О ВВЕДЕНИИ СУБЪЕКТОМ РФ
АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ
рассмотрела в открытом судебном
заседании гражданское дело по заявлению
прокурора Республики Хакасия
о признании недействующими
п. 9 ст. 3, ст. 6 (в части), п. 5 ст. 7
(в части), чч. 3, 4 и 5 ст. 10 (в части),
п. 6 ч. 2, чч. 3 и 5 ст. 11 (в части), ч. 1
ст. 13 (в части) Закона Республики
Хакасия от 4 мая 2009 г. №28-ЗРХ
«О противодействии коррупции в
Республики Хакасия» по кассационному
представлению прокурора
Республики Хакасия на решение
Верховного Суда Республики Хакасия
от 20 июля 2010 г., которым постановлено
заявление прокурора
удовлетворить частично.
Признать недействующими п. 9
ст. 3; ст. 6 в части отсутствия в числе
мер по профилактике коррупции
такой меры, как внедрение в практику
кадровой работы федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления правила, в соответствии
с которым длительное,
безупречное и эффективное исполнение
государственным или
муниципальным служащим своих
должностных обязанностей должно
в обязательном порядке учитываться
при назначении его на вышестоящую
должность, присвоении
ему воинского или специального
звания классного чина, дипломатического
ранга или при его поощрении;
ч. 3 ст. 10 в части установления
иного перечня факторов,
выявление которых в нормативных
правовых актах Республики Хакасия
(проектах нормативных правовых
актов Республики Хакасия)
свидетельствует об их коррупциогенности;
чч. 4 и 5 ст. 10, п. 6 ч. 2,
чч. 3 и 5 ст. 11, ч. 1 ст. 13 в части
слов «коррупционных факторов»
8
ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №6
Закона Республики Хакасия от 4
мая 2009 г. №28-ЗРХ «О противодействии
коррупции в Республики
Хакасия» со дня вступления решения
суда в законную силу.
В удовлетворении заявления
прокурора Республики Хакасия о
признании недействующим в части
слова «соблюдение» п. 5 ст. 7 названного
выше Закона Республики
Хакасия отказать.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ
установила:
прокурор Республики Хакасия
обратился в суд с вышеуказанным
заявлением, сославшись на то, что
оспариваемый нормативный правовой
акт противоречит положениям
Федерального закона от 25 декабря
2008 г. №273-ФЗ «О противодействии
коррупции» (далее –
Федеральный закон о противодействии
коррупции) и Федерального
закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых
актов» (далее – Федеральный закон
об антикоррупционной экспертизе
нормативных актов).
Верховным Судом Республики
Хакасия постановлено приведённое
выше решение, об отмене которого
в части отказа в удовлетворении
заявления и принятии нового
решения об удовлетворении требований
в полном объёме просит в
кассационном представлении прокурор
Республики Хакасия, ссылаясь
на нарушение судом норм материального
права.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационного представления,
Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного
Суда РФ приходит к выводу, что
имеются основания для отмены
решения суда в части.
Дело№55-П0-5
Установлено, что 4 мая 2009 г.
принят Закон Республики Хакасия
№28-ЗРХ «О противодействии коррупции
в Республике Хакасия» (далее
– Закон Республики Хакасия).
Акт официально опубликован в
издании «Вестник Хакасии», №28,
8 мая 2009 г.
Пунктом 5 ст. 7 Закона Республики
Хакасия предусмотрено не
введение, а только соблюдение
антикоррупционных стандартов, то
есть исполнение установленной
для соответствующей области деятельности
единой системы запретов,
ограничений и дозволений,
обеспечивающих предупреждение
коррупции в данной области, как
одного из основных направлений
деятельности органов государственной
власти Республики Хакасия
и органов местного самоуправления
Республики Хакасия по повышению
эффективности противодействия
коррупции.
Отказывая в признании приведённого
положения Закона Республики
Хакасии недействующим
(в той мере, в какой оно не предусматривает
введение указанных
выше стандартов), суд пришёл к
выводу о том, что оспариваемый (в
части) акт не противоречит федеральным
нормам, имеющим большую
юридическую силу. Введение
антикоррупционных
стандартов
относится, по мнению суда, к полномочиям
РФ, тогда как к полномочиям
субъектов РФ относится их
соблюдение.
С данными выводами суда
нельзя согласиться, поскольку они
основаны на неправильном истолковании
и применении норм материального
права.
На федеральном уровне правоотношения
в указанной выше
сфере регламентированы Конституцией
РФ, Федеральным законом
Правила игры
Стр.1