ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Давид Туманян
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как и все постсоветские государства, Армения после провозглашения независимости (сентябрь 21, 1991 г.) начала процесс
государственного строительства
и формирования нового общества. <...> Это предполагало разработку
и осуществление реформ в таких
сферах как политическая система, государственное управление
и экономика, а также формирование новых институтов рыночной экономики. <...> В итоге были
созданы новые органы управления на местном уровне, которые
имеют полномочия разрабатывать и осуществлять местные
программы развития, а также
решать местные вопросы. <...> Система местного самоуправления Армении существует уже 10
лет. <...> На этом промежутке времени
производились институциональные и структурные изменения,
разрабатывались и внедрялись
механизмы действия органов местного самоуправления, проводились мероприятия по усилению их
возможностей, дополнялась законодательная база, углублялся
процесс децентрализации. <...> Однако в системе местного самоуправления существует много
проблем и недостатков, решение
которых необходимо для обеспечения устойчивого развития местного самоуправления. <...> ПРАВОВАЯ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для основания и функционирования системы местного самоуправления прежде всего необходимо иметь соответствующую
законодательную базу. <...> Существуют многие другие
условия, которые поддерживают
развитие местного самоуправления. <...> В ряду этих условий можно
отметить традиции местного самоуправления, законодательную
дисциплину, наличие стратегической программы развития местного самоуправления, развитые
рыночные механизмы и т.д. <...> Правовыми основами для начала процесса децентрализации
и формирования системы местного самоуправления явились:
Конституция Республики Армения (1995 г.), Законы «Об административно-территориальном делении» (1995 г.), «О местном самоуправлении» (1996 г.) и «О
местных <...>
Местное_самоуправление_в_Республике_Армени.pdf
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Давид Туманян
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как и все постсоветские государства,
Армения после провозглашения
независимости (сентябрь
21, 1991 ã.) начала процесс
государственного строительства
и формирования нового общества.
Это предполагало разработку
и осуществление реформ в таких
сферах как политическая система,
государственное управление
и экономика, а также формирование
новых институтов рыночной
экономики. В ряду реформ
особое место занимало создание
новой системы местного самоуправления.
Система сформировалась
в результате децентрализации
управления. В итоге были
созданы новые органы управления
на местном уровне, которые
имеют полномочия разрабатывать
и осуществлять местные
программы развития, а также
решать местные вопросы.
Система местного самоуправления
Армении существует уже 10
лет. На этом промежутке времени
производились институциональные
и структурные изменения,
разрабатывались и внедрялись
механизмы действия органов местного
самоуправления, проводились
мероприятия по усилению их
возможностей, дополнялась законодательная
база, углублялся
процесс децентрализации. Однако
в системе местного самоуправления
существует много
проблем и недостатков, решение
которых необходимо для обеспечения
устойчивого развития местного
самоуправления.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для основания и функционирования
системы местного самоуправления
прежде всего необходимо
иметь соответствующую
законодательную базу. Однако
это требование является необходимым,
но не достаточным условием
для становления и развития
системы местного самоуправления.
Существуют многие другие
условия, которые поддерживают
развитие местного самоуправления.
В ряду этих условий можно
отметить традиции местного самоуправления,
законодательную
дисциплину, наличие стратегической
программы развития местного
самоуправления, развитые
рыночные механизмы и т.д.
Правовыми основами для начала
процесса децентрализации
и формирования системы местного
самоуправления явились:
Конституция Республики Армения
(1995 г.), Законы «Об административно-территориальном
делении»
(1995 ã.), «Î местном самоуправлении»
(1996 ã.) и «Î
местных âûáîðàõ» (1996 ã.).
Конституция Армении, принятая
всенародным референдумом,
заложила основу формирования
системы местного самоуправления1
.
Конституция содержит следующие
общие гарантии местного
самоуправления: местная автономия;
равная правовая защита
всех видов собственности,
включая муниципальную; право
граждан на прямое волеизъявление
путем свободных выборов
или референдумов, а также на
непрямое волеизъявление посредством
государства и органов
местного самоуправления. Седьмая
глава Конституции полностью
посвящена местному самоуправлению.
В ней закреплены
следующие основополагающие
положения:
· Местное
самоуправление
осуществляется в муниципалитетах.
·
Муниципалитет
является
административно-территориальной
1 В 2005 году были внесены изменения
в Конституцию.
единицей и общностью населения
одного или нескольких населенных
пунктов.
· Органами местного самоуправления
являются совет муниципалитета
и руководитель
муниципалитета, которые избираются
на четыре года2 прямыми
выборами.
· Органы местного самоуправления
формируют свои
бюджеты самостоятельно.
· Местные органы самоуправления
должны получать
адекватное финансирование для
выполнения своих обязанностей.
· Полномочия, делегированные
местным органам самоуправления,
должны финансироваться
из государственного бюджета.
·
По закону могут формироваться
межмуниципальные объединения.
Согласно
закону «Об административно-территориальном
делении»
были установлены административно-территориальные
единицы
страны, имена и границы
населенных пунктов и муниципалитетов.
Закон
о местном самоуправлении
установил основные принципы
местного самоуправления и
распределения полномочий между
местными органами самоуправления,
список собственности,
взаимоотношения между государственными
и местными органами
управления, и т.д. В
2002 ã. был принят новый закон
«О местном самоуправлении»,
который предписал новые полномочия
органам местного самоуправления,
развил принципы и
механизмы местного самоуправления.
В
1997 ã. был принят закон о
бюджетной системе, где преду2
До внесения изменения в Конституцию
срок полномочия совета и
руководителя муниципалитета был
три года.
Давид Туманян. Местное самоуправление в Республике Армения
91
Стр.1