ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
ГОРОДА
г. Казань1
1. ПРОВЕДЕНИЕ ОВОС
1.1. Оценка воздействия
на окружающую среду
в градостроительной
деятельности
Определения
Оценка воздействия на окружающую
среду (ОВОС) – метод и нормативная
правовая процедура разработки
экологически обеспеченного
проекта деятельности.1
Процедура ОВОС включает процесс
ОВОС и государственную экологическую
экспертизу.
В российской практике и в праве
термин экологическая оценка указывает
три взаимосвязанных компонента:
особую область специальных
экологических требований; регламентированный
процесс подготовки
экологически обеспеченных проектов
деятельности; государственную
систему экологической оценки – государственную
экологическую экспертизу
(ÃÝÝ).
Экологически обеспеченный проект
– проект, разработанный с учетом
предложений заинтересованных
лиц, общественности, обеспечивающий
прогрессивное развитие
при устойчивом сохранении благоприятной
окружающей среды, отвечающий
правовым требованиям, интересам
всех групп граждан.
Метод и процесс ОВОС введены в
Российской Федерации Положением
1 Главное управление архитектуры и
градостроительства г. Казани, Институт
«Казгражданпроект», Московский экологический
центр (г. Москва), ООО «Экологическая
фирма «ØàíÝêî» (ã. Ìîñêâà),
ООО «ЭкоЭксперт» (г. Казань). При участии:
Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Республики
Татарстан, КазГУ, Поволжского центра
экологической оценки (г. Казань). Экологический
аспект Генерального плана Казани.
Методические положения, задания,
рекомендации, предварительная экологическая
оценка. Источник:
http://genplan.kzn.ru/documents.htm.
«Об оценке воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности в
Российской Федерации», утвержденным
правительством РФ в 1994 ã.
Требования проведения ОВОС определены
Федеральными законами «Об
охране окружающей среды» и «Об
экологической экспертизе».
Задачи процесса ОВОС,
решаемые при разработке
генерального плана г. Казани
1.
Разработать
экологически
обеспеченный проект и убедить
граждан города в позитивном значении
предложенного варианта плана,
предотвратить или смягчить
возможные общественные конфликты
по проекту генерального плана,
заручиться положительным мнением
экологической общественности.
2. Подготовить материалы проекта
генерального плана, отвечающие
требованиям к объекту государственной
экологической экспертизы,
обеспечить получение положительного
заключения ГЭЭ.
3. Подготовить устойчивую реализацию
генплана:
· условия разработки отраслевых
схем развития, реализации значимых
градостроительных решений;
· пакет нормативных правовых
актов по реализации, мониторингу и
актуализации генерального плана.
Положение дел в применении
ОВОС в градостроительной
деятельности
Современные требования к ведению
градостроительной деятельности
сформулированы только в общих
чертах. В том числе, методология,
правовые основы и механизмы
экологических оценок находятся в
стадии становления, не формируют
достаточных оснований для практики.
Экологические требования, положения
по ОВОС не отражены в
Градостроительном Кодексе, в Инг.
Казань. Экологический аспект генерального плана города
между городом и селом.
ППГС нацелена не только на
физические и пространственные
аспекты развития, но и
на создание благоприятных
экономических, политических
и социальных условий. Она
способствует внедрению демократических
подход
к развитию городов и
сельских районов, центральным
принципом которого является
решающая роль городских
районов как двигателей
роста города и села, и исходит
из необходимости использования
преимуществ и потенциала,
создающих условия
для правильного формулирования
политики и укрепления
связей между городскими и
сельскими районами. Правительство
Непала приняло такой
подход ППГС в качестве
национальной стратегии развития.
Более
управления
через децентрализацию,
а также активизацию
общинных инициатив. Она
демонстрирует
принципов
целостный
ХАБИТАТ за счет финансирования
ПРООН реализовала
в Индонезии проект
«Снижение уровня бедности»
через связи «город – село».
В этом проекте были использованы
несколько направлений
стратегии в целях
укрепления связей между городом
и селом, в частности:
(1) секторальная стратегия,
местному
развитию,
того, ООНоснованному
на экспорте и
объединении экономической
деятельности,
способствующая
экономическому
ного подхода к местному экономическому
развитию и привлечение
мелких производителей
к более масштабным
рынкам путем сотрудничества
с крупными предприятиями;
(3) партнерство на госуэкспортом
товаров;
(2) использование рыночсвязанной
с
экономическому развитию;
(4) содействие расширедарственном
и частном уровнях
для формулирования планов
действий, мобилизации
ресурсов и реализации мер,
содействующих
местному
нию возможностей участия
фермеров, рыбаков, мелких и
средних
предпринимателей
через партнерство на государственном
и частном уровнях в
сотрудничестве с правительством,
частными фирмами,
ГУ ¹7’05
43
Стр.1