Соколова1
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ ОТКРЫТОГО И ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА
С
овременное муниципальное
управление должно представлять собой высокотехнологичный процесс, основу которого
составляют
информационные
ресурсы. <...> Своевременное овладение информацией, ее корректная аналитическая обработка
способствуют принятию взвешенных и оперативных управленческих решений. <...> 1
Утратившим силу Федеральным законом от 20 февраля 1995
года №24-ФЗ «Об информации,
информатизации и защите информации» (ред. <...> 10 января
2003 г.)2 (далее Закон об информации) были определены
основополагающие начала правового регулирования отношений, складывающихся по поводу
государственных информационных ресурсов. <...> В отношении муниципальных
информационных
ресурсов нормы данного Закона
были достаточно противоречивы. <...> ч.1 ст.6, устанавливавшая, что
информационные ресурсы, как
элемент состава имущества, находятся в собственности органов
местного
самоуправления. <...> В
действительности данные органы, имея статус учреждения, могут осуществлять только оперативное управление муниципальным имуществом, в том числе и
информационными
ресурсами. <...> Норма ч.3 ст.6 Закона об информации вообще не указывала в
качестве собственников информационных ресурсов муниципальные образования. <...> 1
Соколова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры
общественных
дисциплин
Вологодского
филиала
СевероЗападной академии госслужбы. <...> 66
По-видимому, эти противоречия Закона об информации следовало воспринимать как недостатки юридической техники и
никоим образом не как позицию
законодателя, отрицающего возможность муниципальных образований иметь в собственности
информационные ресурсы. <...> Правомочия
собственника,
помимо общих прав владения,
пользования и распоряжения,
включали, согласно ч.7 ст.6 Закона об информации:
право назначать лицо, осуществляющее
хозяйственное
ведение или оперативное <...>
Проблемы_административно-правового_регулирования_муниципальных_информационных_ресурсов_открытого_и_ограниченного_доступа.pdf
О. Соколова1
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ ОТКРЫТОГО И ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА
С
овременное муниципальное
управление должно представлять
собой высокотехнологичный
процесс, основу которого
составляют
информационные
ресурсы. Своевременное овладение
информацией, ее корректная
аналитическая обработка
способствуют принятию взвешенных
и оперативных управленческих
решений. Однако эффективное
использование информационных
ресурсов немыслимо
без надлежащего правового регулирования.1
Утратившим
силу Федеральным
законом от 20 февраля 1995
года ¹24-ÔÇ «Îá информации,
информатизации и защите информации»
(ðåä. 10 января
2003 ã.)2 (äàëåå – Закон об информации)
были определены
основополагающие начала правового
регулирования отношений,
складывающихся по поводу
государственных информационных
ресурсов. В отношении муниципальных
информационных
ресурсов нормы данного Закона
были достаточно противоречивы.
Некорректна формулировка
ч.1 ст.6, устанавливавшая, что
информационные ресурсы, как
элемент состава имущества, находятся
в собственности органов
местного самоуправления. В
действительности данные органы,
имея статус учреждения, могут
осуществлять только оперативное
управление муниципальным
имуществом, в том числе и
информационными ресурсами.
Норма ч.3 ст.6 Закона об информации
вообще не указывала в
качестве собственников информационных
ресурсов муниципальные
образования.
1 Соколова Ольга Сергеевна, кандидат
юридических наук, доцент кафедры
общественных дисциплин
Вологодского филиала СевероЗападной
академии госслужбы.
2 СЗ РФ 1995. ¹8. Ñò.609. 2003.
¹2. Ñò.167.
66
По-видимому, эти противоречия
Закона об информации следовало
воспринимать как недостатки
юридической техники и
никоим образом не как позицию
законодателя, отрицающего возможность
муниципальных образований
иметь в собственности
информационные ресурсы. Исходя
из контекста ст.6 Закона об
информации это право определялось
на основании источника
финансирования затрат на их
создание и функционирование.
Правомочия
собственника,
помимо общих прав владения,
пользования и распоряжения,
включали, согласно ч.7 ст.6 Закона
об информации:
ществляющее
– право назначать лицо, осухозяйственное
ведение
или оперативное управление
информационными ресурсами;
–
установление в пределах
своей компетенции режима и
правил обработки, защиты информационных
ресурсов и доступа
к íèì,
– определение условий распоряжения
документами при их
копировании, распространении.
Органам местного самоуправления
на основании ч.1 ст.8 Закона
об информации вменялось в
обязанность
предоставление
документированной информации
для формирования государственных
информационных ресурсов.
К числу императивно определяемых
Законом об информации
обязанностей органов местного
самоуправления следовало
отнести:
– запрет
распространения
режима информации ограниченного
доступа на социально значимые
сведения (÷.3 ñò.10);
– предоставление информации
о порядке и условиях доступа
к открытым информационным
ресурсам на безвозмездной основе
(÷. 3 ñò.12);
– создание доступных для каждого
информационных ресурсов
по вопросам деятельности органов
местного самоуправления
(÷.1 ñò.13).
Новым Федеральным законом
от 27 июля 2006 года ¹149-ÔÇ
«Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»3
муниципальное образование
определяется как обладатель
информации (÷.1 ñò.6),
полномочия которого реализуют
органы местного самоуправления.
Данные органы обязаны
предоставлять информацию о
своей деятельности (÷.5 ñò.8),
порядок делопроизводства и документооборота
в органах местного
самоуправления должен
соответствовать
требованиям,
разработанным для федеральных
органов исполнительной власти
Правительством ÐÔ4 (÷.2 ñò.11).
Органы местного самоуправления
согласно ÷.2 ñò.12 данного
Закона участвуют в разработке и
реализации целевых программ
применения
информационных
технологий, создают информационные
системы и обеспечивают
доступ к содержащейся в них
информации. Требования к государственным
информационным
системам5 распространяются и
3 СЗ ÐÔ. 2006. ¹31 (÷.1). Ñò.3448.
4 В настоящее время таковой порядок
делопроизводства установлен
Приказом Министерства культуры и
массовых коммуникаций РФ от 8
ноября 2005 ã. ¹68 «Îá утверждении
Типовой инструкции по делопроизводству
в федеральных органах исполнительной
власти»
// ÁÍÀ.
06.03.2006. ¹10. Данный Приказ
издан во исполнение п.11.1 Типового
регламента взаимодействия федеральных
органов исполнительной
власти, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 19 января
2005 ã. ¹30 // СЗ ÐÔ. 2005. ¹4.
Ñò.305.
5 Например, это обязанность совершать
процедуры регистрации и
учета баз, банков данных. См: Постановление
Правительства РФ от 28
февраля 1996 ã. ¹226 «Î государственном
учете и регистрации баз и
банков äàííûõ» (ðåä. 2 марта 2005 ã.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹4/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1