Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Российский крупный бизнес в период кризиса (66,00 руб.)

0   0
Первый авторПаппэ
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц12
ID173765
АннотацияСтенограмма лекции, прочитанной доктором экономических наук, наиболее значительным специалистом по крупному бизнесу новой России Яковом Паппэ 4 июня 2009 года в клубе Bilingua.
Паппэ, Я. Российский крупный бизнес в период кризиса : статья / Я. Паппэ .— Лоббист №4 .— : Институт муниципального управления, 2009 .— 12 с. — С.49-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/173765 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПАППЭ Мы публикуем полную стенограмму лекции, прочитанной доктором экономических наук, главным научным сотрудником Института народно-хозяйственного прогнозирования, наиболее значительным специалистом по крупному бизнесу новой России Яковом Паппэ 4 июня 2009 года в клубе – литературном кафе <...> По ходу лекции я не буду приводить много цифр, названий фирм, имен и фамилий. <...> Начну с определения того, что такое для меня российский крупный бизнес. <...> В качестве * Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». <...> Лекция является своего рода послесловием к книге Якова Паппэ и Яны Галухиной «Российский крупный бизнес: первые 15 лет. <...> Пересказать ее, конечно, невозможно, но резюмировать в нескольких кратких тезисах придется, поскольку без этого, на мой взгляд, невозможно понять нынешнюю ситуацию. <...> Итак: какой путь прошел крупный бизнес с момента своего появления в 1993 г.? <...> В 90-е гг. основным субъектом крупного бизнеса был конгломерат из не связанных между собой предприятий различных отраслей, который я со своими коллегами назвал интегрированной бизнес-группой (ИБГ). <...> РОССИЙСКИЙ КРУПНЫЙ БИЗНЕС В ПЕРИОД КРИЗИСА 49 ятий в рамках данной ИБГ и возникающие при этом возможности извлечения дополнительных доходов (так называемые синергетические эффекты) понимал только хозяин. <...> Вот вкратце и все про то, какой путь прошел крупный российский бизнес с момента своего возникновения и каким стал примерно к середине текущего десятилетия. <...> 2000-е гг., как известно, были для нашей страны временем великолепной внешнеэкономической конъюнктуры, поэтому и экономика в целом, и большинство ведущих компаний демонстрировали отличные результаты по обобщающим количественным показателям роста и неплохие – по многим качественным. <...> Я не согласен с большей частью трактовок нынешнего мирового кризиса. <...> Но мне-то кажется, что нынешний кризис вполне сопоставим с кризисом 1973-75 гг., который я наблюдал в начале своей научной карьеры. <...> Спад был достаточно <...>
Российский_крупный_бизнес_в_период_кризиса.pdf
РОССИЙСКИЙ КРУПНЫЙ БИЗНЕС В ПЕРИОД КРИЗИСА Я. ПАППЭ Одно предварительное замечание. По ходу лекции я не буду приводить много цифр, названий фирм, имен и фамилий. Это не значит, что я не хочу об этом говорить. Просто сейчас мне интереснее рассказывать о тенденциях, механизмах и принципах. А во время ответов на вопросы и обмена комментариями я готов сколь угодно подробно обсуждать, кто, кого, почем и за сколько, кто самый богатый и кто с кем во власти дружит. На мой взгляд, в открытых источниках есть уже достаточно много информации (правда, совершенно разной достоверности и качества) для непублицистического обсуждения этой тематики. Начну с определения того, что такое для меня российский крупный бизнес. В принципе, можно использовать самые разные критерии – качественные и количественные. А в последнем случае – выбирать различные показатели и различные их пороговые значения. Я пошел по пути, который мне кажется наиболее простым в реализации. В качестве показателя был выбран объем продаж (он же объем производства, он же оборот) предприятия, компании или группы, являющейся самостоятельным и полноценным экономическим агентом. В качестве * Источник:   порога была выбрана сумма $500 млн. в год. Сегодня эта цифра выглядит, вообще говоря, слишком маленькой. Если бы я исследовал только 2000-е гг., то наверняка поднял бы порог как минимум вдвое. Сегодня отрасли, в которых компании, относимые к числу лидеров, имеют годовой объем продаж меньше миллиарда долларов, весьма редки. С ходу назову лишь сектор информационных технологий и отдельные подотрасли пищевой промышленности. Но в 90-е гг. в интервал от $500 млн. до $1 млрд. попадали крупнейшие производители в таких базовых отраслях, как машиностроение (кроме автомобилестроения), химия, целлюлознобумажная промышленность. И поскольку мне нужен сквозной критерий для всего постсоветского периода, я выбираю консервативный вариант – $500 млн. годового объема продаж. Книга посвящена пятнадцатилетней истории развития российского крупного бизнеса. Пересказать ее, конечно, невозможно, но резюмировать в нескольких кратких тезисах придется, поскольку без этого, на мой взгляд, невозможно понять нынешнюю ситуацию. Итак: какой путь прошел крупный бизнес с момента своего появления в 1993 г.? Во-первых, он освоил все отрасли российской экономики. Как те, которые базируются на советских производственных мощностях, так и созданные с нуля. (Я знаю только две отрасли, где его сегодня нет, – легкая и парфюмерно-косметическая промышленность. И перспективы обеих не считаю радужными). Из новых отраслей следует выделить сотовую связь, девелоперский и риэлтерский бизнес, современный сетевой ритейл и фондовый рынок с его инфраструктурой. Во-вторых, изменилась доминирующая форма существования отечественного крупного бизнеса. В 90-е гг. основным субъектом крупного бизнеса был конгломерат из не связанных между собой предприятий различных отраслей, который я со своими коллегами назвал интегрированной бизнес-группой (ИБГ). В такую группу могли входить, например, нефтедобывающее объединение, кондитерская фабрика, военный завод (уже приватизированный и имеющий экспортные заказы), банк, торговый дом и т. д. Все это управлялось из одного центра по воле одного хозяина. И общая цель была простой: собрать максимальное количество недооцененных активов, которые можно купить по дешевке, сесть на финансовые потоки и с их помощью покупать еще, а если что-то сильно подорожает, то продать. Но конкретный смысл формирования именно такого набора предприЯ. Паппэ. РОССИЙСКИЙ КРУПНЫЙ БИЗНЕС В ПЕРИОД КРИЗИСА 49 Bi l ч н и М о т з р 09 таым со о о 2 ы й р и к 0 н п н н у гч о п н ао л 4и исто ю и ппэ р м ня о ц а П * уб к ива о д п до дн у л ито ку рко н у вм а о н о ия , н у р п г г по о с и е е емомм И эк н а н бзлу б к л н т н уом т л о и н л ибо у – ю ч с ет се кн и а н г ра на ио т сср иута н а Роту и о х дно-е м у ее з й рао ев т с р ч м к, хо ы оаф ли у г з м сст п м к в й л ла я е ц нымв еи и , п нар оенном н Як к ь и i руng ». ко з . е Я и л ииг н 9 д кн п 1 е ua в кц т во е к к н н жи е ло р и и у р и а п» о е а П : . д мка я Л в н08 н й – б 20еде е г о с г ы 93 ов а я пп рМ ереди л я е ( с ы Ге У в .: х п тр со я н 5 ШЭ, 200 е в э и Я 1 В ы- н е л е сы Гат. 2 г о к вта « о у к е 8 П рхи н ), а г л Э 00 о уб о н о в .* о 9 д л д о м ч ы сл о к р ч пн о Р со и а й « е е л ссс е йи о е е ло й х и и кот к ц вис р зк ои е и и и П к ом й w ww .polit.ru
Стр.1