М. Чакалова1
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА
НАУКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
власти является ее многонациональный
народ. Народ осуществляет
свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы
местного самоуправления, гласит
статья 3 Конституции Российской
Федерации. 1
Следовательно, при единстВ
венном
источнике власти существует
четыре формы осуществления
его власти:
1) непосредственно народ;
2) органы местного самоуправления
(местный уровень);
3) органы государственной
власти субъекта Российской Федерации
(региональный уровень);
4) органы государственной
власти Российской Федерации
(федеральный уровень);
и два вида власти: местное самоуправление
и государственная
власть, так как согласно пункту 2
статьи 1 Федерального закона
Российской Федерации ¹131ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»
местное самоуправление осуществляется,
а значит и включает
непосредственно население и
органы местного самоуправления.
По
нашему мнению, необходимо
исключить «непосредственно
народ» из понятия «местное
самоуправление», так как народ
осуществляет свою власть через
все вышеуказанные органы власти
на всех трех территориальных
уровнях: местном, региональном
и федеральном.
Как осуществляет народ свою
власть?
1) Право на участие в выборах
и референдумах, проводимых на
территории Российской Федерации
в соответствии с Конституцией
Российской Федерации,
1 Чакалова Марина Спиридоновна,
управляющая делами Администрации
муниципального образования Тельмановский
сельсовет Предгорного
района Ставропольского края.
38
Российской
Федерации
единственным источником
федеральными законами, на территории
субъекта Российской
Федерации – конституциями (уставами),
законами субъектов
Российской Федерации, на территории
муниципального образования
– уставами муниципальных
образований, в соответствии с
Федеральным законом Российской
Федерации от 12 июня 2002
года ¹67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации».
2)
Право и возможность обращения
в органы любого уровня
власти по вопросам, находящимся
в их ведении: доступность к
должностным лицам того или
иного уровня публичной власти.
3) Законодательная инициатива.
Правотворческая инициатива
граждан подлежит обязательному
рассмотрению органом или
должностным лицом местного
самоуправления, согласно статье
26 Федерального закона Российской
Федерации ¹131-ФЗ. В
соответствии со статьей 104
Конституции Российской Федерации,
граждане и органы местного
самоуправления не обладают
правом законодательной инициативы,
следовательно,
не
имеют
доступа к одному из основных
рычагов власти: принятию
обязательных к исполнению
документов – законов, на основании
и в рамках которых осуществляют
свои права и обязанности
все субъекты.
Для реализации пункта 2 статьи
3 Конституции Российской
Федерации в отношении «непосредственно
народа» и «органов
местного самоуправления» считаем
необходимым предоставление
права законодательной инициативы
непосредственно гражданам
и органам местного самоуправления.
4)
Контроль и надзор народом
за осуществлением его власти
органами местного самоуправления
и органами государственной
власти.
5) Органы любого уровня власти
осуществляют свою деятельность
в интересах народа – отдельного
гражданина,
группы
лиц, населения, проживающего
на территории муниципального
образования, региона, всего государства.
Таким
образом, народ осуществляет
свою власть через органы
местного самоуправления и
органы государственной власти.
Права народа включают права
граждан. Во многих законах рассматриваются
права и обязанности
граждан, но не органов местного
самоуправления или наоборот.
Следовательно, непосредственно
народ не стоит включать в
понятие местного самоуправления,
так как народ имеет собственные
права и обязанности,
которые намного шире местного
уровня, то есть местного самоуправления.
Права
граждан Российской
Федерации на осуществление
местного самоуправления рассмотрены
в статье 3 Федерального
закона Российской Федерации
¹131-ФЗ. Анализ данной
статьи показывает, что права,
указанные в ней, можно отнести
не только к правам граждан на
осуществление местного самоуправления,
но и к правам на
осуществление народом своей
власти через органы государственной
власти.
В связи с изложенным можно
сделать вывод, что следует внести
изменение в определение понятия
«местное самоуправление», т.е. в
пункт 2 статьи 1 Федерального
закона РФ ¹131-ФЗ – «местное
самоуправление в Российской
Федерации – одна из форм осуществления
народом своей власти,
реализуемая в границах муниципального
образования...»
Тогда
можно продолжить логическую
цепь: народ осуществляет
свою власть в границах региона
через органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации, а в границах или на
всей территории государства –
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹2/2009 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1