этого знания мертвым. Те из живых, что ближе всех к миру мертвых (не по возрасту, а именно по сопричастности к нему), и формируют уровень «высших». Нами правят мертвецы – и книга Дж. Оруэлла об этом. Как странно… А. Левинтов. Пролетая над романом века политическая модель развития России – это исторический тупик. Ни одна страна, ступившая на этот путь, не стала ни более богатой, ни более сильной, ни более развитой. Не станет таковой на этом Нынешняя экономикопути и Россия. Отставание страны не уменьшится, а возрастет. А цену за этот очередной эксперимент заплатят, как обычно, российские граждане. ремены. Но вряд ли в результате убеждения властей. Убедить корпорацию невозможно. Все аргументы хорошо известны. И сделанный ею выбор – это осознанный выбор. Выбор, базирующийся на знании последствий. Выбор, сделанный в пользу иных приоритетов. В условиях демократии Повестка на завтра Конечно, есть шанс на пешанс на перемены связан со сменой власти. Но смена власти неизбежна при любых режимах. Отличие демократии лишь в том, что эта смена происходит регулярно и с минимальными издержками для тия – отвратительная вещь,– говорил Уинстон Черчилль,– но все остальное еще хуже». Отсутствие демократии не общества. «Демокраотменяет смену власти. Она все равно происходит. Но в условиях ограниченных свобод она принимает вид «мягких» («áàðõàòíûõ», «öâåòíûõ») революций – таких, как в Чехословакии в 1989 году или на Украине в 2004-м. Общественные издержки таких перемен гораздо выше, чем при регулярной демократической процедуре. Контрмеры против «цветной» революции в России делают ее в краткосрочной перспективе маловероятной. Но и они не отменяют неизбежности смены власти. Она произойдет все равно – раньше или позже. Но когда это случится, революция может быть уже не бархатной. Издержки для страны при других вариантах смены власти будут несопоставимы с издержками ни демократической процедуры, ни «цветной» революции. Сейчас трудно сказать, кокорпорации гда и как произойдет смена власти. Но когда бы и как бы это ни произошло, надо четко представлять, что придется ГУ ¹3’06 9
Стр.1