УПРАВЛЕНИЕ
СОБСТВЕННОСТЬЮ
Конгресс местных и региональных властей Европы
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ИМУЩЕСТВЕ
В СВЕТЕ ПРИНЦИПОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИЯ1
Конгресс, принимая во внимание предложение
Палаты местных властей, <...> Статью 2.1 b Уставной резолюции (2000)
1 Конгресса, в которой констатируется, что одной
из целей КМРВЕ является представление Комитету
Министров предложений по содействию местной
демократии; <...> Статью 2.3 Уставной резолюции (2000)
1 Конгресса, в соответствии с которой КМРВЕ
обеспечивает выполнение принципов Европейской
хартии местного самоуправления (далее Хартия); <...> Муниципальное имущество в свете принципов Европейской хартии местного самоуправления
является первым докладом в категории политических и междисциплинарных докладов, конкретно
направленных на обеспечение применения Хартии
в государствах-членах Совета Европы; <...> b. правовая связь муниципального имущества с
Хартией и возможность осуществлять право владеть муниципальным имуществом в основном проистекают из прочтения и толкования пунктов 1 и 2
статьи 3 (Понятие местного самоуправления), интерпретируемых в свете преамбулы, а также пунктов 1 и 3 статьи 9 (Источники финансирования органов местного самоуправления), пунктов 2, 4 и 6
статьи 4 (Сфера компетенции местного самоуправления), пунктов 2 и 3 статьи 8 (Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления), пункта 1 статьи 10 (Право
местных органов самоуправления на объединение)
и статьи 11 (Правовая защита местного самоуправления); <...> Хартия (в соответствии с моделью, за которую
выступает Европейский суд по правам человека в
отношении Европейской конвенции по правам человека) должна рассматриваться как живой доку1 Страсбург, 10 апреля 2003 г. CPL (10) 3 Рекомендация/Rec, Десятая сессия (Страсбург, 2022 мая
2003 г.).
мент, который следует толковать в свете сегодняшних жизненных условий, что входит в обязанности,
выполняемые Конгрессом; <...> d. систематическое <...>
О_муниципальном_имуществе_в_свете_принципов_Европейской_хартии_местного_самоуправления.pdf
Конгресс местных и региональных властей Европы
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ИМУЩЕСТВЕ
В СВЕТЕ ПРИНЦИПОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИЯ1
Конгресс, принимая во внимание предложение
Палаты местных властей,
1. Ó÷èòûâàÿ:
a. Статью 2.1 b Уставной резолюции (2000)
1 Конгресса, в которой констатируется, что одной
из целей КМРВЕ является представление Комитету
Министров предложений по содействию местной
демократии;
b. Статью 2.3 Уставной резолюции (2000)
1 Конгресса, в соответствии с которой КМРВЕ
обеспечивает выполнение принципов Европейской
хартии местного самоуправления (далее – Хартия);
c. доклад о муниципальном имуществе (CPL(10)3
Часть II);
2. Принимая во внимание, что
a. “Муниципальное имущество в свете принципов
Европейской хартии местного самоуправления”
является первым докладом в категории политических
и междисциплинарных докладов, конкретно
направленных на обеспечение применения Хартии
в государствах-членах Совета Европы;
b. правовая связь муниципального имущества с
Хартией и возможность осуществлять право владеть
муниципальным имуществом в основном проистекают
из прочтения и толкования пунктов 1 и 2
статьи 3 (“Понятие местного самоуправления”), интерпретируемых
в свете преамбулы, а также пунктов
1 и 3 статьи 9 (“Источники финансирования органов
местного ñàìîóïðàâëåíèÿ”), пунктов 2, 4 и 6
статьи 4 (“Сфера компетенции местного самоуправления”),
пунктов 2 и 3 статьи 8 (“Административный
контроль за деятельностью органов местного
самоуправления”), пункта 1 статьи 10 (“Право
местных органов самоуправления на объединение”)
и статьи 11 (“Правовая защита местного самоуправления”);
c.
Хартия (в соответствии с моделью, за которую
выступает Европейский суд по правам человека в
отношении Европейской конвенции по правам человека)
должна рассматриваться как живой доку1
Страсбург, 10 апреля 2003 ã. CPL (10) 3 Ðåêîìåíäàöèÿ/Rec,
Десятая сессия (Ñòðàñáóðã, 20–22 мая
2003 ã.).
мент, который следует толковать в свете сегодняшних
жизненных условий, что входит в обязанности,
выполняемые Конгрессом;
d. систематическое толкование статей 3 и 9 Хартии,
преамбулы и пояснительного доклада приводит
к выводу, что местное самоуправление в том
смысле, который ему придает этот международный
договор, должно предполагать для местных властей
возможность владеть не только финансовыми, но и
материальными активами, и следовательно муниципальное
имущество рассматривается как один из
основных и существенных элементов местного самоуправления;
e.
конституции государств-членов и/или национальное
законодательство должны предоставлять
органам местного самоуправления достаточные
гарантии в отношении муниципального имущества
для осуществления их функций;
3. Выражая благодарность Группе независимых
экспертов по Хартии при Институциональном комитете
за их ценную помощь в подготовке доклада по
муниципальному имуществу;
4. Приветствуя тот факт, что за единственным
исключением во всех (31) государствах, законодательство
которых было изучено Конгрессом1, органы
местного самоуправления, как представляется,
официально имеют юридическую возможность владеть
муниципальным имуществом;
5. Приветствуя общее за редкими исключениями
движение в странах Центральной и Восточной Европы
после 1990 года в сторону создания муниципального
имущества и предоставления органам местного
самоуправления права владеть имуществом;
6. Признавая, что
a. в целом, существуют две системы муниципальной
собственности: государства, в которых
предусматривается лишь одна форма муниципального
имущества, и государства, в которых муниципальное
имущество разделяется на имущество в
государственной собственности (государственное
имущество) и имущество в частной собственности
(частное имущество);
b. в целом, формы муниципального имущества
те же, что и формы государственного имущества,
т. е. правовая квалификация органов государственКонгресс
местных и региональных властей Европы. О муниципальном имуществе …
53
УПРАВЛЕНИЕ
СОБСТВЕННОСТЬЮ
Стр.1