А. Максимов1
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
2003-2008 ГОДОВ
В
опросы правовых основ определения
территорий и границ
муниципальных образований
стали одной из наиболее
широко обсуждаемых тем в рамках
проводимой сегодня российской
реформы местного самоуправления
(как на этапе их разработки,
так и на этапе внедрения).
Несмотря на то, что преобразование
территориальной организации
было первым этапом
реформы, основные изменения
произошли здесь еще в 20042005
гг., дискуссии по этой теме
не ослабевают. Причиной тому –
практические результаты регулирования
этих вопросов Федеральным
законом от 06.10.2003 ã.
¹131-ÔÇ «Îá общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
Ó÷èòûâàÿ, что с 2004 года
накоплена уже серьезная правореализационная
и правоприменительная
практика в этой
части, попробуем разобраться,
используя результаты исследования
Института современного
развития (ИНСОР), в соответствующих
проблемах и предложить
конкретные варианты их решения.
1
Критерии муниципальнотерриториального
деления
1. Можно констатировать, что
в Федеральном законе ¹131-ФЗ
(ч.1 ст.11) в итоге оказались закреплены
достаточно простые и,
как оказалось на практике, довольно
гибкие (или размытые2
)
критерии муниципально-территориального
деления:
· для сельских поселений –
пешеходная доступность до ад1
развития.
2
Андрей
Максимов, руководитель
проекта анализа местного самоуправления
Института современного
Использование здесь того или
иного термина зависит от отношения
и оценки исследователя.
министративного центра и обратно
в течение рабочего дня
жителей всех населенных пунктов,
входящих в его состав; численность
населения носит здесь
факультативный характер – поселение,
как правило, состоит из
одного сельского населенного
пункта или поселка с численностью
жителей более 1000 человек
(для территорий с высокой
плотностью населения – более
3000 ÷åëîâåê) и (èëè) нескольких
населенных пунктов поселка с
численностью жителей более
1000 человек (для территорий с
высокой плотностью населения –
более 3000 ÷åëîâåê);
· для муниципальных районов
– транспортная доступность
до административного центра и
обратно в течение рабочего дня
жителей всех населенных пунктов,
входящих в его состав (исключение
законом субъектов
Российской Федерации могут
устанавливаться для территорий
с низкой плотностью населения,
а также для отдаленных и труднодоступных
местностей); дополнительным
критерием обозначена
необходимость создания
условий для решения органами
местного самоуправления района
вопросов местного значения
межпоселенческого характера, а
также осуществления ими отдельных
государственных полномочий;
·
для городских поселений –
определение территории города
(поселка) – являющегося «центром»
(ядром) урбанизации, а
также территорий, предназначенных
для развития его социальной,
транспортной и иной инфраструктуры
в соответствии с
генеральным планом;
· для городских округов – определение
территории города
(поселка), обладающего сложившейся
социальной, транспортной
и иной инфраструктурой, необходимой
для самостоятельного
решения органами местного самоуправления
округа всех вопросов
местного значения и осуществления
переданных им отдельных
государственных полномочий,
а также территории перспективного
развития городского
населенного пункта, обозначенными
в генеральном плане;
· для межселенных территорий
– низкая плотность населения
(в границах муниципального
района или субъекта федерации
– более чем в три раза ниже
средней плотности сельского
поселения в России), фиксируемая
Постановлением Правительства
Российской Федерации не
чаще одного раза в пять лет.
Таким образом, в основу
муниципально-территориального
деления были положены «географические»
(пешеходная,
транспортная
доступность, текущие
и перспективные границы
населенных пунктов), а не экономические
(наличие финансов и
имущества, достаточного для
оказания муниципальных услуг)
или организационные (работоспособность
системы управления,
прежде всего, дееспособность
органов местного самоуправления)
принципы. Можно
сказать, что экономическими и
организационными критериями
было отчасти «подкреплено»
формирование территорий городских
поселений и округов
(наличие инфраструктуры) и, в
какой-то мере, муниципальных
районов (наличие условий для
осуществления
полномочий),
однако данные критерии и здесь
имеют характер дополнительных.
Базовым же критерием и здесь
остаются границы географических
объектов и расстояния от
них.
«Демографические» критерии
(пороговые значения численности
жителей населенных пунктов
или муниципальных образований,
плотность населения, перспективы
изменения расселения) были
использованы только примениА.
Максимов. Правовые проблемы совершенствования территориальной структуры … 15
Стр.1