О ДИАЛОГЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
«ЮРИСТЫ ЗА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
В настоящее время на федеральном уровне, за исключением
нескольких федеральных законов, например, «Об общественной палате», «Об обращениях
граждан» и пр., не существует законодательства, регламентирующего возможности взаимодействия гражданского общества и органов власти для совместного
решения основных жизненно
важных вопросов, затрагивающих
права, свободы и законные интересы граждан России. <...> Однако во многих субъектах
Российской Федерации в последние 15 лет были приняты нормативные акты, регулирующие порядок и условия взаимодействия
органов власти и гражданского
общества, государственную поддержку общественных и иных организаций гражданского общества, вопросы социального заказа. <...> Целью исследования, результатом которого стала данная Карта, являлось создание общей
картины законодательных и подзаконных актов, регулирующих
взаимодействие
организаций
гражданского общества и органов
власти на территории Российской
Федерации, и определение субъектов Федерации, в которых организации гражданского общества хотя бы на формальном уровне воспринимаются властью как
участники диалога. <...> Исследование проводилось во
всех
субъектах
Федерации
(включая Чеченскую Республику
и Чукотский АО), где на формальном уровне организации
40
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №2
гражданского общества рассматриваются как участники диалога. <...> По итогам исследования можно определить особенности законодательного
регулирования
взаимодействия в разных федеральных округах. <...> Так, например, Дальневосточный федеральный округ характеризует достаточно проработанное законодательство о государственной поддержке общественных объединений, об обращениях
граждан и непосредственно о
взаимодействии
гражданского
общества и власти. <...> Ни в одном
субъекте ДФО не принято ни одного нормативного акта <...>
О_диалоге_гражданского_общества_и_органов_государственной_власти_субъектов_РФ.pdf
О ДИАЛОГЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
«ЮРИСТЫ ЗА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
В настоящее время на федеральном
уровне, за исключением
нескольких федеральных законов,
например, «Об общественной
палате», «Об обращениях
граждан» и пр., не существует законодательства,
регламентирующего
возможности взаимодействия
гражданского общества и органов
власти для совместного
решения основных жизненно
важных вопросов, затрагивающих
права, свободы и законные интересы
граждан России.
Однако во многих субъектах
Российской Федерации в последние
15 лет были приняты нормативные
акты, регулирующие порядок
и условия взаимодействия
органов власти и гражданского
общества, государственную поддержку
общественных и иных организаций
гражданского общества,
вопросы социального заказа.
Всего на региональном уровне на
1 апреля 2006 года 1339 документов
регулируют взаимодействие
гражданского общества и органов
власти.
Целью исследования, результатом
которого стала данная Карта,
являлось создание общей
картины законодательных и подзаконных
актов, регулирующих
взаимодействие
организаций
гражданского общества и органов
власти на территории Российской
Федерации, и определение субъектов
Федерации, в которых организации
гражданского общества
хотя бы на формальном уровне
воспринимаются властью как
участники диалога.
Исследование проводилось во
субъектах Федерации
всех
(включая Чеченскую Республику
и Чукотский АО), где на формальном
уровне организации
40
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №2
гражданского общества рассматриваются
как участники диалога.
По итогам исследования можно
определить особенности законодательного
регулирования
взаимодействия
в разных федеральных
округах.
Так, например, Дальневосточный
федеральный округ характеризует
достаточно проработанное
законодательство о государственной
поддержке общественных
объединений, об обращениях
граждан и непосредственно о
взаимодействии
гражданского
общества и власти. Ни в одном
субъекте ДФО не принято ни одного
нормативного акта, регулирующего
вопросы социального
заказа. Однако существуют законы
об охране общественной
нравственности (Якутия и Магаданская
область), что не было
выявлено в других федеральных
округах.
В Сибирском федеральном
округе развито законодательство
о взаимодействии общества и
власти, предполагающее создание
различных советов при органах
власти и согласительных комиссий.
К особенностям можно
отнести наличие в СФО закона о
социальном заказе (республика
Алтай) и закон о благотворительности
(Иркутская область).
Для Уральского федерального
округа характерно развитие законодательства
о государственной
поддержке общественных
объединений и о взаимодействии
с властью, полностью отсутствует
законодательное регулирование
социального заказа и благотворительности.
В
Приволжском федеральном
округе развивается законодательство
о государственной под
держке,
о взаимодействии общества
и власти и о публичных слушаниях.
Кроме того, именно в
этом округе существует 4 закона
о социальном заказе (Саратовская,
Пермская, Нижегородская,
Оренбургская области), что совершенно
нехарактерно для России
в целом. К особенностям законодательства,
регулирующего
взаимоотношения общества и
власти, безусловно, можно отнести
и то, что в национальных республиках,
входящих в ПФО, нет
законов о благотворительности, а
во всех областях Приволжья такое
законодательство принято
(исключение составляет Саратовская
область, где закон «О
благотворительной деятельности
в Саратовской области» прекратил
свое действие).
Центральный федеральный
округ характеризует законодательство
о взаимодействии власти
и общества и о публичных
слушаниях. Отсутствует законодательство
о социальном заказе.
Особенностями законодательства
ЦФО является то, что только в
одном субъекте принят закон о
благотворительности (Воронежская
область), а в 13 из 18 субъектов
есть законодательно созданные
Общественные палаты.
В Северо-западном федеральном
округе наибольший интерес
представляет законодательство
об обращениях граждан,
о взаимодействии общества и
власти и о публичных слушаниях.
Отсутствует законодательное регулирование
вопросов социального
заказа и благотворительности,
а в 4 субъектах округа из 10
есть законодательство об Общественных
палатах.
Игроки – регионалы
Стр.1