Нарутто*
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н
еотъемлемым условием нормального функционирования
муниципальной экономики и
местных бюджетов является финансовый контроль. <...> Муниципальный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного
процесса и важнейшей функцией
управления, содействует успешной реализации государственной
финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств местного бюджета. <...> Эффективное управление муниципальными ресурсами предполагает независимый внешний
аудит, осуществляемый специализированными органами местного самоуправления, организационно не входящими в систему
органов государственной власти. <...> В 2005
году на VIII внеочередной конференции Ассоциации контрольносчетных органов Российской Федерации было отмечено неудовлетворительное состояние государственного и муниципального
финансового контроля в России
и нерешенность вопросов законодательного обеспечения внешнего финансового контроля на
региональном и муниципальном
уровнях. <...> 64
ступая на конференции с докладом «Пути совершенствования
государственного и муниципального финансового контроля в
условиях реформирования местного самоуправления», констатировал практически полное отсутствие финансового контроля на
местном уровне. <...> «Бюджетный
кодекс Российской Федерации,
предусматривающий
внешний
аудит бюджетов всех уровней, отметил он, действует с 2000
года, а на сегодняшний день
внешним контролем охвачено
менее одного процента муниципальных образований. <...> А, кроме того, возникает проблема легитимности
местных бюджетов, которую почему-то упорно не хотят замечать
ни законодатели, ни прокуратура»1. <...> Распространение коррупции в
России приобрело беспрецедентные размеры, она проникла
во все ветви и на все уровни
власти. <...> Анализ распространения
коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве <...>
Проблемы_формирования_контрольного_органа_муниципального_образования.pdf
С. Нарутто*
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н
еотъемлемым условием нор*
мального
функционирования
муниципальной экономики и
местных бюджетов является финансовый
контроль. Муниципальный
финансовый контроль, являясь
одним из этапов бюджетного
процесса и важнейшей функцией
управления, содействует успешной
реализации государственной
финансовой политики, соблюдению
законности, целесообразности
и эффективности использования
средств местного бюджета.
Эффективное управление муниципальными
ресурсами предполагает
независимый внешний
аудит, осуществляемый специализированными
органами местного
самоуправления, организационно
не входящими в систему
органов государственной власти.
Вместе с тем финансовый контроль
подчиняется общим требованиям
и процедурам и независимо
от того, на каком уровне он
осуществляется – государственном
или муниципальном. Отсутствие
целостной системы государственного
и муниципального
финансового контроля снижает
эффективность контрольных мероприятий
и результативность
управления в целом.
Современный этап развития
России требует повышения роли
государства в управлении экономикой,
усиления борьбы с коррупцией
и ростом правонарушений
в бюджетной ñôåðå. В 2005
году на VIII внеочередной конференции
Ассоциации контрольносчетных
органов Российской Федерации
было отмечено неудовлетворительное
состояние государственного
и муниципального
финансового контроля в России
и нерешенность вопросов законодательного
обеспечения внешнего
финансового контроля на
региональном и муниципальном
уровнях. Председатель Счетной
палаты РФ С.В. Степашин, вы*
Доктор юридических наук, профессор
Московской государственной
юридической академии.
64
ступая на конференции с докладом
«Пути совершенствования
государственного и муниципального
финансового контроля в
условиях реформирования местного
самоуправления», констатировал
практически полное отсутствие
финансового контроля на
местном уровне. «Бюджетный
кодекс Российской Федерации,
предусматривающий
внешний
аудит бюджетов всех уровней, –
отметил îí, – действует с 2000
года, а на сегодняшний день
внешним контролем охвачено
менее одного процента муниципальных
образований. В результате
создаются условия для массовых
финансовых нарушений на
самом нижнем уровне бюджетной
системы. А, кроме того, возникает
проблема легитимности
местных бюджетов, которую почему-то
упорно не хотят замечать
ни законодатели, ни прокуратура»1
.
Распространение
коррупции в
России приобрело беспрецедентные
размеры, она проникла
во все ветви и на все уровни
власти. Анализ распространения
коррупционных потоков по разным
уровням власти свидетельствует
о лидерстве в этом отношении
муниципального уровня,
держащего три четверти рынка
коррупционных услуг2
. В Послании
Президента РФ Федеральному
Собранию борьба с коррупцией
обозначена как один из
стратегических планов строительства
эффективного государства,
обеспечивающего безопасность
и достойную жизнь людей3
В связи с этим проблемы уси.
ления
финансового контроля являются
по-прежнему актуальными.
Система государственного
финансового контроля, прибли1
www.ach-fci.ru/AKSOR/activity/08/01
2 Криминология: Учебник для вузов
/ Под ðåä. Â.Ä. Ìàëêîâà. Ì. 2006.
Ñ.326.
3
Послание Федеральному Собранию
Российской Федерации Президента
России Владимира Путина //
Российская ãàçåòà. 2007. 27 àïðåëÿ.
женного к реалиям рыночной
экономики и особенностям федеративного
устройства, к настоящему
времени в основном
сложилась. Однако финансовый
контроль на муниципальном
уровне оказался вне этой системы
– отсутствует достаточная
нормативная правовая база, контрольные
органы, квалифицированные
кадры, и самое главное,
достаточные финансовые ресурсы.
Согласно
ст.34 Федерального
закона ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» контрольный орган
муниципального
образования
входит в структуру органов местного
самоуправления. Порядок
его формирования, наименование,
полномочия, подотчетность
и подконтрольность определяются
уставом муниципального образования.
Контрольный орган
образуется в целях контроля за
исполнением местного бюджета,
соблюдением
установленного
порядка подготовки и рассмотрения
проекта местного бюджета,
отчета о его исполнении, а
также в целях контроля за соблюдением
установленного порядка
управления и распоряжения
имуществом, находящимся в
муниципальной собственности.
Частью 2 ст.38 определено, что
контрольный орган муниципального
образования формируется
на муниципальных выборах или
представительным органом муниципального
образования в соответствии
с уставом муниципального
образования.
Например, в Уставе города
Кирова определен статус Контрольно-счетной
палаты города –
контрольного органа муниципального
образования, образуемого
городской Думой и ей подотчетного
(ñò.35)4
Официальный сервер Администрации
города Кирова.
www.admkirov.ru/ustav2006/gl7.shtml
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2008 НОРМОТВОРЧЕСТВО
. А в Уставе
города Сочи вообще не сказано о
4
Стр.1