Е. Меренкова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОРОДСКОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА
(ÊÎÍÅÖ XIX – НАЧАЛО ХХ ÂÂ.)
Занимаясь исследованием городского самоуправления
в Западной Сибири в конце XIX – начале
XX вв., особое внимание следует уделить земельному
хозяйству городов, которые, в отличие от
городов Европейской России, обладали огромным
количеством земли, составлявшей их главное богатство
и солидный ресурс для разрешения крупных
муниципальных проблем. Недвижимые имущества,
в том числе земля, представляя одну из видных
статей городских доходов, являлись для городских
общественных управлений источником таких
доходов, которые они в силу данного городам права
самообложения по мере роста общественных
потребностей и вытекающей отсюда необходимости
увеличения городского бюджета могли повышать
до указанного законом максимума и расходовать
на благоустройства и другие нужды.
Исследуя гражданско-правовой аспект управления
городским земельным хозяйством, необходимо
отметить, что согласно ст. 7 Городового Положения
1892 г. городское общественное управление обладало
всеми признаками юридического лица, владеющего
и распоряжающегося своим имуществом
и имеющего право вступать в имущественные
сделки с частными лицами.
При детальном изучении деятельности органов
городского самоуправления по использованию городского
земельного фонда приходится сталкиваться
с рядом трудностей. Во-первых, в законодательстве
того времени отсутствовали четко установленные
юридические термины, в частности виды
сделок с землей. Во-вторых, практикой еще не были
выработаны общепринятые, единообразные определения
земельных операций. В-третьих, юридическая
неграмотность многих членов и служащих
городских управ, составлявших соответствующие
документы по земельному хозяйству города, позволяет
лишь в общих чертах представить положение
дел в данной отрасли городского хозяйства.
Таким образом, учитывая вышеприведенные
причины, все операции, осуществляемые органами
городского самоуправления с землей, схематично
можно классифицировать на три группы:
1. Земельные операции, влекущие переход права
собственности на земельный участок: купляпродажа
и уступка в собственность, что по сути
являлось дарением;
2. Передача земли в безвозмездное пользование,
срочное или бессрочное – отвод земли. Характерным
признаком отвода земли в пользование
являлось предоставление земельного участка строго
под определенную цель. За его нецелевое использование
городская управа вправе была изъять
этот участок земли у пользователя;
3. Операции с землей, связанные с передачей ее
во временное возмездное пользование, т. е. в аренду.
Остановимся на характеристике каждой группы
земельных отношений более подробно.
Городскому поселению в качестве субъекта
имущественных прав на основании ст. 8 Городового
Положения 1892 г. принадлежало право собственности
на земли, назначенные по городскому плану.
Однако право собственности города на площади,
улицы, переулки, тротуары, проходы и бечевники
(места, использовавшиеся для швартовки пароходов)
или заменяющие их пристани и набережные, а
также на пролегающие через городские земли водные
сообщения являлось неполным, так как эти
имущества, оставаясь в городской собственности,
находились в общем для всех пользовании.
Правила для заведования городскими имуществами,
а также постановления городских дум об отчуждении
городских недвижимостей входили в перечень
постановлений, требующих утверждения губернатора.
Следует
отметить, что законодательное регулирование
сделок об отчуждении городских и частных
земель было подчас противоречиво. С одной стороны,
продажа городом земельного участка, который
не мог быть отнесен к числу маломерных, могла
быть осуществлена только с разрешения министра
внутренних дел (п. 3 ст. 79 Городового Положения).
При этом удостоверения городской управы
как стороны сделки не считалось достаточным доказательством
принадлежности городу продаваемой
земли. С другой – ввиду циркуляра МВД от 18
июня 1896 г. разрешения Министра внутренних дел
на продажу пустопорожних городских мест под
обывательские постройки не требовалось, а доказательством
количества, наличности и принадлежности
городу продаваемой земли служили межевая
Е. Меренкова. Деятельность органов городского самоуправления Западной Сибири…
65
Стр.1