Арбитражный суд Красноярского края
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ*
нию экономических споров, возникающих
из гражданских и иных
правоотношений, и отдела анализа
и обобщения судебной
практики, законодательства и
статистики на первое полугодие
2009 года подготовлен анализ
судебной практики применения
положений законодательства о
разграничении публичной собственности
на землю. *
Предметом анализа послужили
В
судебные акты Арбитражного
суда Красноярского края, а также
постановления арбитражных судов
вышестоящих инстанций.
Цель проводимого анализа –
выявление проблемных вопросов
применения законодательства о
разграничении публичной собственности
на землю, выработка
единых подходов к их разрешению.
I.
Законодательство
о разграничении публичной
собственности на землю
Государственной собственностью
является имущество, находящееся
в собственности Российской
Федерации и ее субъектов
(не переданное в собственность
граждан и юридических
лиц и муниципальных образований).
Начало
разграничению государственной
собственности положил
Указ Президента РФ от 16
декабря 1993 г. ¹2144 «О федеральных
природных ресурсах».
В соответствии с данным Указом
проведено разграничение
государственной собственности
на природные ресурсы, опреде*
Полное наименование данного
обзора судебной практики: “Анализ
проблем разграничения публичной
собственности на землю с учетом
правил, установленных Федеральным
законом от 25.10.2001 ¹137-Ф3 «О
введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации»”.
30.06.2009. (http://arbsud.intecmedia.ru/
90/58/925.html)
50
соответствии с планами работы
коллегии по рассмотрелив
в составе земель, вод, лесов,
недр, ресурсов животного и растительного
мира федеральные
природные ресурсы, исходя из
принципа их общегосударственного
значения.
В соответствии с названным
Указом к федеральным природным
ресурсам могут относиться:
– земельные участки и другие
природные объекты, предоставляемые
для обеспечения нужд
обороны и безопасности страны,
охраны государственных границ,
а также осуществления других
функций, отнесенных к ведению
федеральных органов государственной
власти;
– земельные участки, занятые
федеральными энергетическими,
транспортными и космическими
системами, объектами ядерной
энергетики, связи, метеорологической
службы, историко-культурного
и природного наследия,
а также другими объектами, находящимися
в федеральной собственности;
–
земельные участки, водные
и иные природные объекты федеральных
государственных природных
заповедников, национальных
природных парков, государственных
природных заказников,
курортных
и лечебнооздоровительных
зон, других
особо охраняемых территорий
федерального значения.
Проблема разграничения государственной
собственности на
землю стала центральной в принятом
в 2001 году Земельном
кодексе Российской Федерации,
а также Федеральном законе от
17.07.2001 ¹101-Ф3 «О разграничении
государственной собственности
на землю» (документ
утратил силу с 1 июля 2006 года
в связи с принятием Федерального
закона от 17.04.2006 ¹53ФЗ
«О внесении изменений в
Земельный кодекс Российской
Федерации, Федеральный закон
«О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации»,
Федеральный закон «О
государственной
регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» и признании утратившими
силу отдельных положений
законодательных актов
Российской Федерации»).
Ранее в соответствии с Законом
¹101-Ф3 «О разграничении
государственной собственности
на землю» осуществлялся сбор
сведений о земельных участках,
в отношении которых при разграничении
собственности
на землю возникает
право собственности Российской
Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований.
В целях формирования перечней
земельных участков, на которые
соответственно у Российской
Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципальных
образований возникает
право собственности, указанные
сведения и документы направлялись
в Минимущество России.
Подготовленные и согласованные
с органами государственной
власти субъекта Российской Федерации,
органами местного самоуправления
перечни земельных
участков утверждались Правительством
Российской Федерации.
Возникшие споры между
Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации и
муниципальными образованиями
по перечням земельных участков
подлежали рассмотрению создаваемыми
управлениями
Территориальными
Минимущества
России
согласительными комиссиями.
По результатам работы
согласительная комиссия принимала
решение о включении земельного
участка в согласованный
сторонами перечень земельных
участков или о передаче
спора в суд.
Основанием государственной
регистрации права собственности
на земельные участки Российской
Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования при разграничении
собственности
на землю являМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2010 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
государственной
государственной
Стр.1