Деменкова1
О СОДЕРЖАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА
ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
П
редоставление1 общественных благ в целях удовлетворения основных жизненных потребностей и интересов населения, связанных с местом постоянного проживания, как достижение основной цели местного
самоуправления невозможно
без наличия необходимых для
этого финансовых и материальных ресурсов. <...> Конституция Российской Федерации закрепляет в
связи с этим в качестве одного из
основных принципов местного
самоуправления принцип финансовой самостоятельности органов
местного самоуправления, в том
числе их самостоятельность по
установлению местных налогов и
сборов. <...> Поводами для обращения к
теме содержания принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления, и в частности в налоговой сфере, послужили изменения, вносимые в
действующее законодательство в
целях создания правовой базы
создаваемой в ходе реформирования двухуровневой системы
местного самоуправления, и сложившаяся арбитражная практика
по вопросам обжалования нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
устанавливающих сбор за право
торговли, а также позиция Министерства финансов Российской
Федерации по аналогичному вопросу. <...> Признание незаконности
установленного налога или сбора
самым непосредственным образом влияет на местный бюджет
1 Деменкова Анастасия Викторовна,
Советник
Председателя
Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по правовым вопросам, соискатель ученой степени кандидата
юридических наук. <...> Правовое понимание содержания принципа самостоятельности органов местного самоуправления по установлению местных налогов и сборов и определение объема их полномочий в
налоговой сфере в значительной
степени сформировали практика
Конституционного суда Российской Федерации и надзор органов Прокуратуры Российской
Федерации за нормотворчеством <...>
О_содержании_конституционного_принципа_финансовой_самостоятельности_органов_местного_самоуправления.pdf
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
А. Деменкова1
О СОДЕРЖАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА
ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
П
редоставление1 общественных
благ в целях удовлетворения
основных жизненных потребностей
и интересов населения,
связанных с местом постоянного
проживания, – как достижение
основной цели местного
самоуправления –
невозможно
без наличия необходимых для
этого финансовых и материальных
ресурсов. Конституция Российской
Федерации закрепляет в
связи с этим в качестве одного из
основных принципов местного
самоуправления принцип финансовой
самостоятельности органов
местного самоуправления, в том
числе их самостоятельность по
установлению местных налогов и
сборов.
Поводами для обращения к
теме содержания принципа финансовой
самостоятельности местного
самоуправления, и в частности
в налоговой сфере, послужили
изменения, вносимые в
действующее законодательство в
целях создания правовой базы
создаваемой в ходе реформирования
двухуровневой системы
местного самоуправления, и сложившаяся
арбитражная практика
по вопросам обжалования нормативных
правовых актов органов
местного самоуправления,
устанавливающих сбор за право
торговли, а также позиция Министерства
финансов Российской
Федерации по аналогичному вопросу.
Признание незаконности
установленного налога или сбора
самым непосредственным образом
влияет на местный бюджет
1 Деменкова Анастасия Викторовна,
Советник Председателя
Счетной палаты Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
по правовым вопросам, соискатель
ученой степени кандидата
юридических наук.
14
(даже в текущем периоде), источником
доходной части которого
он являлся в прошлые бюджетные
годы.
Правовое понимание содержания
принципа самостоятельности
органов местного самоуправления
по установлению местных
налогов и сборов и определение
объема их полномочий в
налоговой сфере в значительной
степени сформировали практика
Конституционного суда Российской
Федерации и надзор органов
Прокуратуры Российской
Федерации за нормотворчеством
в муниципальных образованиях,
которые фактически поставили
знак тождества между конституционным
принципом и реализацией
права. Более того, не смотря
на многочисленные выводы
исследователей финансовых основ
местного самоуправления о
необходимости расширения перечня
местных налогов и сборов,
очередные изменения налогового
законодательства сократили
их число с пяти до двух. При
этом в соответствии с действующим
законодательством систему
местных налогов и сборов
составляют земельный налог и
налог на имущество физических
лиц, основные элементы обложения
которых достаточно четко
регламентированы федеральным
законодателем.
В этой связи закономерным
представляется вопрос о наличии
законодательно закрепленных,
реальных возможностях органов
местного самоуправления
по принятию решений в налоговой
сфере, влияющих на эффективное
социально-экономическое
развитие муниципального
образования.
Обратимся к истории формирования
понимания содержания
принципа самостоятельности органов
местного самоуправления
в установлении местных налогов
и сборов, закрепленного статьей
132 Конституции Российской
Федерации и статьей 39 Федерального
закона от 28 августа
1995 года ¹154-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации».
Период распада Советского
союза, «парад суверенитетов»,
становление новой российской
государственности в начале 90-х
годов охарактеризовался широким
распространением тенденции
налоговой децентрализации. Регионы
и муниципальные образования
стали вводить на подведомственных
территориях дополнительные
налоги, не предусмотренные
Законом Российской Федерации
«Об основах налоговой
системы Российской Федерации».
Для сохранения целостности
не только налоговой системы,
но и самого государства соответствующим
законом были внесены
дополнения в Закон Российской
Федерации «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»,
согласно которым был
установлен прямой запрет на введение
органами государственной
власти и органами местного самоуправления
налогов
и сборов, не предусмотренных
действующим законодательством,
равно как и на повышение
ставок установленных налогов
и сборов.
Однако правоприменительная
практика в стране в тот период
с учетом данного запрета так и
не сформировалась. Отсутствие
опыта правового регулирования
реальных налоговых отношений,
сжатые сроки, отпущенные на
разработку
законодательства,
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2006 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
дополнительных
Стр.1