*
К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В
Соответствии со ст. <...> 12 Конституции РФ 1993 года система органов местного самоуправления была выведена из
системы органов государственной власти, что обусловило изменение прежних механизмов
ответственности местных органов и должностных лиц. <...> Однако в
связи с тем, что функционирование органов и должностных лиц
местного самоуправления, обладающих правом представлять
интересы населения и принимать
от его имени публично-властные
решения, в принципе, невозможно без наличия механизмов их
ответственности за реализацию
своих полномочий, то перед законодателем встала задача создания иных по своему правовому
содержанию механизмов ответственности. <...> Как отмечается в научной литературе, посвященной проблематике муниципального права,
ответственность органов и долж-
ностных лиц местного самоуправления за реализацию своих
полномочий является одним из
важнейших условий эффективного функционирования муниципально-правового
регулирования1. <...> Кроме того, следует учитывать
и тот факт, что ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию своих полномочий вытекает из положений Европейской
Хартии местного самоуправления
от 15 октября 1985 г., закрепившей в ст. <...> Исходя из вышеизложенного,
закономерно, что в соответствии с
действующим законодательством
муниципальные органы и должностные лица несут юридическую
ответственность за реализацию
своих полномочий, которая, как
отмечает М.А. Краснов, представляет собой связь между двумя
субъектами, при которой одна
сторона (условно субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в
силу обладания определенным
статусом строить свое поведение
в соответствии с ожидаемой моделью, другая же сторона (условно инстанция ответственности)
контролирует, а также оценивает
данное поведение и (или) его результаты; в случае отрицательной
оценки и наличия вины она <...>
К_вопросу_о_составе_муниципального_правонарушения.pdf
С. Соловьев*
К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В
Соответствии со ст.12 Конституции
РФ 1993 года система
органов местного самоуправления
была выведена из
системы органов государственной
власти, что обусловило изменение
прежних механизмов
ответственности местных органов
и должностных лиц. Однако в
связи с тем, что функционирование
органов и должностных лиц
местного самоуправления, обладающих
правом представлять
интересы населения и принимать
от его имени публично-властные
решения, в принципе, невозможно
без наличия механизмов их
ответственности за реализацию
своих полномочий, то перед законодателем
встала задача создания
иных по своему правовому
содержанию механизмов ответственности.
Как
отмечается в научной литературе,
посвященной проблематике
муниципального права,
ответственность органов и должностных
лиц местного самоуправления
за реализацию своих
полномочий является одним из
важнейших условий эффективного
функционирования муниципально-правового
ния1
регулирова.
Кроме
того, следует учитывать
и тот факт, что ответственность
органов и должностных лиц местного
самоуправления за реализацию
своих полномочий вытекает
из положений Европейской
Хартии местного самоуправления
от 15 октября 1985 ã., закрепившей
в ст.3 норму о непосредственной
ответственности субъектов
муниципальной власти за
решение в интересах местного
населения переданных в их ведение
публичных дел2
.
Исходя из вышеизложенного,
закономерно, что в соответствии с
действующим законодательством
муниципальные органы и должностные
лица несут юридическую
ответственность за реализацию
Ответственность органов
и должностных лиц местного
самоуправления
перед населением
Однако,*
гически, то1
если рассуждать лоследует
присоеди*
Соловьев Сергей Геннадьевич,
заведующий кафедрой Конституционного,
административного и муниципального
права Южно-Уральского
государственного университета, доктор
юридических наук, доцент.
1
Мещеряков À.Í., Семенов À.Â.,
Верховникова Е.С. О проекте закона
Челябинской области «О порядке
отзыва депутатов представительного
органа местного самоуправления,
главы муниципального образования и
иных выборных должностных лиц
местного самоуправления» // Юридическая
теория и ïðàêòèêà. 2007. ¹2.
Ñ.15; Алексеев È.À. Содержание и
виды муниципально-правовой ответственности
// Журнал Российского
Собрание законодательства Росправа.
2006. ¹9. Ñ.57.
2
сийской Федерации. 1995. ¹35.
Краснов М.А. Ответственность
Ñò.3506.
3
âëàñòè. Ì. 1997. Ñ.28-29.
перед государством
ниться к мнению Н.Н Черногора,
отмечающего, что субъектом,
уполномоченным2
перед физическими
и юридическими лицами
лице его органов4
применять соответствующие
санкции к органам
и должностным лицам местного
самоуправления, является
не население (и тем более не
юридические и физические лица),
а êàê3
правило государство в
. В связи с
этим следует признать, что правильнее
ответственность органов
и должностных лиц местного самоуправления
подразделять не в
зависимости от субъекта ответственности,
а в зависимости от
охраняемого интереса на следующие
виды:
1) Ответственность за нарушение
государственных интересов.
4
в
своих полномочий, которая, как
отмечает М.А. Краснов, представляет
собой связь между двумя
субъектами, при которой одна
сторона (условно – субъект ответственности),
обладающая свободой
воли и выбора, обязывается в
силу обладания определенным
статусом строить свое поведение
в соответствии с ожидаемой моделью,
другая же сторона (условно
– инстанция ответственности)
контролирует, а также оценивает
данное поведение и (или) его результаты;
в случае отрицательной
оценки и наличия вины она вправе
определенным образом реагировать»3
.
В
соответствии с действующим
законодательством РФ, исходя
из субъектов, перед которыми
ответственны муниципальные
органы и должностные лица,
в рамках муниципального права
традиционно выделяются следующие
виды их юридической
ответственности.
Черногор Н.Н. Классификация
ответственности (ее виды) органов и
должностных лиц местного самоуправления
муниципальноправовой
науке // Государство и право.
2007. ¹11. Ñ.44.
С. Соловьев. К вопросу о составе муниципального правонарушения
23
Стр.1