Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

К вопросу о признании муниципальных нормативно-правовых актов утратившими силу либо недействующими (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСоловьев С., Башков А.
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц3
ID173141
АннотацияНа практике часто возникает правовая неопределенность, когда вышестоящей судебной инстанцией постановление нижестоящего суда отменено, а в признании нормативно-правового акта недействующим отказано…
Соловьев С., Башков А.. К вопросу о признании муниципальных нормативно-правовых актов утратившими силу либо недействующими : статья / Соловьев С., Башков А. — Муниципальное право №11 .— : Институт муниципального управления, 2009 .— 3 с. — С.69-71 .— URL: https://rucont.ru/efd/173141 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Башков1 К ВОПРОСУ О ПРИЗНАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ЛИБО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ В настоящий кризисный период развития Российского государства, когда огромное значение приобретает эффективность деятельности публичных органов и должностных лиц, в системе права как никогда возрастает роль института юридической ответственности. <...> Применительно к системе местного самоуправления отмеченный процесс проявляется в возрастании в муниципальном праве роли института юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. <...> 1 Однако данный правовой институт как являлся, так и является в настоящее время одним из самых проблемных муниципально-правовых институтов, как с точки зрения его юридического содержания, так и с точки зрения правовой формы2. <...> Безусловно, подходы к анализируемому феномену, сформулированные в их исследованиях, представляют большой интерес, Вместе с тем, ряд вопросов, в первую очередь касающихся практических аспектов юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, остались в настоя1 Соловьев Сергей Геннадьевич, заведующий кафедрой Конституционного, административного и муниципального права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук; Башков Антон Викторович, советник судьи Уставного суда Свердловской области, кандидат юридических наук. <...> Содержание и виды муниципально-правовой ответственности // Журнал Российского права. <...> Напомним, что в соответствии с действующим законодательством РФ, в зависимости от охраняемого соответствующей правовой нормой интереса и учета того обстоятельства, что субъектом, уполномоченным применять соответствующие санкции к органам и должностным лицам местного самоуправления, является только государство в лице его органов3, можно выделить следующие виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления <...>
К_вопросу_о_признании_муниципальных_нормативно-правовых_актов_утратившими_силу_либо_недействующими.pdf
С. Соловьев, А. Башков1 К ВОПРОСУ О ПРИЗНАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ЛИБО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ В настоящий кризисный период развития Российского государства, когда огромное значение приобретает эффективность деятельности публичных органов и должностных лиц, в системе права как никогда возрастает роль института юридической ответственности. Применительно к системе местного самоуправления отмеченный процесс проявляется в возрастании в муниципальном праве роли института юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. 1 Однако данный правовой институт как являлся, так и является в настоящее время одним из самых проблемных муниципально-правовых институтов, как с точки зрения его юридического содержания, так и с точки зрения правовой формы2 . Подтверждением этого является повышенный интерес к нему в трудах многих ученых, таких как И.А. Алексеев, А.С. Борисов, В.В. Волкова, Е.С. Шугрина, Н.Н. Черногор, Г.Н. Чеботарев, В.И. Фадеев, В.В. Таболин, Л.А. Ревенко, Д.Б. Сергеев, В.С. Кашо, А.И. Коваленко, М.А. Краснов и других. Безусловно, подходы к анализируемому феномену, сформулированные в их исследованиях, представляют большой интерес, Вместе с тем, ряд вопросов, в первую очередь касающихся практических аспектов юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, остались в настоя1 Соловьев Сергей Геннадьевич, заведующий кафедрой Конституционного, административного и муниципального права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук; Башков Антон Викторович, советник судьи Уставного суда Свердловской области, кандидат юридических наук. 2 Алексеев И.А. Содержание и виды муниципально-правовой ответственности // Журнал Российского права. 2006. ¹9. С.57. щее время без должного внимания. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством РФ, в зависимости от охраняемого соответствующей правовой нормой интереса и учета того обстоятельства, что субъектом, уполномоченным применять соответствующие санкции к органам и должностным лицам местного самоуправления, является только государство в лице его органов3 , можно выделить следующие виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: 1) Ответственность за нарушение государственных интересов. 2) Ответственность за нарушение местных публичных интересов. 3) Ответственность за нарушении частных интересов. За нарушение указанных интересов, как отмечают в своих работах Ревенко Л.А, Волкова В.В.4 в современной системе местного самоуправления разнообразные виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного само3 Черногор Н.Н. Классификация ответственности (ее виды) органов и должностных лиц местного самоуправления в во. 2007. ¹11. С.44. 4 муниципальноправовой науке // Государство и праРевенко Л.А. Полномочия федеральных органов и органов субъектов Федерации по законодательному регулированию организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М. 1998. С.76.; Волкова В.В. О юридической ответственности муниципальных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. ¹1. С.21; Шугрина Е.С. Особенности конституционноправовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. ¹5. С.34. , используются управления, урегулированные нормами различных отраслей права: конституционно-правовая, муниципально-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, финансово-правовая… Однако большинство указанных видов юридической ответственности объединяет одно – они реализуются посредством правоприменительной деятельности судебных органов. При этом, как отмечает А. Сергеев, государственный судебный контроль за соответствием законодательству правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления остается недостаточно эффективным, так как только по официальным данным, ежегодно на местном уровне издаются десятки тысяч актов, противоречащих законодательству, нарушающих права и законные интересы граждан, принятие которых оправдывается соображениями целесообразности, желанием защитить социальные интересы местных жителей, уточнить негибкую норму закона5 . В связи с этим следует признать, что в настоящее время судебное признание муниципальных нормативно-правовых актов утратившими силу, недействующими является одной из наиболее действенных форм государственного принуждения, проявляющейся в ограничении правового статуса муниципального органа или должностного лица, издавшего соответствующий акт. Реализация отмеченного государственного принуждения осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом6 5 . В связи с этим, в наСергеев А. Приостановление действия актов органов местного самоуправления // Законность. 2008. В частности, процедура реализации принуждения закреплена в Ар¹9. С.55 6 С. Соловьев, А. Башков. К вопросу о признании муниципальных нормативно-правовых актов … 69
Стр.1