Лапин1
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ДВУХ ТИПОВ
П
роблемы1 формирования, утверждения и исполнения органами местного самоуправления
местных бюджетов являются в
настоящее время наиболее актуальными. <...> С полной уверенностью
можно сказать, что без их решения невозможно становление в
Российской Федерации местного
самоуправления. <...> В связи с тем,
что Федеральным законом от 6
октября 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»2 во всех
субъектах Российской Федерации
введена двухуровневая территориальная организация местного
самоуправления, важное значение
приобретают правовые гарантии
обеспечения
самостоятельного
формирования и исполнения местных бюджетов органами местного самоуправления поселений,
в том числе и вопросы межбюджетных отношений между муниципальным районом и входящими
в его состав городскими и сельскими поселениями. <...> Особую актуальность вопросы межбюджетных отношений муниципального
района и поселений, входящих в
его состав, приобретают в связи с
продлением в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131ФЗ переходного периода до 1
января 2009 года, что в первую
очередь обусловлено именно недостатками нормативного правового регулирования на федеральном уровне межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями двух типов. <...> В переходный период субъекты
Российской Федерации наделены
правами устанавливать наличие
бюджета или сметы для вновь
образованных муниципальных образований городских и сельских
поселений. <...> 1
Лапин Роман Петрович, слушатель РАГС при Президенте Российской Федерации. <...> Исходные основы формирования местных бюджетов, а также
основы реформирования межбюджетных отношений субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований, были
установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года
№131-ФЗ. <...> В связи с обязательностью формирования <...>
Правовые_основы_формирования_бюджетов_муниципальных_образований_двух_типов.pdf
Ð. Ëàïèí1
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ДВУХ ТИПОВ
П
роблемы1
формирования, утверждения
и исполнения органами
местного самоуправления
местных бюджетов являются в
настоящее время наиболее актуальными.
С полной уверенностью
можно сказать, что без их решения
невозможно становление в
Российской Федерации местного
самоуправления. В связи с тем,
что Федеральным законом от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации»2
во всех
субъектах Российской Федерации
введена двухуровневая территориальная
организация местного
самоуправления, важное значение
приобретают правовые гарантии
обеспечения
самостоятельного
формирования и исполнения местных
бюджетов органами местного
самоуправления поселений,
в том числе и вопросы межбюджетных
отношений между муниципальным
районом и входящими
в его состав городскими и сельскими
поселениями. Особую актуальность
вопросы межбюджетных
отношений муниципального
района и поселений, входящих в
его состав, приобретают в связи с
продлением в Федеральном законе
от 6 октября 2003 года ¹131ÔÇ
переходного периода до 1
января 2009 ãîäà, что в первую
очередь обусловлено именно недостатками
нормативного правового
регулирования на федеральном
уровне межбюджетных отношений
между субъектами Российской
Федерации и муниципальными
образованиями двух типов.
В переходный период субъекты
Российской Федерации наделены
правами устанавливать наличие
бюджета или сметы для вновь
образованных муниципальных образований
– городских и сельских
поселений.
1 Лапин Роман Петрович, слушатель
РАГС при Президенте Российской
Федерации.
2
Далее – Федеральный закон от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ.
Исходные основы формирования
местных бюджетов, а также
основы реформирования межбюджетных
отношений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, были
установлены Федеральным законом
от 6 октября 2003 года
¹131-ФЗ. В связи с обязательностью
формирования на территории
субъектов Российской Федерации
двухуровневой системы
местного самоуправления предусмотрена
и обязательность формирования
местных бюджетов
городских и сельских поселений,
муниципальных районов, городских
îêðóãîâ. В статьях 55, 57-62
Закона содержатся требования к
законодательному регулированию
формирования собственных
доходов местных бюджетов. За
муниципальными
бюджетами
предполагалось закрепить весомую
часть собственных доходов
на постоянной долговременной
основе. Доходы муниципалитетов
разных типов должны формироваться
на основе единых принципов.
В их числе – принцип финансирования
исполнения расходных
обязательств по решению
вопросов местного значения из
собственных доходов местных
бюджетов, а отдельных переданных
государственных полномочий
– за счет субвенций из бюджета
того уровня власти, который
передает полномочия.
В статьях 52, 58, 60-63, 65, 7277
Федерального закона от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ содержатся
требования к законодательному
регулированию взаимоотношений
органов государственной
власти и органов местного
самоуправления в бюджетной
сфере. Законом были установлены
полномочия органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации в части выравнивания
бюджетной обеспеченности
однотипных муниципальных
образований, в том числе,
основные процедуры и источники
выравнивания бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований, а также порядок
наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными
полномочиями и
временного осуществления отдельных,
в том числе и бюджетных,
полномочий органов местного
самоуправления. К полномочиям
субъектов Российской
Федерации отнесены полномочия
в части оказания и целевой
финансовой помощи муниципальным
образованиям, в том
числе, полномочия по определению
целей и источников этой
финансовой помощи. Практически
в каждой статье Главы 8
«Экономическая основа местного
самоуправления» Федерального
закона содержатся отсылочные
нормы, устанавливающие требования,
которые должны получить
свое развитие в бюджетном и
налоговом
законодательстве.
Проведем анализ некоторых из
них.
1. Важнейшим принципом
(статьи 57-59) является требование
установления налоговых отчислений
от местных, региональных
и федеральных налогов и
сборов в местные бюджеты на
постоянной основе. Поправки,
которые предполагалось внести в
Налоговый и Бюджетный кодексы,
должны были содержать конкретные
значения налоговых отчислений
в местные бюджеты и
детально урегулировать полномочия
органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации в отношении органов
местного самоуправления городских
и сельских поселений, муниципальных
районов и городских
округов.
Однако изменениями в Налоговый
кодекс в 2004 ãîäó3
в каче3
Федеральный закон от 29 июля
2004 года ¹95-ÔÇ «Î внесении изменений
в части первую и вторую
налогового кодекса Российской Федерации
и признании утратившими
силу некоторых законодательных
актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации о налогах
и сборах».
Р. Лапин. Правовые основы формирования бюджетов муниципальных образований двух типов 7
Стр.1