УЧАСТИЕ БИЗНЕСА В ПОЛИТИКЕ: ИЗМЕНЕНИЕ
ПРАВИЛ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ)1 <...> БАРСУКОВА2
О том, что власть коррумпирована, т.е. в теневом режиме
оказывает бизнесу посильные услуги, знают все. <...> Помимо банальной покупки административных услуг существует технологически оформленный
процесс «политического инвестирования», при котором бизнес,
используя теневые ресурсы, покупает место во власти, ставя на
него своего человека. <...> Нас интересует: по каким каналам, в какой
форме и с какими целями инвестируются экономические ресурсы в политическую сферу? <...> 1 2
1
Источник публикации: материалы
Интернет-конференции «Россия: варианты институционального развития» (25.10.06 – 15.12.06)
www.ecsocman.edu.ru/db/msg/292360.html
2
Барсукова С.Ю. <...> (Кафедра экономической социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ, профессор), E-mail:
Svbars@mail.ru;
http://new.hse.ru/C15
/barsukova-s-u/default.aspx
Однако в устройстве выборного процесса многое изменилось:
губернаторов уже не избирают, а
следующая Дума будет выбираться исключительно по пропорциональной системе. <...> Для ответа на эти вопросы мы
последовательно рассмотрим две
возможности «политического инвестирования», или «хождения»
бизнеса во власть, – финансирование избирательных кампаний и
спонсирование деятельности партий. <...> В первой части обсуждаются «классические» способы
финансового вовлечения теневой экономики в избирательные
кампании всех уровней, приводятся экспертные оценки размера теневого финансирования
партий. <...> Во второй части прослеживание изменение правил игры
бизнеса и власти в результате
отмены губернаторских выборов
и перехода на чисто пропорциональную систему выборов в ГД. <...> В основе исследования лежат
интервью с теми, кто в силу занимаемой должности или профессионального опыта посвящен
в теневые конфигурации интересов участников политического
процесса, знаком со схемами
сращивания теневой экономики и
теневой политики3. <...> Среди интервьюируемых <...>
Участие_бизнеса_в_политике_изменение_правил_(на_примере_финансирования_избирательных_кампаний_и_деятельности_политических_партий).pdf
УЧАСТИЕ БИЗНЕСА В ПОЛИТИКЕ: ИЗМЕНЕНИЕ
ПРАВИЛ (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ)1
С. БАРСУКОВА2
О том, что власть коррумпирована,
т.е. в теневом режиме
оказывает бизнесу посильные услуги,
знают все. Несмотря на кажущуюся
конспиративность, эта
тема является, пожалуй, одной из
наиболее популярных в СМИ.
Помимо банальной покупки административных
услуг существует
при
котором бизнес,
используя теневые ресурсы, покупает
место во власти, ставя на
него своего человека. Нас интересует:
по каким каналам, в какой
форме и с какими целями инвестируются
экономические ресурсы
в политическую сферу? И в
какой мере они теневые? 1 2
1 Источник публикации: материалы
Интернет-конференции «Россия: варианты
институционального развития»
(25.10.06 – 15.12.06)
2 Барсукова С.Ю. (Кафедра экономической
социологии факультета социологии
ГУ-ВШЭ, профессор), E-mail:
Svbars@mail.ru;
Однако в устройстве выборного
процесса многое изменилось:
губернаторов уже не избирают, а
следующая Дума будет выбираться
исключительно по пропорциональной
системе. Что это меняет?
Для
ответа на эти вопросы мы
последовательно рассмотрим две
возможности «политического инвестирования»,
или «хождения»
бизнеса во власть, – финансирование
избирательных кампаний и
спонсирование деятельности партий.
Текст
распадается на две
части. В первой части обсуждаются
«классические» способы
финансового вовлечения теневой
экономики в избирательные
кампании всех уровней, приводятся
экспертные оценки размера
теневого финансирования
партий. Во второй части прослеживание
изменение правил игры
бизнеса и власти в результате
отмены губернаторских выборов
и перехода на чисто пропорциональную
систему выборов в ГД.
В основе исследования лежат
интервью с теми, кто в силу занимаемой
должности или профессионального
опыта посвящен
в теневые конфигурации интересов
участников политического
процесса, знаком со схемами
сращивания теневой экономики и
теневой политики3. Среди интервьюируемых
были политтехнологи,
руководители подразделений
центральных аппаратов политических
партий, депутаты Государственной
Думы и региональных
законодательных собраний,
вице-президенты крупных корпораций,
отвечающие за взаимодействие
с органами государственной
власти, а также руководители
организаций, пользовавшиеся
услугами депутатов различного
уровня для решения вопросов
собственного бизнеса.
3 Интервью проводились в рамках
проекта «Сращивание теневой экономики
и теневой политики», осуществленного
при финансовой поддержке
Научного Фонда ГУ – ВШЭ.
Всероссийский центр
ВЦИОМ. БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: ОТ КОРРУПЦИИ – К ЛОББИЗМУ? *
позитивно
изучения общественного
мнения (ВЦИОМ)* представляет
данные о том,
как
отечественные принимателей
предприниматели оценивают
уровень коррумпированности
отношений
бизнеса и власти в
стране, какие способы
взаимодействия бизнеса
* Источник: http://wciom.ru
50
с государственными органами
считают наиболее
эффективными.
Большинство пред(56%)
оценивают
уровень коррумпированности
отношений
бизнеса и власти
как высокий. Противоположной
точки зрения
придерживаются лишь
12%, и 24% считают
уровень
коррумпироЛОББИСТ
¨ 2008 ¨ №1
ванности в этих отношениях
средним.
Наиболее критично
настроены представители
компаний, работающих
в сфере обслуживания,
услуг и торговли – в
этой группе респондентов
средний балл оценок
уровня коррупции равен
2,84 балла (по шкале от
1 - «минимальный» до 7 -
«максимальный»). Более
ситуацию
оценивают предприниматели
из сферы промышленности
и строительства
(3,12 балла из 7
возможных).
Главные
причины
широкого распространения
коррупции, по мнению
предпринимателей,
таковы: принуждение
бизнеса к коррупционным
действиям чиновÈãðîêè
– бизнес
т еия»,
проц
е сс
рова
х
н «по
н
оло
www.ec
so
cman.
e
du.ru
/
db
/
m
s
g
/
ги итич
е
ч
л
29
2
360.html
/b
a
r
s
u
k
o
v
a
-
su
/
d
efau
l
h
a
t
t
pspx
:
t
//
.
n
e
w
.
h
s
e.
r
с еки офго
о
с
о ир нм вл ее сн тн ик
ый
u/
C
1
5
Стр.1