СУД ДА ДЕЛО
Конституционный Суд РФ
ОБ УЧЕТЕ МНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И МЕЖСЕЛЕННЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ В ЗАКОНЕ СУБЪЕКТА РФ
И О ПОРЯДКЕ ЕГО ОПУБЛИКОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«по жалобе гражданина О.Б. Гуртуева и коллективной жалобе граждан –
жителей Кабардино-Балкарской Республики на нарушение их конституционных прав
положениями законов Кабардино-Балкарской Республики
«Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики»,
«О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской
Республике» и Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
от 3 апреля 2007 ã.
Конституционный Суд Российской
Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей
Í.Ñ. Áîíäàðÿ,
Г.А. Гаджиева,
Þ.Ì. Äàíèëîâà, Ë.Ì. Æàðêîâîé,
Ã.À. Æèëèíà, Ñ.Ì. Казанцева,
М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой,
À.Ë. Êîíîíîâà, Ñ.Ï. Ìàâðèíà,
Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
Í.Â. Селезнева, À.ß. Ñëèâû,
В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,
Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании
заключение судьи В.Г. Стрекозова,
проводившего на основании
статьи 41 Федерального конституционного
закона «О Конституционном
Суде Российской
Федерации»
изучение
жалоб
предварительное
граждан
Î.Á. Ãóðòóåâà, Ì.Á. Бабаева и
других,
установил:
1. Гражданин Î.Á. Ãóðòóåâ, а
также гражданин М.Б. Бабаев и
другие граждане – жители сел
Безенги, Белая Речка, Верхняя
Жемтала, Каменка, Нижний Чегем,
Хасанья и Яникой Кабардино-Балкарской
Республики в
своих жалобах в Конституционный
Суд Российской Федерации
просят признать противоречащими
статье 131 Конституции
Российской Федерации, а также
ее статьям 9, 12, 15, 17, 130, 132
и 133 ряд положений законов
Кабардино-Балкарской Республики
от 27 февраля 2005 года
«Об административно-территориальном
устройстве КабардиноБалкарской
Республики» и «О
статусе и границах муниципальных
образований в КабардиноБалкарской
Республике».
В жалобах утверждается, что
эти положения, а именно пункт 8
статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 6
Закона Кабардино-Балкарской
Республики «Об административно-территориальном
устройстве
Кабардино-Балкарской Республики»
и приложения ¹25, 26 и 29
к данному Закону, статья 1 и
пункт 2 статьи 14 Закона Кабардино-Балкарской
Республики «О
статусе и границах муниципальных
образований в КабардиноБалкарской
Республике» и приложение
¹1 к данному Закону не
связывают предусмотренное ими
изменение границ территорий, в
которых осуществляется местное
самоуправление, а также преобразование
и упразднение муниципальных
образований и упразднение
их представительных
органов с необходимостью получения
согласия населения этих
муниципальных образований, чем
нарушается право граждан на
осуществление местного самоуправления,
самостоятельность
местного самоуправления.
Кроме того, заявители считают,
что, поскольку КабардиноБалкарская
Республика относится
к субъектам Российской Федерации
с высокой плотностью
населения, выделение в ней
межселенных территорий (т.е.
территорий, находящихся вне
¹171-Î-Ï
границ поселений) неправомерно;
включение же сельских населенных
пунктов в состав городского
округа ведет к потере их
населением статуса сельских
жителей и соответственно – к
потере ряда льгот, лишению пастбищных
и сенокосных угодий,
рекреационных земель, возможности
заниматься традиционным
промыслом – животноводством,
а также к нарушению права муниципальной
собственности.
Как следует из представленных
материалов, заявление главы
администрации села Хасанья о
признании указанных законоположений
не соответствующих
федеральному законодательству
и не действующими со дня принятия
решением Верховного суда
Кабардино-Балкарской Республики
от 25 мая 2005 года оставлено
без удовлетворения. В связи
с этим перед Конституционным
Судом Российской Федерации
ставится и вопрос о проверке
конституционности положений
части 3 статьи 84 и части 3 статьи
85 Федерального закона от 6
октября 2003 года «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» (в редакции Федерального
закона от 28 декабря
2004 года ¹186-ÔÇ), касающихся
порядка изменения границ
территорий, на которых осуществляется
местное самоуправление,
и преобразования муниципальных
образований. В жалобах
КС РФ. Об учете мнения населения и межселенных территориях в законе субъекта РФ … 57
Стр.1