Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум

Десять лет спустя. Французская школа после децентрализации (66,00 руб.)

0   0
Первый авторАдриан
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц7
ID173250
АннотацияДецентрализация системы образования и расширение самостоятельности школ – вопросы, широко обсуждаемые в России. Однако как видно на примере французской школы, децентрализованные системы испытывают немало трудностей.
Адриан, Ж. Десять лет спустя. Французская школа после децентрализации : статья / Ж. Адриан .— Муниципальная экономика №2 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2005 .— 7 с. — С.82-88 .— URL: https://rucont.ru/efd/173250 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ПОСЛЕ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ1 Официальные лозунги нашей системы образования весьма впечатляют: национальный приоритет, обеспечить всем одногодкам, как минимум, свидетельство о профподготовке или аттестат профобучения, а 80-ти процентам учащихся диплом бакалавра, главная статья госбюджета. <...> В то же время французская система образования подвергается суровой критике: ее обвиняют в крупных промахах, в инерции и неповоротливости, в отсутствии положительных результатов. <...> 1 Конечно, было бы преувеличением говорить о полной несостоятельности нашей школьной системы. <...> И все же ее недостатки очевидны: слишком высокий процент второгодничества; слабое понимание текста у школьников, поступающих в коллеж; неразвитая методика профобучения: молодые люди, выходящие из школы без диплома и без профессии Все говорит о том, как трудно средней школе перейти от элитарного просветительства к массовому просвещению. <...> Именно с этой целью во Франции в течение уже тридцати лет проводятся реформы школьного образования реформы, вызывающие неприятие, сопротивление, пессимизм. <...> Даже сегодня некоторые склонны думать, что любая школьная реформа заранее обречена на провал и что единственный способ постепенного лечения системы, пораженной гигантизмом, это децентрализация. <...> В таком контексте по-новому воспринимается роль школы: из объекта реформ она превратилась в их субъект. <...> А тем, кто видит причину неудач в чрезмерной централизации, хотелось бы напомнить, что и децентрализованные системы испытывают такие же трудности. <...> 1 82 Перевел с французского Борис Карпов Основные принципы децентрализации Юридической основой децентрализации системы образования стали законы, принятые в 1983, 1985 и 1986 годах и последовавшие за ними регламентирующие документы. <...> Эта децентрализация проводилась в рамках крупной реформы, начавшейся с принятия закона от 2 марта 1982 года, который утвердил статус новой территориально-административной <...>
Десять_лет_спустя._Французская_школа_после_децентрализации.pdf
Ж. Адриан ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ПОСЛЕ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ1 Официальные лозунги нашей системы образования весьма впечатляют: “национальный приоритет…”, “обеспечить всем одногодкам, как минимум, свидетельство о профподготовке или аттестат профобучения, а 80-ти процентам учащихся – диплом бакалавра…”, “главная статья госбюджета…”. В то же время французская система образования подвергается суровой критике: ее обвиняют в крупных промахах, в инерции и неповоротливости, в отсутствии положительных результатов.1 Конечно, было бы преувеличением говорить о полной несостоятельности нашей школьной системы. И все же ее недостатки очевидны: слишком высокий процент второгодничества; слабое понимание текста у школьников, поступающих в коллеж; неразвитая методика профобучения: молодые люди, выходящие из школы без диплома и без профессии… Все говорит о том, как трудно средней школе перейти от элитарного просветительства к массовому просвещению. Именно с этой целью во Франции в течение уже тридцати лет проводятся реформы школьного образования – реформы, вызывающие неприятие, сопротивление, пессимизм. Даже сегодня некоторые склонны думать, что любая школьная реформа заранее обречена на провал и что единственный способ постепенного лечения системы, пораженной гигантизмом, – это децентрализация. В таком контексте по-новому воспринимается роль школы: из объекта реформ она превратилась в их субъект. От школы ждут, что она сама сформулирует свои проблемы и найдет им нестандартные решения. Для тех, кто обескуражен бесконечными трудностями в усовершенствовании нашей системы образования, школа (как базовая ячейка этой системы) осталась единственной надеждой. И все же не следует слишком уповать на административное решение школьных проблем. А тем, кто видит причину неудач в чрезмерной централизации, хотелось бы напомнить, что и децентрализованные системы испытывают такие же трудности. 1 Перевел с французского Борис Карпов 82 Основные принципы децентрализации Юридической основой децентрализации системы образования стали çàêîíû, принятые в 1983, 1985 и 1986 годах и последовавшие за ними регламентирующие документы. Эта децентрализация проводилась в рамках крупной реформы, начавшейся с принятия закона от 2 марта 1982 года, который утвердил статус новой территориально-административной единицы – региона – и передачу части полномочий местным органам власти (регионам, департаментам и коммунам). В сфере народного образования эта передача полномочии основывалась на следующих принципах: · разные типы учебных заведений переходили в подчинение тех или иных органов территориального управления: начальные школы – в подчинение коммун, коллежи – департаментов, а лицеи – регионов; · каждая территориально-административная единица получила в отношении подчиненных ей учебных заведений одинаковый пакет полномочий: решение вопросов о строительстве учебных заведений, их реконструкции, капитальном ремонте, оборудовании и текущей деятельности. Это является новшеством для регионов и департаментов, которые отныне финансируют материальное функционирование коллежей и лицеев. Коммуны, которые и раньше обеспечивали функционирование начальных школ, получили право открытия новых учебных заведений; · передача полномочий имела свои пределы: так, государство по-прежнему брало на себя некоторые педагогические расходы, в его компетенции оставались вопросы управления кадрами и регламентирование учебного процесса; · основной принцип заключался в том, что государство сохраняло за собой ответственность за весь общественный сектор образования. Ведь вручив выборным представителям местной власти расширенные полномочия, государство не могло отменить собственную ответственность, ибо во французской Конституции ясно сказано, что “организация бесплатного светского обучения всех уровней является обязанностью государства”. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹2/2005 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Стр.1