Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Процессы активизации и солидаризации в рабочей среде на примере завода «Форд» (66,00 руб.)

0   0
Первый авторКлеман
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц8
ID173673
АннотацияКарин Клеман, научный сотрудник Института социологии РАН, директор Института «Коллективное Действие»: «За всю свою научную деятельность, начиная с 1995 года, я объездила многие регионы России, проводила полевые исследования на десятках предприятий, брала интервью у нескольких сотен наемных работников. И то, что я услышала и увидела на «Форде» в ходе своего исследования, проведенного в феврале 2008 года, меня поразило. Нигде я не ощущала столько уверенности в себе, такую демонстрацию собственного достоинства и готовность к коллективным действиям. Могло сложиться впечатление, что вот он – гордый рабочий класс, описанный в свое время Марксом. Пришлось взять себя в руки, чтобы не идеализировать ситуацию и тщательно провести критический анализ накопленного материала. Результат этих усилий я предлагаю вниманию читателей.»
Клеман, К. Процессы активизации и солидаризации в рабочей среде на примере завода «Форд» : статья / К. Клеман .— Лоббист №3 .— : Институт муниципального управления, 2008 .— 8 с. — С.65-72 .— URL: https://rucont.ru/efd/173673 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОЦЕССЫ АКТИВИЗАЦИИ И СОЛИДАРИЗАЦИИ В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДА «ФОРД» <...> 1 На наш взгляд, с точки зрения социологии общественных изменений, это свидетельствует о начале процесса активизации и солидаризации наемных работников, часть которых, через коллективные акции, превращается из «быдла» в самостоятельных людей, осознающих свою ценность и стоимость, способных на солидарные действия, а не только на тактики индивидуального «выкручивания». <...> В рамках этой статьи нас интересует, в первую очередь, процесс общественной активизации работников «Форда» (как частный и удачный случай превращения части «обывателей» в активистов). <...> За всю свою научную деятельность, начиная с 1995 года, я объездила многие регионы России, проводила полевые исследования на десятках предприятий, брала интервью у нескольких сотен наемных работников. <...> Нигде я не ощущала столько уверенности в себе, такую демонстрацию собственного достоинства и готовность к коллективным действиям. <...> Могло сложиться впечатление, что вот он – гордый рабочий класс, описанный в свое время 1 Карин Клеман – научный сотрудник Института социологии РАН, директор Института «Коллективное Действие». <...> Пришлось взять себя в руки, чтобы не идеализировать ситуацию и тщательно провести критический анализ накопленного материала. <...> Материалом для анализа служат личные беседы с активистами во время забастовки, статьи в СМИ и, главным образом, 25 глубинных интервью, взятых как у членов профкома (таких – 5), так и у рядовых членов или активистов среднего звена (на уровне цехкомов). <...> Интервьюер просто стоял у проходной завода во время пересмен и случайно останавливал прохожих работников. <...> При этом надо признать, что попадались в основном участники забастовки – за исключением трех работников, которые либо устроились после забастовки, либо работают в подрядных организациях. <...> Кроме этого были использованы отчеты и рассказы самих членов профкома или симпатизирующих <...>
Процессы_активизации_и_солидаризации_в_рабочей_среде_на_примере_завода_«Форд».pdf
ПРОЦЕССЫ АКТИВИЗАЦИИ И СОЛИДАРИЗАЦИИ В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДА «ФОРД» К. КЛЕМАН1 Возрождение рабочего движения, которое началось в прошедшем году, вызывает множество вопросов у комментаторов. 1 На наш взгляд, с точки зрения социологии общественных изменений, это свидетельствует о начале процесса активизации и солидаризации наемных работников, часть которых, через коллективные акции, превращается из «быдла» в самостоятельных людей, осознающих свою ценность и стоимость, способных на солидарные действия, а не только на тактики индивидуального «выкручивания». В рамках этой статьи нас интересует, в первую очередь, процесс общественной активизации работников «Форда» (как частный и удачный случай превращения части «обывателей» в активистов). Начнем с личных впечатлений. За всю свою научную деятельность, начиная с 1995 года, я объездила многие регионы России, проводила полевые исследования на десятках предприятий, брала интервью у нескольких сотен наемных работников. И то, что я услышала и увидела на «Форде» в ходе своего исследования, проведенного в феврале 2008 года, меня поразило. Нигде я не ощущала столько уверенности в себе, такую демонстрацию собственного достоинства и готовность к коллективным действиям. Могло сложиться впечатление, что вот он – гордый рабочий класс, описанный в свое время 1 – научный сотрудник Института социологии РАН, директор Института «Коллективное Действие». http://ikd.ru/?q=node/6262   Марксом. Пришлось взять себя в руки, чтобы не идеализировать ситуацию и тщательно провести критический анализ накопленного материала. Результат этих усилий я предлагаю вниманию читателей. Материалом для анализа служат личные беседы с активистами во время забастовки, статьи в СМИ и, главным образом, 25 глубинных интервью, взятых как у членов профкома (таких – 5), так и у рядовых членов или активистов среднего звена (на уровне цехкомов). Выборка – если не считать членов профкома – получилась случайной. Интервьюер просто стоял у проходной завода во время пересмен и случайно останавливал прохожих работников. При этом надо признать, что попадались в основном участники забастовки – за исключением трех работников, которые либо устроились после забастовки, либо работают в подрядных организациях. Кроме этого были использованы отчеты и рассказы самих членов профкома или симпатизирующих им активистов в ходе двух забастовок, проведенных работниками Форда в 2007 году. Понятно, что исследование глубоко качественное, т.е. не претендует на охват всех работников, но события говорят сами за себя: в обеих забастовках участвовало большинство работников, а в самом профсоюзе состоит подавляющее большинство работников (около 1100 человек в 2-х тысячном коллективе). К этому замечанию добавим, что наша основная цель – изучить именно глубинные факторы и составляющие элементы процесса активизации, которые, как нам кажется, мало поддаются количественному учету. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ СХЕМА Мы исходим из того, что в целом по стране число забастовок – как бы их не считали – крайне низко. Если считать индикатором не забастовку, а например, другие действия, как обращения в суд, реальное участие в профсоюзе (а не инертное членство) или в обсуждении проекта коллективного договора, то вряд ли получим совершенно иную картину. Судя по массовым опросам и по другим качественным исследованиям, для защиты своих интересов или нарушенных прав рабочие склоны предпочесть коллективным действиям индивидуальные и неформальные методы «выкручивания», в том числе через установление хороших отношений с кем-нибудь из начальства. Да и вообще многие просто пассивно подчиняются сложившейся системе социальнотрудовых отношений (по принципу «ты начальник я – дурак, я начальник – ты дурак»), предпочитают неопатерналистские или корпоративные схемы солидарности (которые предполагают более тесное взаимодействие с начальством, чем с товарищами по работе), либо же злятся на словах, но ничего не делают. Эти черты характеризуют доминантный (обычный) стиль мышления и поведения (то, что Ирвинг Гофман называет «фрейм»). Мы назовем этот доминантный стиль «обывательским». Эмпирически К. Клеман. ПРОЦЕССЫ АКТИВИЗАЦИИ И СОЛИДАРИЗАЦИИ В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ … 65 К арин К л ем ан
Стр.1